Занятие по ФЭМП в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Артемьева С.А.

Тема: ТРЕУГОЛЬНИК

Цель:

1)                 сформировать представление о треугольнике как общей форме не­которых предметов, умение распознавать треугольную форму в предме­тах окружающей обстановки;

2)                 сформировать опыт самостоятельного преодоления затрудне­ния под руководством воспитателя (на основе рефлексивного ме­тода);

3)                 закрепить счет до трех, умение сравнивать предметы по свой­ствам;

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб­щение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treugolnikstarshaya_gruppa.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ТРЕУГОЛЬНИК

Цель:

  1. сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах окружающей обстановки;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
  3. закрепить счет до трех, умение сравнивать предметы по свойствам;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: изображение 3 клоунов, 3 колпачка, карточки с разным количеством точек и предметов, предметные картинки с изображением предметов не треугольной формы.

Раздаточный: круги, треугольники, квадраты, таблицы, предметные картинки с изображением предметов треугольной формы, карточка с изображением 3 клоунов.        :

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей около фланелеграфа, на котором  3 клоуна.

  • Сколько клоунов пришли к вам в гости? (Три.)

Воспитатель рассказывает, что клоуны не могут отыскать свои колпачки и просят помочь им.

 Игра «Колпачки» (начало).

Дети садятся за столы, на которых находятся лежащие вперемешку 2 треугольника красного и зеленого цвета одного размера и 2 круга красного и зеленого цвета одного размера. Размер круга таков, что круг вписывается в треугольник.        Показывая на геометрические фигуры, воспитатель говорит детям, что это разные головные уборы. Круги — это беретки, а треугольники - это колпачки.

  • Какую форму имеют беретки? (Круглую.)
  • Сколько береток? (Две.)
  • Сколько колпачков? (Два.)
  • Сколько клоунов просят вас о помощи? (Три.)
  • Сможете ли вы выполнить просьбу клоунов? (Нет.)
  • Почему вы не сможете этого сделать? (Потому что не хватает одного колпачка.)
  • Где можно его купить? (В магазине.)

 Игра «Колпачки» (продолжение).

Воспитатель предлагает сначала позвонить в магазин и узнать, есть ли там нужные головные уборы.

Продавец в магазине просит объяснить, какой именно головной убор нужен.

Возникает затруднение, так как большинство детей не знают название треугольника.

  • Сумели ли вы объяснить продавцу, какой головной убор нужен? (Нет.)
  • Почему не сумели? (Потому что не знаем, как назвать его форму.).
  • Игра «Колпачки» (окончание).
  • Попробуйте сами узнать название формы, которую имеет колпачок, чтобы вы смогли рассказать об этом продавцу.

Воспитатель предлагает детям, положить красный круглый берет на зеленый колпачок клоуна.

  • Весь ли колпачок уместился под круглым беретом?
  • Что выглядывает из-под круглого берета?

Если дети не знают слова «угол», то воспитатель называет его сам.

  • Сколько уголков выглядывает снизу?

Дети считают вместе с воспитателем, проводя пальцем по дуге от одной стороны угла к другой: один, два, три.

  • Как же назвать фигуру, у которой 3 уголка? Догадайтесь!

Здесь важно создать атмосферу поиска, когда дети высказывают

свои версии. Среди версий могут быть правильные, поскольку название «треугольник» детям уже встречалось.

Воспитатель хвалит всех детей, предложивших свои версии.

  • Молодец, Антон! Почти угадал! А Маша точно сказала: треугольник, Повторите еще раз все вместе: треугольник.
  • Как вы теперь объясните продавцу, какой головной убор вам нужен?

Дети говорят, что им нужен треугольный колпачок.

Если в ходе обсуждения никто из детей сам не назовет общую форму треугольника, можно закрепить с ними способ действий в ситуации затруднения:

  • Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у взрослого.)

Физминутка : «Велосипед».

Воспитатель рассказывает, что до магазина довольно далеко, и предлагает детям доехать до него на велосипеде.

Дети ложатся на ковер на спину, сгибают ноги в коленях, крутят педали, едут.

 «В Игра магазине».

