Лесная история
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

Занятие-путешествие с использованием блоков Дьенеша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лесная история

Конспект развивающего занятия по математике в средней группе с использованием логических блоков З. Дьенеша.

Цель: Формирование мыслительных умений  и способностей детей, развитие логического мышления.

Задачи:

  • Формирование элементарных навыков алгоритмического мышления
  • Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать ти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
  • Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства – цвет и толщина).
  • Развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме (форма и размер).
  • Развивать умение разбивать множество (цветы) по одному свойству на два множества, производить логическую операцию «не».

Материал

Логические блоки Дьенеша.

Карточки – символы свойств (форма).

«Волшебный клубочек».

Презентация к занятию.

Проектор, ноутбук.

Схемы домов – каждая на отдельном листе бумаги, формат А4.

Схема «дом».

Схема «этаж» -3 шт.

Атласная ленточка – 1см х 1,5 м.

Раздаточный материал:

Таблицы для самостоятельной работы, тарелочки, логические блоки Дьенеша.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам погулять по волшебному лесу. Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда давайте возьмемся руками за волшебный клубочек и все вместе скажем: «Клубочек, клубочек, крутись-вертись, в волшебном лесу очутись».

Встать с детьми в круг, взяться руками за клубочек и произнести слова.

Воспитатель. Вот и волшебный лес, полный чудес (на экране появляется изображение леса). Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю про трех друзей, которые живут в лесной избушке. А про кого мой рассказ, вы узнаете, если разгадаете загадки.

Под полом, полом

Шевелит хвостом,

В щели глядится,

                Вылезти боится.    (Мышка)

Летом гуляет,

                  Зимой отдыхает.  (Медведь)

Под кустами, под елками

Катится клубок с иголками.  (Еж)

Сегодня я расскажу вам историю про Ежонка, Мышонка и Мишку Косолапого. Садитесь скорее на лужайку. (Дети садятся на стульчики). Слушайте внимательно.

    В одном лесу в избушке с окошком жили Ежонок, Мышонок и Мишка Косолапый. (На слайде появляются изображения избушки и зверей). Жили они дружно. Ежонок ходил в лес за грибами и ягодами. Мишка Косолапый дрова рубил, воду из колодца носил, а Мышонок дома прибирал, еду готовил. Вот однажды сидели друзья в домике, песни пели. Вдруг подул сильный ветер и сломал домик. (Убрать изображение избушки). Еле-еле успели из него выскочить Мышонок, Ежонок и Мишка Косолапый. Сели они на пенек и стали думать, что же им дальше делать. Думали – думали и решили построить новый домик – лучше прежнего. Стали они новые дома рисовать. Ежонок нарисовал вот такой дом. (Изображение на слайде). Посмотрели Мышонок с Мишкой косолапым и сказали: «Нет, Еж, твой дом уж очень «колючий». В этом доме мы не хотим жить!»

    Мышонок нарисовал вот такой дом. (Изображение на слайде). Посмотрели Ежонок с Мишкой Косолапым на этот дом и сказали: «Нет, Мышонок, твой дом очень маленький. В этом доме нам всем места не хватит!» Мишка Косолапый нарисовал вот такой дом. (Изображение на слайде). Посмотрели Мышонок с Ежонком на эту работу и сказали: «Нет, Мишка, ты хочешь построить дом из одних круглых камней. Чуть подует ветер посильнее и твой дом развалится. В этом доме мы не хотим жить!»

    Стали звери думать, как же им нарисовать такой дом, который всем понравится. Думали, думали и решили обратиться за советом к Сове.

      Пошли звери к Сове и рассказали ей о своей беде. Долго Сова думала, как же ей помочь Мышонку, Ежонку и Мишке Косолапому. Думала, думала и нарисовала вот такой дом. (Изображение на слайде). Очень тот дом всем понравился. Да вот только звери не знают как им такой красивый дом построить. А давайте мы им поможем. Чтобы нам не ошибиться и сделать все правильно, давайте еще раз рассмотрим схему, по которой мы будем строить дом.

Задание 1.

Педагог с детьми рассматривают схему дома и разбирают из камней какой формы и какого размера будут строить:

- первый этаж (маленький квадрат, большой квадрат, большой прямоугольник, большой квадрат, маленький квадрат);

-    второй этаж (4 маленьких прямоугольника, большой квадрат);

-    третий этаж (2 маленьких треугольника и 2 больших треугольника).

Воспитатель. Молодцы! Можно приступать к строительству дома! Но сначала давайте разомнемся.

Физкультминутка.

Движения выполняются по тексту стихотворения.

Динь-дон, динь-дон,

Для Ежонка, Медвежонка и для серого Мышонка.

