Математический калейдоскоп «Занимательная математика»
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Методическая разработка по познавательному развитию детей «Математический калейдоскоп «Занимательная математика»» направлена на развитие познавательных интересов, познавательных действий у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических, развивающих, подвижных игр, элементов занимательности, которые могут быть использованы в процессе организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений, в математических досугах, в самостоятельной деятельности детей. Методическая разработка содержит конспекты организованной образовательной деятельности (ООД) «Волшебная сила математики», «Заюшкина избушка», описание игр, веселых стихов, физминуток с математическим содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx52.51 КБ

Предварительный просмотр:

Математический калейдоскоп «Занимательная математика»

Аннотация

Методическая разработка по познавательному развитию детей «Математический калейдоскоп «Занимательная математика»» направлена на развитие познавательных интересов, познавательных действий у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических, развивающих, подвижных игр, элементов занимательности, которые могут быть использованы в процессе организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений, в математических досугах, в самостоятельной деятельности детей. Методическая разработка содержит конспекты организованной образовательной деятельности (ООД) «Волшебная сила математики», «Заюшкина избушка», описание игр, веселых стихов, физминуток с математическим содержанием.

Пояснительная записка

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий, что позволяет сформировать предпосылки познавательных универсальных учебных действий у будущих школьников.

        Как показывают психолого-педагогические исследования ученых и практический опыт педагогов, недопустимо в обучении детей дошкольного возраста использование форм и методов, напоминающих школьное обучение, что было распространено в недалеком прошлом.

Эффективность реализации образовательной области «Познавательное развитие», включающей формирование элементарных математических представлений, во многом определяется использованием близких дошкольному возрасту форм и методов овладения элементарными математическими представлениями, позволяющими сделать данный процесс привлекательным, ненавязчивым, радостным, соответствующим возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Образовательные задачи должны решаться в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, осуществляемой в ходе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Это дидактические, ролевые, подвижные игры, математические досуги, элементы занимательности, исследовательская деятельность.

Волшебная сила математики

Конспект организованной образовательной деятельности по мотивам русских народных сказок для детей средней группы (4 – 5 лет).

Данная образовательная ситуация построена на интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

Обучающие:

• закрепить представления о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

•  закрепить понятия «широкий», «узкий»;

•  закрепить представления о числах в пределах 5;

•  закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов;

•  закрепить ориентировку в пространстве;

•  совершенствовать счетные навыки.

Развивающие:

•  развивать внимание и память;

•  развивать элементы логического мышления;

•  развивать речь.

Воспитательные:

•  воспитывать умение слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга;

•  воспитывать умение работать самостоятельно;

•  формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля;

•  воспитывать желание работать сообща.

Оборудование: фигурки зверей, несколько видов конструктора на выбор, лист бумаги на каждого ребенка с изображением ёлки и геометрических фигур, карандаши.

                                                Ход ООД:

Дети рассаживаются по своим местам. Раздается стук в дверь.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Кто это?

Открывает дверь. Появляется почтальон.

 ПОЧТАЛЬОН. Здравствуйте. Вам срочное письмо (подает конверт).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Интересно, от кого же это письмо?

ПОЧТАЛЬОН. А вы прочтите, там есть обратный адрес.

ВОСПИТАТЕЛЬ. (читает) Темница Кощея Бессмертного, от Василисы Прекрасной. Дети, вы знаете, кто такая Василиса Прекрасная? И как она могла очутиться в темнице?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Значит нам пришло письмо из сказки. Что же в нём? (читает)

Помогите мне, пожалуйста! Спрятал меня злой Кощей в темнице и крепко закрыл ее. Спасти меня можете только вы. Нужно выполнить задания, которые в этом письме.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, нас много, может быть мы поможем Василисе? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Только таким дружным и смелым ребятам не страшны любые трудности и препятствия. Нам пора!

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где лежат вагончики с цифрами 1-5 и вырезанные из бумаги фигурки зверей.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Читает первое задание: нужно посадить всех зверей в вагончики, и каждая семья должна ехать в своем вагончике. Посмотрите, сколько у нас здесь зайчиков?

Дети отвечают.

