Творческо - познавательный проект "Юный математик"
проект по математике (средняя, старшая группа) по теме

Ломакина Татьяна Валерьевна ЯНАО Тюменская обл Надымский район п. Приозёрный

Творческо - познавательный проект

«Юный математик»

 

 

 

 

 

 

Разработчик проекта:

воспитатель старшей группы «Сказка»

Ломакина Т.В.

 

 

 

 

 

2016-2017уч.год

Тип проекта: познавательно исследовательский

Вид проекта: долгосрочный (1.09.2016-31.05.2017)

Участники: дети старшей и средней группы группы, воспитатели, родители

Актуальность темы

Б.  Паскаль:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

    Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

    В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Конструирование -  это изготовление детьми простых моделей игр, пособий, а также плоскостных и объемных моделей. Конструктор LeGo является очень подходящим для целей математического развития, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

    Дети очень активны в восприятии задач шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное, эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать,- которая увлекает его.

         При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практически (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывания хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска решения, дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам, свойственно догадываться только о какой, то части решения, каком-то этапе.

         В процессе решения задач на смекалку обдумывания детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, и характер производимых проб. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

    Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

 

 

Постановка проблемы

На занятиях по ФЭМП у многих детей возникают трудности по математике.

В начале учебного года была проведена первичная диагностика математического развития, где был определен уровень сформированности математических представлений каждого ребенка.

Из 22 обследованных детей

высокий уровень имеют –  чел.   13%

средний уровень –  чел.               33%

низкий уровень –  чел.               54%

Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я решила использовать занимательный материал: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки, математические КВНы.

Новизна проекта

    Заключается в применении в педагогической практике детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с LeGo конструктором с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр.

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.

Задачи:

1.     Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с LeGo конструктором  с математическим содержанием.

2.     Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

3.     Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.

4.     Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.

 

 

Предполагаемые результаты проекта

 

− положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста;

− формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

− применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

− осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;

− развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.

 

 

 

 

План реализации проекта

 

I этап – подготовительный (сентябрь)

Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме.

 

II этап – основной (октябрь-апрель)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Презентация проекта – открытое занятие по ФЭМП для родителей.

 

IIIэтап – итоговый (май)

Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

I этап – подготовительный

Оснащение образовательного процесса, педагоги

Дети

Родители

Сроки

Изучение методической литературы, поиск материалов в интернете

Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала

Проведение первичной диагностики

Выступление «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в старшей группе»

Индивидуальные беседы о результатах диагностики

 

 

Сентябрь

II этап - основной

Подбор занимательного материала.

 

Проведение занятий,

индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП

с использованием занимательного материала.

 

Октябрь – апрель

Подбор настольно-печатных игр

Решение математических ребусов

Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр.

Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Октябрь

Оформление уголка занимательной математики

Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей.

Математическое развлечение «Математика-страна чудес»

Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»

Ноябрь

Изготовление дидактической игры «Составь предмет из счетных палочек»

Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек.

Самостоятельная деятельность в математическом уголке

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук»

 

 

Декабрь

 

 

 

 

Декабрь - Май

Подбор сюжетно-дидактических игр c  LeGo конструктором

Чтение математических сказок

Консультация «Использование игровых шуток в свободное время»

 

Январь

Обновление содержания уголка занимательной математики

Математические

лабиринты

Папка-передвижка «Математика - это интересно»

Февраль

Изготовление дидактической игры по математике «Найди нужный предмет»

Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр

Выставка «Математические игры для дошкольников»

Март

Открытого занятия для родителей

Итоговое занятие Квест игра «В поисках сокровищ»

Открытое итоговое занятие квест игра «В поисках сокровищ»

Апрель

III этап – заключительный

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности

Изготовление лепбука «Размышляйка»

Изготовление картотеки «Математические игры с использованием LeGo конструктора.

Изготовление схем для построек

LeGo конструктора

Итоговая диагностика

 

 

 

 

 

Индивидуальные беседы и консультации

Май

 

 

Анализ результативности проекта

• Положительная динамика роста математического развития детей. Результаты итоговой диагностики:

Высокий уровень –10 чел.        42%

Средний уровень – 12 чел.        50%

Низкий уровень – 2 чел.             8%

• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

• Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.

• Оформлен уголок  занимательной математики.

• Изготовлена картотека дидактических игр по математике

• Проведено  итоговое занятие «Математическое королевство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

• Л. Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников»

• Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.; Просвещение 1992г.

• З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8

•Н.А.Арапова-Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез. 2006.

•В.ВолчковаЗанимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.

•З.А.Михайлова « Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

•З.А.Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.

• И. Морозова « Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет» – М. Мозаика-Синтез, 2007.

•В.П.Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

 • Под ред. А.А. Столяра «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» – М., 1988.

•К.В.Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_femp.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Творческо - позновательный проект

«Юный математик»

Разработчик проекта:

воспитатель старшей группы «Сказка»

Ломакина Т.В.

2016-2017уч.год

Тип проекта: познавательно исследовательский

Вид проекта: долгосрочный (1.09.2016-31.05.2017)

Участники: дети старшей группы «Сказка», воспитатели, родители

Актуальность темы

Б.  Паскаль:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

    Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

    В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Конструирование -  это изготовление детьми простых моделей игр, пособий, а также плоскостных и объемных моделей. Конструктор LeGo является очень подходящим для целей математического развития, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

    Дети очень активны в восприятии задач шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное, эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать,- которая увлекает его.

        При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практически (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывания хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска решения, дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам, свойственно догадываться только о какой, то части решения, каком-то этапе.

        В процессе решения задач на смекалку обдумывания детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, и характер производимых проб. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

    Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Постановка проблемы

На занятиях по ФЭМП у многих детей возникают трудности по математике.

В начале учебного года была проведена первичная диагностика математического развития, где был определен уровень сформированности математических представлений каждого ребенка.

Из 22 обследованных детей

высокий уровень имеют –  чел.   13%

средний уровень –  чел.               33%

низкий уровень –  чел.               54%

Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я решила использовать занимательный материал: загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки, математические КВНы.

Новизна проекта

    Заключается в применении в педагогической практике детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с LeGo конструктором с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр.

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.

Задачи:

  1. Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с LeGo конструктором  с математическим содержанием.
  2. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
  3. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.
  4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.

Предполагаемые результаты проекта

− положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста;

− формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

− применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

− осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;

− развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.

План реализации проекта

I этап – подготовительный (сентябрь)

Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме.

II этап – основной (октябрь-апрель)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Презентация проекта – открытое занятие по ФЭМП для родителей.

IIIэтап – итоговый (май)

Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

I этап – подготовительный

Оснащение образовательного процесса, педагоги

Дети

Родители

Сроки

Изучение методической литературы, поиск материалов в интернете

Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала

Проведение первичной диагностики

Выступление «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в старшей группе»

Индивидуальные беседы о результатах диагностики

Сентябрь

II этап - основной

Подбор занимательного материала.

Проведение занятий,

индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП

с использованием занимательного материала.

Октябрь – апрель

Подбор настольно-печатных игр

Решение математических ребусов

Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр.

Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Октябрь

Оформление уголка занимательной математики

Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей.

Математическое развлечение «Математика-страна чудес»

Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»

Ноябрь

Изготовление дидактической игры «Составь предмет из счетных палочек»

Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек.

Самостоятельная деятельность в математическом уголке

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук»

Декабрь

Декабрь - Май

Подбор сюжетно-дидактических игр c  LeGo конструктором

Чтение математических сказок

Консультация «Использование игровых шуток в свободное время»

Январь

Обновление содержания уголка занимательной математики

Математические

лабиринты

Папка-передвижка «Математика - это интересно»

Февраль

Изготовление дидактической игры по математике «Найди нужный предмет»

Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр

Выставка «Математические игры для дошкольников»

Март

Открытого занятия для родителей

Итоговое занятие Квест игра «В поисках сокровищ»

Открытое итоговое занятие квест игра «В поисках сокровищ»

Апрель

III этап – заключительный

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности

Изготовление лепбука «Размышляйка»

Изготовление картотеки «Математические игры с использованием LeGo конструктора.

Изготовление схем для построек

LeGo конструктора

Итоговая диагностика

Индивидуальные беседы и консультации

Май

Анализ результативности проекта

• Положительная динамика роста математического развития детей. Результаты итоговой диагностики:

Высокий уровень –10 чел.        42%

Средний уровень – 12 чел.        50%

Низкий уровень – 2 чел.             8%

• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

• Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.

• Оформлен уголок  занимательной математики.

• Изготовлена картотека дидактических игр по математике

• Проведено  итоговое занятие «Математическое королевство»

Библиографический список:

• Л. Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников»

• Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М.; Просвещение 1992г.

• З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8

•Н.А.Арапова-Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез. 2006.

•В.ВолчковаЗанимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.

•З.А.Михайлова « Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

•З.А.Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.

• И. Морозова « Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет» – М. Мозаика-Синтез, 2007.

•В.П.Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

 • Под ред. А.А. Столяра «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» – М., 1988.

•К.В.Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Веселая математика"

В подготовительной группе был проведен позновательно творческий проект. С помощью метода постановки проблемы старалась «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её а...

Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»

Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....

Межгрупповой познавательно-творческий проект «Город математики»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы воспитатели группы.Продолжительность проекта: краткосрочный Актуальность темы: Известно что с самого рождения ребенок является первоот...

Познавательный проект "Математика повсюду, математика везде"

Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Исспользование игровых приемов ....

Наглядные средства в обучении математике, как средство активизации творческой познавательной деятельности дошкольников

Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».По...

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в средней группе "Царица математики"

Задачи:- формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки счета в пределах 5;- формировать представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь;- закрепить ...