Строим мы новый дом,

Красим стены, крышу, пол,

Прибираем все кругом.

 К ним гости придут

И подарки принесут.

На пол – мягкую дорожку,

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

Дети выполняют наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.

С помощью телодвижения и мимики изображают зверей.

Стучат кулаком о кулак.

«Красят» сбоку, вверху, внизу.

«Метут метлой»

Идут на месте.

Руки вперед, ладонями вверх.

Наклонившись вперед, руками «стелют дорожку».

Кладут сложенные ладони сначала под одну щеку, потом под другую.

Округляют руки и вытягивают перед собой.

 Дети строят дом из плоских блоков, на столе.

Воспитатель. Дом построили. Осталось его украсить разноцветными камнями (блоками). Украшать дом мы будем по схемам, тоже нарисованными Совой. Итак, начнем с первого этажа. (Схемы поочередно появляются на слайде).

Задание 2.

Ориентируясь на карточки - символы и на контурные изображения фигур, дети, выбирают блоки, которые обладают всеми четырьмя заданными свойствами, и накладывают их на соответствующие изображения на схеме дома.

Воспитатель. Молодцы! Первый этаж украсили разноцветными камнями. Давайте теперь второй  и третий этажи украсим. (Дети выполняют задание).

Какой красивый дом получился! Ребята, Мышонок, Еж и Мишка Косолапый очень хотят на новоселье гостей пригласить. Только они боятся, что гости не смогут их домик в лесу найти. Давайте из тех камней что у нас остались, построим дорожку. По этой дорожке все смогут дойти до домика друзей и никто не заблудится. Чтобы дорожка получилась красивая, звери просят нас строить ее по правилу. (Схема дорожки на слайде). Итак, начнем.

Задание 3.

Дети строят дорожку по правилу, записанному в таблице на слайде.

Педагог разбирает с детьми:

- на какое свойство блоков необходимо обращать внимание при строительстве дорожки (форма);

- какой блок за каким должен идти (за квадратным блоком стоит круглый, за круглым – треугольный, за треугольным – прямоугольный, за прямоугольным – снова квадратный);

- с какого блока начать строить дорожку.

Воспитатель. Дорожку до лесного домика мы построили, теперь можно и гостей звать. Мишка Косолапый пошел на лесную почту приглашения отправлять. А Ежонок решил цветы посадить. Ежонок клумбу вскопал. Смотрите, какая она большая (сделать из атласной ленточки круг). Клумбу вскопал, а цветы не посадил. Давайте мы поможем Ежонку цветы посадить. Согласны?

Дети. Согласны!

Воспитатель. Ежонок просит нас посадить только синие цветы (положить на стол цветы). Итак, приступаем к работе.

Задание 4.

Выбрав цветы, которые удовлетворяют заданному  правилу (например, синие), дети сажают цветы на клумбе, внутрь круга сделанного из атласной ленты. Затем воспитатель просит детей, сказать какие цветы  мы не посадили на клумбе.

Отвечая на вопрос,  дети должны сказать: «Мы не посадили все не синие цветы».

Воспитатель. Ребята, Мышонок хочет всем гостям подарить коробку с конфетами. У него очень много работы и он боится не успеть. Давайте мы ему поможем.

Раздать детям тарелочки с блоками и таблицы для самостоятельной работы.

Задание 5.

Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки – символы свойств (толщина и цвет).

Воспитатель. Ну молодцы! Помогли друзьям новый дом построить и дорожку до дома проложить, цветы посадить на клумбе и конфетки по коробкам разложить. Теперь можно в группу возвращаться. Давайте возьмемся все вместе за клубочек и скажем: «Клубочек, клубочек, крутись – вертись, в группу вернись!»

Встать с детьми в круг, взяться за клубочек и произнести слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"лесная история"

С  помощью  сказки  научить детей  правильно  собирать  грибы....

"Лесная история" - интегрированное занятие по познавательному развитию для детей среднего возраста.

Сказка "Лесная история"  написана  мной для использования на интегрированных занятиях по познавательному развитию, ФЭМП.Интересный сюжет сказки знакомит детей с лесными обитателями, их повад...

Конспект ООД в ср. гр. "Лесная история"

Конспект   ООД  по образовательным  областям  "Познавательное развитие", " Физическое развитие"  с приобщением к чувашскому устному творчеству....

Интегрированное занятие в средней группе "Лесная история"

Встреча с Зайцем и Мишкой в лесу. Продуктивная деятельность: угощаем Зайца морковкой (пластинография), угощаем Мишку (рисование по мокрому листу)....

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «ЛЕСНЫЕ ИСТОРИИ»

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, цветы,  все они живут на своих зеленых этажах)...

"Лесная история"

Развлечение направлено на закрепление детьми правил пожарной безопасности....