Дети подходят к отдельному столу, на котором находятся красные треугольники по количеству детей, а также красные круги и квадраты. Размер треугольников больше или меньше размера первых двух колпачков.

  • Сколько треугольных колпачков вам нужно купить? (Один.)

Дети из множества фигур выбирают один треугольник и несут его к

своему столу.

  • Сколько у вас треугольных колпачков? (Три.)
  • Какой колпачок не такой, как остальные? (Зеленый, так как остальные колпачки красные)

Воспитатель кладет перед каждым ребенком полоску, на которой нарисованы три круга-личика такие же, как на фланелеграфе.

  • Клоун с желтыми волосами хочет, чтобы ему одели не красный колпачок.

После того как дети выполнят задание, воспитатель дублирует действие на доске и предлагает детям проверить, правильно ли они нарядили клоуна.

  • Клоун с оранжевыми волосами хочет, чтобы ему одели не большой колпачок.

Дети выполняют задание, воспитатель делает это на фланелеграфе.

  • Какой колпачок у вас остался? (Большой красный.)
  • На какого клоуна вы его наденете? (На клоуна с коричневыми волосами.)

 Игра «Найди свое место».

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель говорит детям о том, что клоуны просят детей навести в их домике порядок. Для этого нужно найти свое место.

На столах лежат карточки с нарисованными на них точками (от 1 до 3). Каждый ребенок получает карточку с определенным количеством предметов и ищет место, на котором находится карточка с таким же количеством точек.

Проверка осуществляется индивидуально по мере выполнения детьми задания.

Воспитатель может задать детям вопросы:

  • Что нарисовано на твоей картинке? (Например, стулья.)
  • Сколько стульев нарисовано?

Ребенок отвечает, согласовывая числительное с существительным в роде.

Игра «Подбери по форме».

Дети по 4 человека садятся за столы. У каждого ребенка имеется таблица.

На середине стола находятся предметные картинки. Для удобства проверки картинки треугольной формы должны быть такими: 4 картинки, на которых нарисован треугольный зонтик, 4 картинки с треугольной рыбкой, 4 картинки с треугольным деревом. Картинки круглой и квадратной формы могут быть разными.

Клоуны просят детей подобрать картинки, по форме напоминающие треугольник, и положить в коробку (в пустые клетки).

Перед началом выполнения задания воспитатель спрашивает детей, какая фигура нарисована на коробке, и просит детей обвести пальчиком эту фигуру.

Дети обводят треугольник несколько раз.

Воспитатель предлагает детям нарисовать треугольник пальчиком по воздуху.

  1. Какие предметы вам нужно найти? (Треугольные.)
  2. Как вы будете их искать? Воспитатель предлагает детям, взяв карточку, обвести предмет, нарисованный на ней, пальчиком и определить, треугольный предмет или нет.

Воспитатель говорит детям, что все картинки, которые они положат в пустые клеточки, должны быть разными.

После того как все дети выполнили задание, воспитатель говорит, что клоуны просят рассказать, какие картинки они положили в пустые клеточки. Один ребенок называет первую картинку, например, треугольная рыбка. Остальные дети находят эту картинку у себя и хором повторяют: треугольная рыбка. Следующую картинку называет другой ребенок, все дети находят ее у себя и хором называют и т. д.

  1. Почему вы не положили в коробку остальные картинки? (Потому что они не треугольные.)

6. Итог занятия.

У кого вы сегодня побывали?

Чем вы смогли помочь клоунам?

Воспитатель говорит детям, что смогли помочь клоунам найти колпачки и разложить аккуратно вещи, потому что научились находить предметы треугольной формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Математика - точная наука, но детям интересней сказки и игры. Приходится совмещать...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Это не просто занятие, а путешествие по любимым сказкам....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Цветик-семицветик"

Знакомство с цифрой 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге; закрепить навыки штриховки; ориентировки на б...

Занятие по ФЭМП в старшей группе: " Математический КВН".

Цель математического КВНа:-  Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.- Закрепить порядковый счёт; установление связей и отношений между числами натурального...

Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада. Планы занятий. И.А. Помораева, В.А. Позина.

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе детского сада....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠».

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠»....