Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» во второй младшей группе
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Гажа Елена Александровна

Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_femp.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное

автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Белогорска Амурской области

Рабочая программа кружка

по формированию элементарных математических представлений

«Математический калейдоскоп»

во второй младшей группе

Срок реализации программы - 2019-2020 учебный год

Составила: Гажа Е.А., воспитатель

Г.Белогорск

2019 г.

1.Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», в соответствии с Основной образовательной программой МАОУ «Школа № 4 города Белогорск» (дошкольное образование),  с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г, ст 2, 48;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»

-Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 4 г.Белогорск» от 28.09.2015г., постановление № 1751

-Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03.02.2016 г. серия

ОД № 5293, бессрочная.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети  младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Предлагаемый курс кружка ориентирован на развитие математических способностей детей 3-4 лет, которое определяется в двух направлениях:

-систематизация и учет математических знаний, полученных из разных источников (игры, общение, предыдущего обучения и т.д.);

-организация работы с детьми по освоению содержания Программы кружка.

В ходе реализации кружка «Математический калейдоскоп» предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

Содержание кружка представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.

Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.

2.Цели и задачи программы

Цели программы:

-раскрытие основных направлений математического развития детей 3—4 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

-приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;

-создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей;

-введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;

-формирование основ математической культуры.

Задачи:

-развивать потребность активно мыслить;

-создавать условия для развития математических способностей;

-приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;

-развивать логическое мышление;

-формировать инициативность и самостоятельность;

-учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.);

-формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование), конструктивные умения (плоскостное моделирование);

-формировать простейшие графические умения и навыки;

-воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

3.Принципы и подходы к формированию программы

При разработке Программы использовались следующие принципы:

-соответствия развивающему образованию;

-активности и самостоятельности;

-соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

-обеспечения единства воспитательных, образовательных и развивающих задач;

-построения программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

4.Формы и методы

Формы проведения занятий:

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) ;

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).

5.Учебный план

Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Занятия проводятся с сентября по май.

Неделя: одно занятие, по 15 мин.

Месяц: 4 занятия (в среднем).

1 год – 36 занятий.

Расписание кружка: 1 раз в неделю – понедельник, во вторую половину дня.

6.Программное содержание

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Учить:

-сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;

-устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

-понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;

-понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;

-называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;

-согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;

-решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учить:

-приемам обследования зрительно-двигательным путем;

-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Познакомить:

-с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

-с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

ВЕЛИЧИНА

Учить:

-сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

-выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Учить:

-различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

-различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Учить:

-различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;

-обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу;

-двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

7. Планируемые результаты как целевые ориентиры

К концу года ребенок:

-сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше);

-устанавливает равенство и неравенство групп предметов;

-понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него;

-называет числительные по порядку в пределах пяти;

-относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;

-называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

-понимает, что фигуры могут быть разного размера;

-видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры;

-сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

-использует в речи результаты сравнения;

-правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь;

-правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима;

-обозначает словами положение предмета относительно себя;

-решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы.

8.Учебно-тематическое планирование

Тема

Задачи

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

1

Утро. Большой – маленький. Один-много.

Познакомить с частью суток – утро; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине (большой - маленький); выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой - маленький); сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.

02.09.19

2

Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Познакомить детей с шестью цветами спектра и их называние. Формирование умения индикации цвета.

09.09.19

3

День. Круг. Число 1.

Познакомить с частью суток – день; познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой – круг; учить обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.

16.09.19

4

Один, много. Цвет.

Формировать представления о понятиях «один» и «много».

Работать над умением согласовать числительное «один» с существительными в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменение цвета.

23.09.19

5

Вечер. Высокий –низкий, большой– маленький, один – много.

Познакомить с частью суток – вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий), употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.

07.10.19

6

Выше, ниже. Игра «Третий лишний».

Познакомить детей с пространственным отношением «выше», «ниже»; находить в пространстве низкие и

высокие предметы; учить находить лишние предметы на картинки;

развивать мышление, логику.

14.10.19

7

Ночь. Число 1. Круг.

Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг; познакомить с частью суток – ночь; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

21.10.19

8

Сравнение совокупностей предметов по количеству.

Продолжать формировать умение сравнивать совокупность предметов, по количеству, используя понятия «много», «один», «мало»; привлекать детей к самостоятельному составлению множеств и его дроблению на отдельные элементы; ориентироваться в групповом помещении.

28.10.19

9

Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий.

Познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать учить выделять признаки сходства и различия.

04.11.19

10

Слева, справа. Круг, шар.