А сколько белочек?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А еще какие зверюшки здесь? И сколько их?

 Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Поместим их в вагончики.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы! Мы справились с первым задание и двигаемся дальше к темнице, где заперта Василиса Прекрасная.

На столах для каждого ребенка заготовлен лист бумаги с изображением ёлки (из трех треугольников разного размера и одного прямоугольника). На этом же листе изображения трех треугольников разного размера, прямоугольник, круги, квадраты.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Дети, представьте, мы идем по густому лесу. И какие же деревья нам встречаются на пути?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, это ели. Они растут так густо, что трудно пройти. Чтобы они нас пропустили нужно выполнить задание: найти рядом с ёлочкой фигуры, из которых она состоит и закрасить их.

Дети выполняют задание.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы! Идем дальше. Смотрите, сколько в лесу грибов! И каждый зверёк ищет для себя грибок. Давайте, поиграем, представим, как они собирают грибы.

Физминутка

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки

(Дети идут под плавную музыку)

Зайчики шагали,

Рыжики срывали.

(Наклоняются, срывают воображаемые грибы).

Лисичка забегала

Лисички собирала

(Идут по кругу, плавные движения рук поочередно вперед-назад)

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

                (Идут вразвалку, затем топают правой ногой)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Пора дальше в путь, нужно помочь Василисе. Идёмте побыстрее.

Дети шагают по кругу.

 ВОСПИТАТЕЛЬ. Остановились! Видите - перед нами речка. Следующее задание от Василисы. Нужно построить два мостика через речку. Один широкий, другой узкий. По широкому мостику пойдём мы, а по узкому – зверята. Какие же мостики мы должны построить?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, правильно, один узкий, другой – широкий. Какие детали конструктора мы возьмём?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Строим мостики. У вас на столах детали конструкторов. Давайте решим, кто будет строить узкий мостик для зверят? А кто широкий для людей?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Всё, распределили. Начали работу.

Дети сроят мостики.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ну вот, я вижу, мы пришли. Дверь темницы отворилась, подействовала волшебная сила математики. Кто же нас встречает?

Появляется Василиса Прекрасная, благодарит детей.

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Ребята, мы спасли Василису? А какие задания мы выполнили? Чем мы помогли зверятам? Как мы их рассадили в вагончики? Из каких фигур состояла ёлочка? Сколько фигур нужно было закрасить? Какой мостик мы построили для зверят, для ребят? Мы работали дружно?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Вот видите, что может математика! Она может творить чудеса! Спасибо!

 «Заюшкина избушка»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы (4 – 5 лет).

Данная образовательная ситуация построена на интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное» в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи:

Обучающие:

•  упражнять в порядковом счете;

•  формировать умения соотносить количество предметов с цифрой, находить закономерности в ряду;

•  закреплять знания о геометрических фигурах;

•  упражнять в ориентировке в пространстве.

Развивающие:

•  развивать внимание и память;

•  развивать образное мышление и элементы логического мышления;

•  развивать речь.

Воспитательные:

•  воспитывать умение работать в коллективе;

• воспитывать стремление помогать слабым, доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: проектор, слайды с изображением домика, зайца в белой и серой шубках, лисы, медведя, собаки, петуха, карточки с изображением геометрических фигур и зайца, составленного из кругов и овалов; серый карандаш.

                                                Ход ООД:

ВОСПИТАТЕЛЬ. Сегодня мы будем путешествовать по сказке, которую все вы знаете.  Помните сказку «Заюшкина избушка»?

Дети отвечают. Появляется слайд с изображением избушки. Рядом сидит зайчик и плачет.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот она, избушка зайчика. А вот и зайка, он плачет. Расскажите, что произошло, почему он плачет.

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Давайте подумаем, как зайка построил эту избушку. Что вы видите? Из каких геометрических фигур построена избушка?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ.   Да, из квадрата и треугольника. Как вы узнали, что это квадрат? Как узнали, что это треугольник?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ.   Молодцы, правильно. Чтобы зайке не было грустно, давайте раскрасим его в серый цвет, пусть он сменит свою зимнюю шубку на летнюю.

Проводится игра «Назови и раскрась нужные фигуры». Детям раздаются карточки с изображением геометрических фигур и зайца, составленного из кругов и овалов.

ВОСПИТАТЕЛЬ.   Посмотрите на карточки. Из каких геометрических фигур состоит зайка на вашей карточке?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Рядом с зайкой вы видите геометрические фигуры. Раскрасьте серым карандашом только те, из которых составлен зайка. После этого наш зайка сможет сменить свою шубку.

Дети работают. По окончанию раскрашивания на экране появляется изображение серого улыбающегося зайца.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы. А сейчас расскажите зайке, сколько вы раскрасили кругов? Сколько овалов? Покажите зайке цифру 2, покажите цифру 5. (Дети показывают) Молодцы!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте вспомним, кто помогал зайке выгнать лису из его избушки?

Дети называют животных, и их изображения появляются на экране.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите на экран. Сколько всего зверюшек помогали зайке выгнать лису?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, 3. Покажите карточку с цифрой 3. Какой по счёту была собака? Каким по счёту был петух?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Кто все-таки прогнал лису?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте представим, как шёл спасать зайку петушок. Посмотрите, у меня в руках волшебная палочка! Сейчас я ею взмахну, и мы представим себя петушками.

        Физминутка

Бодрым шагом друг за другом

Мы идём за шагом шаг

В петушков вас превращаю

Делайте теперь вот так:

ходьба и маршировка

 Ах, красавец-петушок

На макушке гребешок

Ноги выше поднимайте

Через палочку шагайте.

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Прогнал петушок лису, а где же ей жить? Её избушка растаяла. Давайте построим избушку для лисы, может она станет добрее, и не будет обижать зайчика.

Дидактическая игра «Сконструируй домик из квадратов».

ВОСПИТАТЕЛЬ. Перед вами 3 квадрата. Как можно из этих квадратов одинаковых по размеру, но разных по цвету сконструировать 2 одинаковых домика? Что есть у домика? (Стены, крыша). Какие квадраты можно выбрать для стен? (Одинаковые по цвету). Как же нам получить крышу из квадрата. Что же надрезать? Как разрезать?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ (разрезает квадрат на треугольники). Теперь у нас 2 квадрата. Как же можно из них сконструировать 2 одинаковых домика? (Надо один квадрат разрезать по диагонали с уголка на уголок). Что же это будет у нас? Как же получить стенку? (Разрезать пополам). Сконструируйте домики.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Видите, как можно построить домик из геометрических фигур.

ВОСПИТАТЕЛЬ.  А сейчас давайте возле дома зайки посадим деревья, что-то пусто у его домика.

Проводится игра «Посади деревья».

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Постройте дерево из пяти кубиков, справа от него - дерево из четырёх кубиков, слева - из трёх кубиков.

Дети выполняют задание.

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Из скольких кубиков состоит самое высокое дерево? (Из пяти). Оно растёт справа от других деревьев, слева или посередине? (Посередине). Дерево из четырёх кубиков растёт справа или слева от самого высокого дерева? (Справа). А самое низкое? (Слева). Из скольких кубиков оно состоит? (Из трех).

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Молодцы, ребята! И зайчику помогли, и лисичке домик построили. Возвращаемся из сказки в группу? На чем поедем? Конечно, на поезде.

Проводится игра «Кто где едет?» Из стульев составляется поезд. Вагонов на один меньше, чем детей. Звучит музыка. Дети танцуют. Когда музыка смолкает, дети занимают места в вагонах. Игра повторяется 2-3 раза.

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Вот мы и вернулись из сказки. Вам понравилось наше путешествие? Кому мы помогли? Как?

В следующий раз отправимся в другую сказку.

Игры с математическим содержанием

«Кто выше? Кто ниже?»

Цель: закрепить представления о величине.

Детям предлагается разделиться на две команды. Команды получают задание: построиться по росту и рассказать, кто выше, кто ниже. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее построилась.

Большой - маленький

Цель: развитие представлений о величине.

Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку:

В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Давай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сестрёнок. Если найдём правильно, то они возьмутся за руки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?

Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.

«Собери робота»

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах.

Дети делятся на 3 команды. Участники команд берут из корзинок геометрические фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы и крепят их на доске так, чтобы получился робот. Побеждает команда, которая быстрее выполнила задание и назвала геометрические фигуры, из которых составлен робот.

«Определи лишнюю фигуру»

Цель: повторить геометрические фигуры, развивать мышление, внимание детей.

1)    Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.

 

 Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги)».

 2)  Материал: тот же, но без квадрата.

 Задание «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил». (По цвету, по размеру).

Определи фигуру

Цель: развитие наблюдательности детей, закрепление представлений о разных геометрических фигурах.

Детям предлагается изображение животного (поросенка, волка, зайца), состоящее из множества различных геометрических фигур. Необходимо определить, из каких геометрических фигур состоят изображённые животные, в каком изображении больше кругов, в каком – квадратов, в каком – треугольников.  

Дорисуй

Цель: развитие представлений о количестве.

На доске схематические рисунки. Играют два ребенка. Они должны дополнить каждый ряд кружочками до определенного числа (например, до 5). Побеждает ребенок, выполнивший задание первым.

Назови следующее число

Цель: развитие представлений о количестве.

Дети стоят по кругу. Ведущий бросает мяч любому из детей и называет какое – нибудь число в пределах пяти. Поймавший называет следующее число и возвращает мяч ведущему.

Считай – не ошибись!

Цель: развитие умений счета.

Воспитатель расставляет на столе, на стульчиках различные группы предметов и игрушек, например, 2 блюдца, 1 мишку, 3 шишки, 2 куклы, 1 пирамидку. На отдельном столике раскладываются цифры (взятые из демонстрационного материала) от 1 до 3 (каждая цифра в двух экземплярах). Ребенку дается задание: к каждой группе игрушек поставить нужно цифру и не ошибиться. Сначала расставить цифры может взрослый, затем материал меняется и цифры расставляет ребенок (т.е. имитируется элемент соревнования).

Весёлый счет

Сколько бубликов в мешок

Положил ты петушок?

- Два. Но дедушке дадим

И останется: (один)

             На пасеке три медвежонка

             Играли в прятки у бочонка.

             Один в бочонок еле влез.

             А сколько убежали в лес? (два)

Четыре зайца шли из школы,

Но вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успели? (два)

           Бросил палку кверху Мишка:

          - Падай, с ели в шапку шишка!

            Шишка хлоп по голове.

            Сразу шишек стало: (две)

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари

Ты мамочке не две, а: (три)

            Пять щенят в футбол играли,

            Одного домой позвали –

            Он в окно глядит, считает,

            Сколько их теперь играет?  (четыре)

Физминутки с математическим содержанием

•  Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)

•  Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть на стульчик тихо сесть.

•  Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

•  До пяти считаем – гири выжимаем

(пальцы сжаты в кулак, поднять руки вверх, в стороны)

Сколько раз ударю в бубен

Столько раз дрова разрубим (наклоны вперед)

Сколько клеток до черты – столько раз подпрыгни ты (прыжки на месте)

Сколько точек будет в круге

Столько раз поднимем руки (воспитатель указывает на точки в круге)

Сколько ёлочек зеленых, столько выполним наклонов

Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас

На носочки встанем – потолок достанем (5 раз)

Наклонились столько раз, сколько уточек у нас

Сколько покажу кружков, столько выполним прыжков

Сколько чёрточек до точки, столько встанем на носочки (4 – 5 раз)

Будем считать – грибы собирать

Ягоды считаем – дружно приседаем

•  Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Руки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Громова, О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста [Текст] / О.Е. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 314 с.

2.        Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2005. – 199 с.

3.        Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru›2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4.        Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду. [Текст] / Е.И. Щербакова. – М: Академия, 2010. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе

Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...

Математический проект "Занимательная математика-гимнастика ума"

"Занимательная математика-гимнастика ума"...

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей от 6 до 7 лет)

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»  (для детей от 6 до 7 лет)...

Математический проект "Занимательная математика"

Формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески мыслить....

ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...

Математический КВН «Занимательная математика» в подготовительной к школе группе

Математический КВН «Занимательная математика»в подготовительной к школе группе...

Проект по математическому развитию: "Занимательная математика"для детей раннего возраста.

Проект предназначен для детей раннего дошкольного возраста....