Конспект «Ранней весной на лесной полянке. В гостях у Лесовичка».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Типакова Наталья Анатольевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ранней весной на лесной полянке. В гостях у Лесовичка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranney_vesnoy_na_lesnoy_polyanke.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 23 »

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Ранней весной на лесной полянке. В гостях у Лесовичка».

                                                  Воспитатель ДОУ  Типакова Н.А. 

Цели:

• Закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10.

• Отрабатывать навыки решения арифметических задач на сложение и вычитание.

• Закреплять понятия «больше» и «меньше», закреплять навыки сравнения чисел.

• Закреплять навыки ориентирования по схеме на листе бумаги.

• Развивать логическое мышление детей путем решения логических задач на определение недостающего элемента.

• Воспитывать у детей культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

• Развивать интерес к математике, воспитывать позитивный настрой на успех и желание добиваться лучших результатов.

Материалы для занятия:

• Карта-рисунок лесной полянки, изображенная на большом листе бумаги.

• Передвижная фигурка человечка, которую можно пере-ставить в любое место карты.

• Карточки с примерами для каждого ребенка.

• Карточки с лабиринтами для каждого ребенка.

• Карточки для решения задачи для каждого ребенка.

• Математические картинки для каждого ребенка.

• Арифметическая линейка или счетные палочки для каждого ребенка.

• Простой карандаш и набор цветных карандашей для каждого ребенка.

Ход ЗАНЯТИЯ

Перед началом занятия воспитатель проводит игру на внимание или умение сосредоточиться, просит ребят проверить порядок на рабочих столах, наличие у всех простого и цветных карандашей.

ЧАСТЬ 1 Вводная

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Детям подготовительной группы. Для занятия по математике». Давайте откроем его и прочитаем.

Дорогие ребята!

Пишет вам ваш друг — Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня и зимой. А теперь я приглашаю вас на лесную полянку ранней весной, чтобы вы сами могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. Посылаю вам план, как добраться до моей лесной полянки, и подсказки, которые помогут вам сориентироваться. До встречи! Ваш друг Лесовичок!

Подсказка № 1. Вы должны подойти к кустарнику, расстояние до которого меньше 6 метров.

Подсказка N2 2. От орешник нужно пройти к дереву, расстояние до которого будет равно 4 метрам.

Подсказка N2 3. Не ходите через болотце, ребята! Сейчас оно опасно, так как почва сырая, болото очень топкое. Вот летом, когда земля подсохнет, болотце тоже высохнет и превратится в зеленый лужок. Тогда по нему можно будет спокойно пройти. Идите самой короткой дорогой.

Подсказка № 4 .«Ребята, будьте осторожны, поделкой медведь устроил себе берлогу. Не разбудите его раньше времени!».

Подсказка № 5. А теперь подойдите скорее к пенёчку.

Подсказки зачитываются не сразу, к ним воспитатель прибегает по мере необходимости.

Воспитатель: Что же, ребята, вот карта маршрута, на отдельном листочке написаны подсказки. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какое время сейчас у нас на дворе?

Правильно — ранняя весна. А кто из вас может назвать мне приметы ранней весны? Она чем-то похожа на зиму, а чем-то отличается от нее. А чем?

Воспитатель помогает детям вспомнить и назвать приметы ранней весны.    

Дети:  солнце светит ярче, снег становится другим: он уже не такой белый, как зимой, он немного грязноватый и весь как будто в дырочках. Солнышко светит ярко и тепло. На поверхности снежинки тают и превращаются в капельки воды. Эти капельки воды протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу получаются такие дырочки. А скоро снег растает совсем.  На краю крыш повисли сосульки. Это днем снег на крыше тает и стекает с крыши вниз, а вечером и ночью еще морозно, вот вода и превращается в лед, в ледяные сосульки. И утром на снегу бывает твердая ледяная корка — наст. Днем снег на поверхности подтаивает, а ночью снова подмерзает, и образуется наст.

И на снегу уже можно увидеть проталинки. И скоро будет много ручейков.