Учить детей ориентироваться в

пространстве; дать знания о левой и правой руке и ноге; развивать память; расширить словарный

запас детей. Познакомить детей

с геометрическими фигурами «круг» и «шар»; рассказать о их свойствах; назвать отличия между ними; развивать мышление и воображение.

11.11.19

11

Осень. Число 2. Треугольник.

Продолжать знакомить с числом 2; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник.

18.11.19

12

Понятия «тяжёлый», «лёгкий».

Формировать умение определять массу предметов сенсорно- чувственным путем: тяжелый – легкий; Упражнять в умении воспроизводить хлопки на слух в доступном пределе; Закреплять в умении называть и различать предметы разной формы, находить их в групповом пространстве.

25.11.19

13

Большая, поменьше, маленькая. Треугольник.

Познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры.

02.12.19

14

Сравнение предметов по контрастным признакам.

Продолжать упражнять в определении равенства и неравенства предметов по контрастным признакам (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, узкий – широкий).

09.12.19

15

Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький.

Продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

16.12.19

16

Столько же, больше, меньше.

Продолжать учить сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше).

Формировать представления о сохранение количества.

23.12.19

17

Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача.

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание.

06.01.20

18

«Три медведя»

Учить детей внимательно слушать

сказку, правильно отвечать на вопросы, обратить их внимание

какие по размеру предметы у каждого медведя, воспитывать

интерес к беседе, развивать память,

уверенность в своих ответах.

13.01.20

19

Зима. Число 4. Квадрат.

Познакомить с числом 4; с геометрической фигурой – квадрат; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года – зима; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

20.01.20

20

Столько же, больше, меньше. Один, много.

Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях один и много. Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.

27.01.20

21

Число4. Квадрат. Логическая задача.

Продолжать знакомить с числом 4; учит называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

03.02.20

22

Поровну, больше, меньше.

Закрепить с детьми умение делить

поровну, отличать большее от меньшего, развивать мышление,

воспитывать интерес к познанию.

10.02.20

23

Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник.

Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник.

17.02.20

24

Игры с палочками.

Учить составлять геометрические фигуры из палочек. Развитие фантазии, воображения.

24.02.20

25

Весна. Число 5. Большой, поменьше, самый маленький.

Познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – весна; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.

02.03.20

26

Времена года.

Учить детей устанавливать временные отношения, закрепить знания о природных явлениях в

различное время года, развивать умственные способности, мышление и воображение.

16.03.20

27

Число 5. Утро, день. Вечер, ночь. Логическая задача.

Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

23.03.20

28

Счет в пределах пяти.

Упражнять детей в счете в пределах пяти;  закреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой.

30.03.20

29

Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача.

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине.

06.04.20

30

Счет в пределах пяти. Геометрические фигуры.

Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные фигуры.

13.04.20

31

Времена года. Овал. Слева, справа.

Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг.

20.04.20

32

Цвет. Форма.

Развивать навыки сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам, сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

27.04.20

33

Числовой ряд. Порядковый счёт.

Формировать на основе предметных действий представления о порядковом и числовом ряде. Закреплять умения соотносить цифры с количеством. Формировать представления о порядковом счёте.

04.05.20

34

«В стране геометрических фигур»

Закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений.

11.05.20

35

«Путешествие по комнате»

Закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

18.05.20

36

«Путешествие в математическую страну»

Закрепить пройденный материал.

25.05.20

9.Программно-методическое обеспечение

-Е.В.Колесникова Я начинаю считать

-Е.В.Колесникова Математические ступеньки.- М.:ТЦ Сфера, 2015

- Е.В.Колесникова Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2015

-Е.В.Колесникова Математика вокруг нас. 120 учебно-игровых заданий для детей 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2015

Интернет ресурсы:

http://www.maam.ru/

http://ped-kopilka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по Формированию элементарных математических представлений Образовательная область «Познание» (вторая младшая группа).

Интегрируемые образовательные области: «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы»Виды детской деятельности: двигательная,игровая,ко...

Итоговое занятие по Формированию элементарных математических представлений Образовательная область «Познание» (вторая младшая группа).

Цели:-развивать самостоятельные познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;-закрепить знания и представления о геометрических фигурах. Круг, квадрат, треугольник. Их форма, цвет, ра...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников во второй младшей группе

В данном конспекте вы найдёте конспект интересного и увлекательного  занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Цель занятия: закрепить умения  детей различать и называть геометрические фигур...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по сказкам» вторая младшая группа

Приемы деятельности детей в НОД:1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, релаксация.2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: мультимедиа, кукольный...

ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ "ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА"(во второй младшей группе)

ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ "ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА"(во второй младшей группе)Задачи:-...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)...