Программа кружка по формированию логико -математических представлений у дошкольников "Размышляй-ка"
рабочая программа по математике (старшая группа) по теме

Малинина Наталия Станиславовна

В программу входит "Пояснительная записка", актуальность ,предлагаемые методы работы с дошкольниками, программа для среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.docx48.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Размышляй-ка»

                                               

Программа развития логико-математического мышления

Срок реализации – 8 месяцев

Возраст детей – 5-6 лет

Составитель: воспитатель

                                                                                                           Малинина Н.С.

Йошкар-Ола

2017

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его умственной деятельности, формирование мыслительных умений и способностей. Система образования должна способствовать адаптации ребенка к новым условиям социума посредством получения им необходимых умений, знаний и навыков.

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в дальнейшем, при обучении в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. 

Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать  умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. 

В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, то есть система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

Использование «Логических блоков Дьенеша» в процессе обучения позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции и др. Палочки Кюизенера формируют у детей представление о числе, содействуют развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. Использование одновременно двух игровых материалов создаёт дополнительные возможности для развития логического мышления дошкольников.

Актуальность

Для успешного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Цель программы: овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Задачи программы:

  • обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
  • развивать представление о множестве, операциями над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);
  • формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • учить сравнивать предметы по трем признакам;
  • устанавливать соотношение части и целого, размера частей;
  • учить понимать связи и отношения в натуральном ряде чисел;
  • развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
  • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

Сроки реализации программы: октябрь-май 2018 г.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет.

Режим занятий: 2 занятия в неделю во второй половине дня.

Длительность занятия: 25минут.

Программа предусматривает проведение  занятий в различной форме:

  • Индивидуальная и самостоятельная работа детей.
  • Работа в парах.
  • Групповые формы работы.
  • Фронтальная проверка и контроль.
  • Самооценка выполненной работы.
  • Дидактическая игра.
  • Игра-путешествие.

Ожидаемый результат: овладение детьми старшего дошкольного возраста приемами логического мышления, решения задач, решения операций с множествами.

Способы проверки результатов работы: 2 диагностики (октябрь и май (итоговая)) уровня усвоения операций логического мышления.

Критерии диагностики:

  • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  • Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
  • Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
  • Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен  объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их подгруппам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Структура занятий:

  • Разминка
  • Основное содержание - знакомство с новым материалом
  • Физминутка, зрительная, пальчиковая гимнастика
  • Закрепление нового материала
  • Развивающая игра, работа по печатному тексту

Содержание программы

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети  на занятии):

1. Анализ – синтез. 

Цель: учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно  соединять в единое целое части предмета. 
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка –молоко, собака – ? (косточка)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

2. Сравнение. 

Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и  упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

3. Ограничение. 

Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

4. Обобщение. 

Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

5. Систематизация. 

Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

6. Классификация. 

Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

7. Умозаключения. 

Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.

К концу изучения программы  

дети должны знать:

  • принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
  • антонимы и синонимы;
  • названия геометрических фигур и их свойства;
  • принцип программирования и составления алгоритма действий.

 

дети должны уметь:

  • определять   закономерности   и   выполнять   задание   по   данной  закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
  • путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
  • быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
  • выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
  • выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
  • уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.

Календарно-тематическое планирование  «Размышляй-ка»

                                     Средний возраст.

Неделя

Программное содержание

Совместная деятельность

1 неделя

Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Решение сказочных задач; Превращение квадрата «Домик».

«Лабиринты», « Найди клад».

Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета.

Д/и «На что похоже»; «Магазин посуды»; Игры  со счетными палочками.

2 неделя

Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу.

Выкладывание из палочек знакомых геометрических фигур. Превращение квадрата «Домик».

Формирование представления о геометрических фигурах; развитие памяти, логического мышления.

Блоки Дьенеша « Садовники» ,Д/и: «Измени количество квадратов в фигуре», «Кубики для всех».

3 неделя

Развитие способности к анализу, абстрагированию; умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм -  «выращивание дерева»).

Д/и: «Дерево», Выкладывание из мозаики геометрических узоров.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.

Игра с палочками Х. Кюизенера. «Построй домик для кошечки»  Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша

4 неделя

Упражнять детей в количественном  и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.

Разучиваем стихотворения С. Маршака: Цифры.

Игра с палочками Кюизенера-построить поезд из цветных палочекКюизенера

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить рассуждать, делать выводы.    

Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор», «Назови одежду»

5 неделя

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Физкультминутка «Раз – согнулся, разогнулся».

Превращение квадрата «Летучая мышь»

Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам

Д/игра: «Домино», «Исправь ошибку», «Назови соседей».

6 неделя

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Закреплять умения составлять фигуры из частей.

Игра «Архитекторы» Игра «Танграм»  Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша.

Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; развитие памяти, мышления, сообразительности.

Игра «Архитекторы» Игра «Танграм»  Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша

7 неделя

Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр.