Воспитатель: Правильно, молодцы. И снег начинает таять, и проталинки образуются, и ручейки, оттого что солнышко весною светит ярче, теплее. А кто мне может сказать, почему же оно весной более теплое, чем зимой?

Дети: Потому что весной Солнце находится ближе к Земле, чем зимой, и на Землю попадает больше солнечных лучей.

Воспитатель: Правильно, умница! Точнее, Земля так повернута к Солнцу, что на нее попадает больше солнечных лучей. Ну что же, ребята, отправимся теперь в лес, посмотрим, как там хозяйничает весна.

ЧАСТЬ 2 Путешествие начинается

Правила поведения в лесу: ходить по лесу осторожно, чтобы не потревожить его обитателей, не сорвать и не помять цветы, веточки у деревьев и кустарников, не кричать, не слушать громко музыку.

Воспитатель: Вот с этого места на карте мы должны начать свое путешествие. Поставим сюда нашего человечка. От этого места тропинки ведут к двум кустарникам. Кроме того, на полянке растут и несколько деревьев. Ребята, а вот вопрос, который вам задает Лесовичок: «Вспомните, чем кустарник отличается от дерева?»

Дети вспоминают, что у дерева один большой ствол, а у кустарника несколько, но более тонких.

Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрим, о чем говорит подсказка № 1.

Подсказка N° 1. Вы должны подойти к кустарнику, расстояние до которого не больше 6 метров.

Возьмите, пожалуйста, круглую карточку, на ней записаны два примера. Решив эти примеры, вы узнаете, чему равны расстояния до куста орешника и до куста сирени.

Дети решают примеры, выясняя, чему равны расстояния до кустарников. Затем воспитатель приглашает одного из детей к доске, чтобы он переставил человечка в то место, о котором говорит подсказка № 1.

Воспитатель: Итак, ребята, мы добрались до куста орешника. Отсюда дорожки ведут к дереву осине и к дереву березе. К какому же из них нам пойти?

Подсказка № 2. От орешника нужно пройти к дереву, расстояние до которого будет равно 4 метрам.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, овальную карточку. Когда вырешите написанные на ней примеры, вы найдете, чему равно расстояние от орешника до осины и от орешника до березы.

После того как примеры решены, воспитатель вновь приглашает к доске одного из детей, чтобы он переставил человечка на карте к нужному дереву. Действия ребенка должны быть им объяснены и доказаны.

ЧАСТЬ 3 Решение лабиринта

Воспитатель: Под осинкой еще лежит снежок, хотя видны и проталины. Под осинкой вы видите муравейник. Его обитатели всю зиму спали в своем домике из сосновых и еловых иголок, укрытые толстым слоем снега. Но теперь, когда солнышко пригревает все ярче, все теплее, муравьишки уже начинают выбираться наружу, в муравейнике открываются двери и окошки. Один самый смелый муравьишка отправился погулять по проталинкам. Но когда настало время возвращаться назад, муравьишка, представьте себе, заблудился. А муравью обязательно надо вернуться в муравейник, иначе он погибнет. Давайте поможем муравьишке добраться до муравейника. Напоминаю вам, что в нашем лабиринте можно двигаться только по горизонталям и вертикалям. Муравьишка может пройти только по светлым точкам - это проталинки с травой; коричневые кружочки - это грязь, топкие места, на них нашему муравью наступать нельзя.

Дети решают задание-лабиринт, отрабатывая навыки ориентации по схеме на листе бумаги.

Воспитатель: Ну вот, теперь, когда муравьишка добрался до дома, мы продолжим нашу прогулку. От осинки идут три дорожки - к березе, к елочке, к кусту сирени. Куда нам пойти, подскажет опять Лесовичок.

Подсказка № 3. Не ходите через болотце, ребята! Сейчас оно опасно, так как почва сырая, болото очень топкое. Вот летом, когда земля подсохнет, болотце тоже высохнет и превратится в зеленый лужок. Тогда по нему можно будет спокойно пройти.  Идите самой короткой дорогой.

Воспитатель: Что же, ребята, на  дорожках указаны расстояния от осины  до березы и сирени: до березы 5 метров, до сирени — 7 метров. Пожалуйста, кто из вас покажет, куда нам пойти?

После того как один из детей переставит человечка к березе, объяснив свой выбор, воспитатель переходит к следующей части занятия — решению задач.

ЧАСТЬ 4 Решение задач

Воспитатель: Под березкой еще лежит снежок. Под березой он растает позже, потому что у нее светлый ствол: светлые цвета меньше притягивают солнечные лучи, чем темные. Поэтому около осины снега меньше, чем под березкой, где еще лежит сугроб. Давайте-ка заглянем под сугроб. Под ним уже что-то растет.

Воспитатель приглашает одного из ребят разгрести сугроб. Под ним дети находят подснежники.

Воспитатель: Это один из самых первых весенних цветков — подснежник. Он начинает расти еще под снегом, а расцветает уже тогда, когда снег растает. И на первых же проталинках в лесу вы сможете увидеть эти белые или светло-голубые цветы. Но, ребята, из-за того, что эти цветы — одни из самых первых, они сейчас находятся в опасности.

Люди за долгую зиму отвыкают от зеленых листочков, от цветов. Поэтому, когда расцветают подснежники, каждый хочет собрать себе букетик этих цветов. И из-за этого все меньше и меньше цветов встречается в наших лесах. Если мы с вами не научимся относиться к ним бережно, подснежники могут вообще исчезнуть. Снова и снова, ребята, мы с вами говорим о бережном отношении к природе, к растениям и животным. Никогда не ломайте веток на деревьях и кустарниках, не рвите цветов, не убивайте насекомых, не причиняйте вреда животным и птицам.

Но вернемся к нашим подснежникам.

Вчера на лесной полянке распустилось шесть подснежников, а сегодня поутру — еще три. Сколько всего подснежников распустилось на полянке?

Ребята, что я вам сейчас сказала?

Дети должны вспомнить и сформулировать составные части задачи: задача — это математическое задание, в котором есть условие и вопрос, когда можно составить решение и дать ответ.

Воспитатель: Значит, у нашей задачи есть условие и вопрос. Осталось составить решение и получить ответ. (Возьмите зеленый листочек бумаги и запишите на нем решение задачи). Сосчитайте ответ выложите на подносиках.

Дети решают задачу, затем один из детей записывает решение на доске, все остальные проверяют решение, указывая на возможные ошибки.

ЧАСТЬ 5 Физкультминутка

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать звуки весеннего леса. Послушайте, какая это музыка — плавная или быстрая. Какие звуки здесь можно услышать? Давайте немного подвигаемся. Я предлагаю каждому из вас придумать движение, изображающее одного из обитателей леса: растение, животное или насекомое. Остальные дети должны повторить эти движения и отгадать, кого изобразили.

Как-то раннею весной          (Дети стоят в кругу.)

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:            (Дети бегут на цыпочках, чуть подняв согнутые в локтях руки.)

Не скворцы и не синицы,

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь.

Разбежались по опушке,      (Приседают.)

Прыг-скок, крак-крак!

Там жучок, там червячок!    (Бегут в разные стороны, наклоняются вперед, вниз.)

Крак-крак-крак!

ЧАСТЬ 6 Сравнение чисел, нахождение большего и меньшего

Воспитатель: А теперь продолжим нашу прогулку по весеннему лесу. От березки дорожка ведет к ели.  Лесовичок предупреждает нас:

Подсказка № 4. Ребята, будьте осторожны, под елкой мед-ведь устроил себе берлогу. Не разбудите его раньше времени!

Действительно, взгляните: под елкой медвежья берлога. Вы уже знаете, что медведи на зиму впадают в спячку. Они спят в берлоге все холодное время года и только весной выбираются из нее, чтобы погреться на солнышке и хорошенько подкрепиться. Ведь за всю зиму у них, можно сказать, и кусочка во рту не бывает. Чем же питается медведь, когда вылезает из берлоги? Оказывается, одним из его любимых лакомств являются муравьи. Представьте себе, огромный медведь подходит к муравейнику и запускает туда свою мохнатую лапу.  Муравьи, сильно рассердившись, облепляют и кусают эту лапу, которая разрушает их дом. Тогда медведь вынимает лапу из муравейника и слизывает с нее муравьев. Итак, медведь, как видите, является одним из серьезных врагов муравьев и муравейников. Но несмотря на это муравьи быстро восстанавливают свой дом. Более опасным врагом для них является, представьте себе, человек. Иногда люди, приходя в лес, бездумно разрушают муравейники и уничтожают муравьев. А это наносит огромный вред не только муравьям, но и всему лесу и всей нашей природе.

    Так вот, наш мишка, когда вылезет из берлоги, тоже захочет пройти к муравейнику. От берлоги к муравейнику ведут три дорожки. По какой же ему пойти, чтобы путь был коротким? Возьмите, пожалуйста, карточку прямоугольной формы. Решив написанные на ней примеры, вы сможете выбрать нужную дорожку.

После решения и проверки примеров воспитатель приглашает к доске одного или нескольких детей для того, чтобы провести медведя по нужной дорожке. При необходимости воспитатель направляет дискуссию детей и помогает всей группе найти верное решение.

ЧАСТЬ 7 Решение логических задач

Воспитатель: Ну что же, мы с вами успешно справились со всеми задачами, и Лесовичок предлагает нам пройти к кусту сирени, рядом с которым мы видим пенек. Я думаю, он неспроста приглашает нас к этому пенечку.

Подсказка № 5. А теперь подойдите скорее к пенечку!

Воспитатель достает из-за пенечка Лесовичка, который приветствует ребят и предлагает им еще одну задачу: заполнить недостающие клеточки в логической таблице.

ЧАСТЬ 8 Подведение итогов занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этой задачей. Лесовичок, а ты доволен тем, как вели себя гости в твоем лесу?

Лесовичок: Да, я очень доволен, ребята учились ходить по лесу осторожно, чтобы не потревожить его обитателей, не сорвать и не помять цветы, веточки у деревьев и кустарников. Да и задачи они решали хорошо. В подарок им я принес волшебный цветик-семицветик. Все лепестки у него разного цвета. Он не простой, а математический. Чтобы раскрасить лепестки его в нужный цвет, надо решить примеры. Это задание я предлагаю ребятам выполнить дома. А на следующем занятии мы проверим, какие цветики-семицветики у вас получились.

Работа детей на занятии оценивается методом двойной оценки. Сначала Лесовичок рассказывает о том, что ему понравилось или не понравилось в работе ребят, а затем воспитатель пытается придать положительный импульс дальнейшим усилиям детей, настроить их на более активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия в средней группе (образовательная деятельность-музыкальная) «Весна на лесной полянке»

Конспект открытого мероприятия в средней группе (образовательная деятельность-музыкальная) «Весна на лесной полянке»...

Конспект занятия совместно с родителями в группе раннего возраста "На лесной полянке"

Данный конспект разработан для работы в группе раннего возраста. Занятие проводилось в день открытых дверей. Приглашались родители, участвовали вместе с детьми. Конспект написан в форме таблицы, ...

Конспект игры-занятия с дидактическим материалом в группе раннего возраста «На лесной полянке».

Конспект игры занятия с дидактическим материалом для формированию умения детей отбирать предметы определенного цвета....

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по конструированию из бумаги "Ранней весной на лесной полянке".

Данный материал знакомит детей с японским искусством оригами и повышает интерес к изготовлению поделок из бумаги....

Конспект совместной культурно-досуговой деятельности с детьми раннего возраста «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ»

Конспект совместной культурно-досуговой деятельности с детьми раннего возраста. Лисичка приносит детям письмо от лесных зверюшек. В письме написано, что они дарят им музыкальную шкатулку. Из шкатулки ...