Главные вкладки

    Методическая разработка Асямолова Е.А.
    методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

    Асямолова Екатерина Андреевна

    Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Лицей города Троицка»

    108840. г.Москва, г.Троицк,

    ул.Школьная, д.10А

    http://lyctroicka.mskobr.ru/

                                  Тел./факс 8(495) 851-00-56

    e-mail: trlyceum@gmail.com

    Методическая разработка на тему:

    «Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

    http://bagiraclub.ru/images/bagiraclub/2016/08/sch1.jpg

            Составила:

                                                                                       Воспитатель  Асямолова Е.А.

            г.Москва г. Троицк

    2017г.

    Введение

    Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

    Логика – это наука о законах мышления и его формах. Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, запутанных ситуациях. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию, более успешно реализовать себе в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные ситуации.

    Зачем же логика маленькому ребенку, дошкольнику? На каждом возрастном этапе создается как бы определенный « этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме»

    Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Логические приемы- сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство- применяются во всех видах деятельности. Их используют с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

    Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети обладают математическим складом ума

    Знакомство с математикой начинается именно с развития логического мышления. Важная задача при занятиях математикой – побуждать детей думать, искать логическое решение и обоснование этого решения, обосновывать и аргументировать свои ответы, а не просто «угадывать» или «пробовать» правильные решения. Ребенок должен понимать и прослеживать причинно - следственные связи явлений, уметь выстраивать простейшие умозаключения.

    Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

    Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.

    С целью развития у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать в работе с детьми используются простые логические упражнения и задачи математического содержания.

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».

    Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж.Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.

    Поэтому ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету,вычислениям и т. п.)
    Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

    Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). 

    2. История темы педагогического опыта в педагогике

    "Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Е. Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников.

    Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром.

    В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

    Любознательность ребенка - это постоянная направленность на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок,  играя, экспериментирует, пытается установить различные причинно-следственные связи и зависимости.

    В современной науке существуют различные направления исследования становления логических структур мышления. Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном возрасте.  

    В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития. Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства».

    Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.

    Логическое мышление – основной вид мышления старшего дошкольника, это безукоризненное построение причинно-следственных связей, умение    выстраивать на их основе простейшие заключения.  

    Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак.

    З.А. Михайлова особое внимание уделяла использованию занимательного математического материала в развитии наглядно-образного и логического мышления. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

    Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.

     Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

    Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

    Педагог З.А. Михайлова отмечает, что при решении занимательных задач дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению

    Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.

    3.Описание основных методов и методик, используемых  представленном педагогическом опыте.

    Задачи в работе с детьми:

    Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников:

    • анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

     Развитие у детей:

    • речи (умения рассуждать, доказывать),
    • произвольности внимания,
    • познавательных интересов,
    • творческого воображения.

     Воспитание:        

    • коммуникативных навыков,
    • стремления к преодолению трудностей,
    • уверенности в себе.
    • желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

    Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления.

    При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. 

    Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера.

    Существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
    Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

    Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

    Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

    Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

    Например, задан признак: "Найти все кислые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "кислые".

    Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое

    Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Приведем, например, несколько таких заданий для детей двух - четырех лет.

    1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик"; "Возьми красный, но не мячик"; "Возьми мячик, но не красный".
    2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики"; "Выбери круглые, но не мячики".

    3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик"; "Выбери большой красный мячик". Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

    Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность позволяет ребенку рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения: как большой или маленький, красный или желтый, круглый или квадратный и т. д.

    Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов)

    Упражнение1

    Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

    Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

    Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.

    Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

    Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).

    Каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.

    Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

    - по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);

    - по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);

    - по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);

    - по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);

    - по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

    Упражнение

    Материал: несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета).
    Задание: "Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (По цвету.)". 


    Упражнение

    Материал: к предыдущему набору добавляются несколько квадратов тех же цветов (два цвета). Фигуры перемешиваются. 

    Пример

    -  "Попробуй снова разделить фигуры на две группы". Возможны два варианта разделения: по форме и по цвету. Взрослый помогает ребенку уточнить формулировки. Ребенок говорит обычно: "Эти - круги, эти - квадраты". Взрослый обобщает: "Значит, разделили по форме".

    Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

    Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.

    Взрослый соответствующим образом организует работу над заданием: подбирает объекты деятельности, задает вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы подвести ребенка к нужному обобщению.

     При формулировке обобщения следует помогать ребенку правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.

    Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения.

    Упражнение

    Материал: набор из шести фигур разной формы.

    Задание: "Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)". Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: "У нее угол ушел внутрь". Такое объяснение вполне подходит. "Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)". 


    Упражнение

    Цель упражнения - закрепление визуального образа треугольника. Развитие воображения и внимания. Развитие мелкой моторики.
    Задание: "Посмотри на этот рисунок: вот кошка-мама, кот-папа и котенок. Из каких фигур они составлены? (Круги и треугольники.) Какой треугольник нужен для котенка? Для кошки-мамы? Для кота-папы? Нарисуй своего кота". Затем ребенок дорисовывает остальных кошек, ориентируясь на образец, но самостоятельно. Взрослый обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий. "Правильно поставь рамку, чтобы кот-папа получился самый высокий".

    4.Актуальность педагогического опыта.

    Проблема развития логического мышления для меня всегда была интересна, я решила более глубоко изучить данную тему по нескольким причинам:

    • С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос необходимости специальной педагогической работы над развитием логического мышления ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появлением новых программ, методических пособий как в дошкольном образовании, так учебников для начальных классов, требующих от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания уже с первых уроков в 1 классе.
    • Специальная деятельность взрослого с детьми в тесном сотрудничестве по развитию логического мышления приводит к стимуляции и проявлению таких особенностей личности, которые в жизни чаще называют умственными способностями, происходит  формирование и развитие простых логических действий — анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие, т. е. ребенок, начинает легко схватывать и усваивать общую суть вопроса или приема деятельности, которому его обучают,  формируются основные ключевые компетенции, развивается способность к исследовательскому типу мышления.
    • В ходе работы я пришла к выводу, что содержание программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, являющейся основой моей педагогической деятельности, мало времени уделяется исследовательской деятельности, недостаточное содержание элементов логического мышления, поэтому как вариативную часть я использую  курс математики для дошкольников  «Игралочка» авторы Л.Г.Петерсон, Н.П.Холена (с 5 до 7 лет) по программе «Школа-детский сад 2100».
    •  «Занимательный математический материал, задачи на смекалку, логические игры, головоломки, рассматриваются как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Математическая игра в любом её проявлении учит детей обдумывать свои действия, планировать, проявлять настойчивость для достижения цели, а также применять творческий подход.  
    • Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования в основном отражают: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы, но для себя в работе с детьми выделяю активную сенсорно-развивающую среду, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения поставленных целей.

    Работая, в этом году с воспитанниками старшего возраста определила, что одним из основных принципов при организации познавательной деятельности в математическом развитии детей должно быть направление на использование различные инноваций, оригинальных игр,  игрушек  и материала, который может вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и многое другое).

            Это явилось для меня актуальностью выбранной темы в работе по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста.  

    5.Научность в представленном опыте.

    Теоретической базой опыта является рассмотрение основных закономерностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста и раскрытие содержания понятия «развивающая игра». 

    Теоретические основы развития логического мышления у детей дошкольного возраста. 

    Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышеннаявпечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирование ими. 

    Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим. Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Чтобы ребенок стал использовать слово, как самостоятельные средства мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами представлениями ребенка есть существенные различия.

    Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий. С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.

    В основе опыта, лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов попроблемам развития мышления: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л.Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В.Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори. Мышление - высшая ступеньпознания человеком действительности. Чувственной основой мышления являютсяощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналысвязи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержаниеинформации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

    Изучение теоретических основ умственного развития детей старшего дошкольного возраста позволило выделить положения, являющиеся основными для работы:

    Положение Л.С. Выгодского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать исистематизировать знания, т.е. саморазвиваться.

    Положение П.Гальперина о том, что обучение должно строиться в соответствии с закономерностями поэтапного формирования умственных действий. Когда происходит постепенный переход действия из практического (внешнего) плана в умственный (внутренний) план.

    Положение Ж.Пиаже, П.Гальперина, Л.Венгера о том, что под развитием логического мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию. Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр педагог приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях,в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

    6. Результативность педагогического опыта

    Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.

    Все дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.

    • Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

    • Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства.

    • Меньше времени затрачивают на выполнение заданий.

    • Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.

    Предлагаемый материал легок и доступен для восприятия ребенка, поскольку осуществляется через игровую деятельность и ориентирован на данный возраст.

    Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.

    7.Новизна педагогического опыта

    Степень новизны педагогического опыта  заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию логического мышления детей старшего дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр в рамках комплексно-игрового метода.

    Цель педагогического опыта: Основная цель передового педагогического опыта - повышение уровня мыслительных операций, умения рассуждать, развитие интеллектуальных возможностей детей, создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников, использование дидактических игр развивающего характера и подготовка к успешному обучению в школе.

    8.Технологичность представляемого опыта

    Основная цель передового педагогического опыта - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе. Опыт работы по данному направлению опирается на требования «программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой Т.М.

    В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

    • обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
    • учить детей ориентироваться в пространстве;
    • развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
    • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
    • подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.

    9. Заключение

    Работая над темой «Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения», я постаралась показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте.

    • Известно, что мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с решения проблемной ситуации, с постановки вопроса взрослым.
    • Средствами решения выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, умозаключение… Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.
    • Работа над темой привела к достижению намеченной цели. Для этого необходимо выполнение условий:
    • стимулировать практическую деятельность;
    • развивать способности к мыслительным операциям;
    • развитие самостоятельности;
    • создание предметно – развивающей среды;
    •  содействовать овладению родителями методами использование дидактических игр и упражнений.
    • Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.
    • Дети овладели способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно-следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.

    Анализируя  результаты своей деятельности,  и небольшой педагогической опыт работы в дошкольной организации, по данному направлению,  я сделала вывод, что использование системы развивающих математических, логических игр и упражнений оказало положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей. У дошкольников повысился устойчивый интерес к занятиям занимательной математикой: выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило мне стимулировать познавательные интересы детей к развивающим дидактическим логико – математическим играм, но и готовить их к обучению в школе.

         

    10.  Рекомендации педагогам и родителям по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6-7 лет). Его основу составляет образное мышление, навыки которого к этому периоду уже должны быть сформированы довольно неплохо.

    Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж» на котором формируются психические функции организма. Поэтому, навыки и умения, которые приобретает ребенок, будут служить фундаментом для развития способностей в старшем возрасте. Ребенку, который не овладел логическим мышлением будет очень трудно в дальнейшем обучении. В результате этого может пострадать здоровье ребенка. Ослабнет, а то и вовсе пропадет интерес к познанию нового.

    Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками.

    Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

    Развитие операций логического мышления у детей 6 7 лет – сложный и многоэтапный процесс. Его достижение ставит перед ребенком немало задач, среди которых:

    1. Обогащение представлений об окружающем мире.
    2. Понимание закономерностей, объединяющих предметы и явления.
    3. Умение выделять наиболее общие и существенные признаки объектов.

    Этапы развития логического мышления дошкольника

    Развитие основ логического мышления детей 6-7 лет осуществляется в несколько этапов.

    1. Ребенок усваивает базовые свойства, количественные и качественные характеристики предметов, а также учится использовать их в своей повседневной жизни.
    2. Осуществление операций мышления с заменой реальной манипуляции с предметом словесными рассуждениями.
    3. Замена вербальной активного сопровождения деятельности внутренними мыслительными операциями.

    Основные логические операции

    К числу операций логического мышления, который должен освоить ребенок к этому возрасту, относятся:

    • анализ;
    • синтез;
    • сравнение;
    • классификация;
    • доказательство.

    Требования к логическому развитию ребенка

    К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:

    • Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
    • Находить лишний предмет из 5 предложенных ему.
    • Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
    • Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.

    Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему.

    Дидактические игры: «Сложи картинку», «Продолжи ряд», «Найди различия» и т. д. Это игры дети используют в повседневной жизни. Их в группе достаточно.

    Развивающие игры: Блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, кубики В. Никитина, «Колумбово яйцо» - самые главные в развитии логического мышления, так как они заставляют думать, включают воображение, учат операциям сравнения. обобщения, анализа.

    Любая игра имеет широкий диапазон действий: Например, в одну и ту же игру можно играть от 3 до 7 лет. Это возможно, потому что в ней есть упражнения как в 1-2 действия для малышей, так и многоступенчатые задачи для старших детей.

    Например, «Угадай, что спрятано», «Пары картинок», «Волшебная коробочка». Многофункциональность одной игры – может решить большое количество образовательных задач, незаметно ребенок изучает, запоминает цвета, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление. Внимание, память, воображение. Я предлагаю ребенку младшей группы угадать, что спрятано в этом мешочке. (Практическая работа с педагогами, в мешочке овощи, фрукты). Теперь я предлагаю узнать, что в мешочке ребенку старшего возраста. (Задание педагогам, в мешочке камешки, ракушки, пуговицы и другой материал). так же можно усложнять содержание таких игр, как «Найди свой домик», «Подбери матрешкам платочки», «Найди такой же» и т. д.

    Успех в работе по развитию логического мышления детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, полученные в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

    Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности:

    • Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
    • Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
    • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
    • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
    • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
    • Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
    • Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

    Научите ребенка:

    • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
    • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
    • Узнавать предметы по заданным признакам.
    • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
    • Находить противоположные по значению понятия.
    • Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

    Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.







     Список используемой литературы и интернет – ресурсов

    1.  Бабич Л.Н. «365 увлекательных занятий для дошкольников» Москва «Айрис Пресс» 2000г.

    2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1991г.

    3. Блонский П.П. «Избранные педагогические и психологические сочинения» Москва 1979

    4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Система воспитания индивидуальности дошкольников» Воронеж 2007 г.

    5. Волина В.В. «Праздник числа» Москва «АСТ Пресс» 1996 г.

    6. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу» Москва 2002 г.

    7. Выготский Л.С. «Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Москва 1956 г.

    8. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. «К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Генетическая психология Ж. Пиаже». Москва 1967 г.

    9. Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки детей к школе» Школьная пресса 2009 г.

    10. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» составители Л.А. Венгер О.М. Дьяченко Москва 1989 г.

    11. Козлова С.А. «Дошкольная педагогика» Москва 2000 г.

    12. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва «Просвещение» 1990 г.

    13. Недоспасова В.А. «Растем играя» Москва «Просвещение» 2002 г.

    14. Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Воронеж 2007 г.

    15. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» под редакцией Л.А. Венгера Москва « Педагогика» 1986 г.

    16. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л.А. Парамоновой Москва 2007 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошколь­никами. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4

    В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей заняти...

    Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

    Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...

    Аннотация к программе Е.А. Екжанова Е.А. Стребелева "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание"

    Аннотация к программе дана для учителя-дефектолога, работающего по второму году обучения к разделам: развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных количественных представлений, о...

    Методическая разработка к разделу "Иностранный язык" Петровой Е.А. из программы "Из детства - в отрочество" Дороновой Т.Н. и др.

    Основной задачей обучения иностранному языку детей дошкольного возраста – научить понимать несложную, доступную по содержанию речь и привить  детям некоторые умения и навыки разговора. Обучение д...

    Авторская адаптационная педагогическая разработка "Весёлые уроки". Черногузова Е.А.

    Программа развития речи и познавательных способностей старших дошкольников....