Игра «Посчитаем с гномами» ,«В гостях у Петрушки» ,Игра «Какой по счету?»

Развитие руки дошкольника, умения выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5-10 умений; умения использовать предметы при счете, сравнении и выполнять действия без предметов. Воспитывать интерес к математике.

Д/игра: «Найди и заштрихуй все цифры», “Волшебные лучики”  «Найди котят и щенят» (обвести их по контуру и заштриховать прямыми вертикальными линиями, а других горизонтальными линиями.)

8 неделя

Учиться строить все возможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок. Упражнять  ребенка в умении  расставлять вагончики так, чтобы

 — каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза?

Игра с блоками Дьенеша.«Путешествие на поезде» Размести пассажиров по вагонам.Логическая задача «Детская железная дорога»

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы..

Выкладывание  из палочек Кюизенера  .

9 неделя

 Развитие классификационных умений.

Д/игры :«Чей домик?»;Сколько было?Сколько стало? Сколько всего?»

Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. Учить сравнивать и обобщать фигуры.

«Назови ласково»;

«Узнай по описанию»;

10

неделя

Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества.

Игра «Танграм», «Что изменилось?»; «Кто скорее соберёт?»; Составление геометрических фигур: 2 равных треугольника из 5 палочек.

Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Воспитывать у детей инициативность и самостоятельность.

Д/игра «Угощение для медвежат», «Собери квадрат».

11

неделя

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.

Д/игра «Магазин», «Составь узор».

 Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Д/игры: «Забавные гимнасты», «Подскажи словечко», или "У бабушки на грядке выросли загадки"

12

неделя

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать ориентацию детей в пространстве («слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер.

Игра «Палочки можно складывать», «Волшебные превращения»

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить рассуждать и делать  выводы.

Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

«Продолжи цепочку»

                       

Календарно-тематическое планирование  «Размышляй-ка»

                      Старший возраст. (5-6 лет; 2 часа в неделю)

Месяц

Неделя

Программное содержание

Совместная деятельность

октябрь

1неделя

Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

Игра «Посчитаем с гномами»

2неделя

Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству.

Конус. Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки»

3неделя

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

Игра «Фигурки спрятались»

4неделя

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

ноябрь

1неделя

Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?»

2неделя

Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды.

Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек».

3неделя

Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.

Игра «Архитекторы»

4неделя

Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями: больше, меньше. , со знаками <, >.

Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

декабрь

1неделя

Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?»

2неделя

Закреплять умения составлять фигуры из частей.

Игра-головоломка «Пифагор»

3неделя

Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.

Игра «измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?»

4неделя

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать)информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно.

Игра «Украсим елку бусами»

январь

2неделя

Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. фигурах.

Игра «Сравни и заполни»

3неделя

Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.

Цилиндр. Игра «Паспортный стол».

4неделя

Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства.

Игра «Логические кубики»

февраль

1неделя

Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения.

Игра «Узнай длину ленты»

2неделя

Закреплять умения составлять фигуры из частей. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета.

Игра «Танграм» Игра «Логический поезд»

        

3неделя

Учить ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными.

Игра «Палочки можно складывать»

4неделя

Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления.

Игра «Мозаика цифр»

март

1неделя

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

2неделя

Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства.

Игра «Логические кубики»

3неделя

Закрепить навыки ориентировки в пространстве(справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

Математические задачки

4неделя

Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

                          апрель

1неделя

Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

Логическая задача на цветовую последовательность

2неделя

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать  информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно.

Игра «Построй предметы»

3неделя

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер.

Игра «Цвет и число», «Число и цвет»

4неделя

Закрепить навыки ориентировки в пространстве(справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

Математические задачки в стихах

май

1неделя

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.

Игра «Раздели фигуры»

2неделя

Учить решать логические  задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

Логическая задача «Детская железная дорога»

3неделя

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф) информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно.

Игра «Магазин», «Детская площадка»

4неделя

Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

Д/ игра «Логический поезд»

Литература.

1. Венгер Л.А, Дьяченко О.М.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М., «Просвещение» ,1989

2. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

4. Лебедева С.А. Развитие логического мышления у детей- М., ИЛЕКСА,2009

5. Светлова И. Логика. М., 2007.

6. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

7. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б. б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год) .

8. Б. Б. Финкельштейн. «Спасатели приходят на помощь». ООО «Корвет».

9. Б. Финкельштейн, Л. Лабутина. «Праздник в стране блоков». ООО «Корвет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего возраста детского сада с использованием палочек Кюизенера.

Программа кружка содержит подборку игр и упражнений ,  моделирование из палочек Кюизенера , направленных на формирование у детей элементарных математических представлений. Материалы ключают разра...

Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» во второй младшей группе

Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»...

Программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Учимся, играя» Возраст обучающихся: 6-7 лет

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка &la...

Парциальная дополнительная программа кружка по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Знайка»

Цель: формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени....