Образовательный проект "Путешествие с цветными палочками"
проект по математике (средняя группа) на тему

Косинова Ирина Владимировна

В материале представлен проект по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы  посредством цветных палочек Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_s_tsvetnymi_palochkami.doc185.62 КБ

Предварительный просмотр:

3.

Образовательный проект Путешествие с цветными палочками

Развитие элементарных математических представлений посредством цветных палочек Кюизенера

(средняя разновозрастная группа)

Воспитатель

I квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 83 «Игрушка» г. Воркуты

Косинова Ирина Владимировна

ВИД ПРОЕКТА: интеллектуально - познавательный.

ТИП ПРОЕКТА: межпредметный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный. Участники проекта: дети средней разновозрастной группы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: математическое, интеллектуальное и творческое развитие детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Одна из универсальных технологий - палочки Кюизенера, их также называют цветными числами, счётными палочками, цветными палочками, цветными линеечками. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе. Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности. Игры - занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

  1.  Определить педагогические основы проблемы формирования и развития логического мышления у детей среднего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
  2. Создать условия для возникновения у дошкольников потребности в саморазвитии творчества, самопознания и самооценки через практическую деятельность.

  1. Формировать проектно - исследовательские умения и навыки дошкольников.

4. Разработать наглядные материалы, оказывающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей среднего дошкольного возраста.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
  3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  4. Осваивать прямой и обратный счёт.
  5. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
  6. Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше - меньше на...), пользоваться знаками сравнения.
  7. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания.
  8. Научить делить целое на части и измерять объекты.
  9. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  10. Познакомить со свойствами геометрических фигур.
  11. Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.).
  12. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  13. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: По итогам реализации проекта дети должны научиться:

  1. легко справляться с задачами интеллектуального содержания, используя поиски различных средств достижения цели;
  2. осознавать поставленную цель и предвидеть результат;
  1. анализировать, сравнивать, доказывать, делать умозаключения;
  2. овладеть коммуникативными способностями в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:


  1. Знакомство с Палочками Кюизенера.
  2. Использование дидактических игр: «Цветные коврики», «Играем с цветом», «Подбери цифру», «Цветные числа», «По порядку становись!», «Больше - меньше» и т.д.
  3. Разучивание комплексов упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений для глаз, физкультминуток.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Целесообразно организовывать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера:

  1. вне занятий - наличие наборов палочек в предметно - развивающей среде группы (учебная зона);
  2. в совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек, моделирование);
  3. на занятиях (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности.

Комплект цветных чисел состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением 1кв.см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Отбор призм не произволен, а связан с определённым соотношением по величине.

В семейство «красных» входят числа кратные 2: число 2 обозначается розовым цветом; число 4 обозначается красным цветом; число 8 обозначается вишнёвым цветом.

Семейство «синих» состоит из чисел кратных 3: число 3 обозначается голубым цветом; число 6 обозначается фиолетовым цветом; число 9 обозначается синим цветом.

Число 6 кратное 2 и 3 является результатом сочетания красного и синего цветов.

Числа кратные 5 обозначены оттенками жёлтого цвета: число 5 обозначается жёлтым цветом; число 10 обозначается оранжевым цветом.

Число 10 кратное 2 и 5 является результатом сочетания красного и жёлтого цветов. Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком белого цвета.

Число 7 обозначается чёрным цветом.

Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Однако она не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребёнка, а также уровни развития детей.

Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5-2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т.д. Когда дети наиграются можно обратить внимание на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, жёлтые заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой длины и цвета), высокие или низкие домики.

Разнообразить игры маленьких детей с цветными палочками нужно хорошо известными нам приёмами: для матрёшки в красном сарафане выложить красную дорожку, а для матрёшки в жёлтом сарафане - жёлтую. Для большого медведя строим широкую вишнёвую дорожку, а для маленького мишутки - узкую голубую. Таким образом воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.

Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что скоро они не будут называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть «единичкой», голубую палочку «троечкой» и т.д.

Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно заниматься с детьми раннего возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы. Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему. А потом. Со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.

Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.

Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

  1. Игра «Цветные коврики»

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Ход игры.

Дети берут одну какую - либо палочку (например, жёлтую) и составляют её из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают «коврик».

  • Цветом: жёлтый - это белый и красный; красный и белый; розовый и голубой; голубой и розовый; белый, белый, белый, белый и белый.
  • Числами: пять - это один и четыре; четыре и один; два и три; три и два; один, один, один, один и один.
  • Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4; 4 и 1; 2 и 3; 3 и 2; 1,1,1,1 и 1. Можно использовать знаки + и =.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. Первый коврик будет меньше, чем второй. По мере усвоения материала используются числа от 1 до 10.

  1. Игра «Играем с цветом».

Цель: Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям из палочек сделать красивые орнаменты. Сначала детям диктуется порядок действий, например: - построим паровоз из разноцветных вагонов (голубой вагон, розовый вагон, голубой, розовый и т.д.);

  • построим у дома красивый забор (жёлтая палочка, синяя палочка, две красных, синяя, жёлтая и т.д.).

Позднее предлагается алгоритм действий в виде рисунка или схемы.

  1. Игра «Измерение с помощью палочки - мерки».

Цель: Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.

Ход игры.

Предложить детям измерить длину карандаша с помощью голубых палочек: длина карандаша четыре голубых палочки. А длина другого карандаша - три голубых палочки. Детям задают вопрос: «Какой карандаш длиннее, короче?» Соответственно дети усваивают закономерность: число 4 больше числа 3, а число 3 меньше числа 4.

Возможно, что длина карандаша четыре голубых палочки и остаётся ещё отрезок, на котором умещается одна розовая или две белые.

  1. СРИ «Магазин иг рушек».

Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать игровые умения детей, регулировать контакты в совместной игре. Расширять знания детей о профессии продавца.

Ход игры.

Воспитатель предлагает поиграть детям в «магазин». «Товаром» могут быть игрушки, карандаши, поделки и т.д. дети вместе с воспитателем оборудуют игровое пространство: расставляют товар, определяют цену (карточки с цифрами). Затем выбирают продавца.

Дети по очереди подходят за покупками. Покупатель выбирает себе покупку и расплачивается палочками Кюизенера. Например, кукла стоит 5 рублей - ребёнок соотносит цифру с числом, число со значением палочки (он может расплатиться жёлтой палочкой, голубой и розовой, красной и белой или пятью белыми палочками). Так же поступают и с другими покупками.

  1. Подвижная игра «По порядку становись!»

Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.

Ход игры.

Воспитатель раздаёт детям палочки значением от 1 до 10, одну берёт себе. Под музыку дети бегают по группе. Когда музыка прекращается, дети становятся в ряд. При этом воспитатель уточняет: «По порядку становись!» или «В обратном порядке становись!» воспитатель играет вместе с детьми, можно создать проблемную ситуацию, встать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания и по мере необходимости исправляют ошибки.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА:

Необходимо использовать методы и приёмы, которые позволяют обеспечить мотивацию занятий:

  1. Для того, чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и приёмы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры.
  2. Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).
  3. Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).
  4. Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их уверенность в себе.
  5. Предлагаемые игры - занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
  6. Не травмирующая оценка. В младшем возрасте - только положительная, подкрепляющая стремление ребёнка что - то сделать или узнать. В среднем и старшем - сравнение результатов деятельности ребёнка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой других детей.
  7. При использовании в работе «цветные числа» позволяют воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению к ребёнку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно - ориентированная модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

  1. Формулирует проблему (цель)
  2. Вводит        в игровую (сюжетную) ситуацию.
  3. Формулирует        задачу.
  1. Вхождение в проблему.
  2. Вживание        в игровую ситуацию.
  3. Принятие        задачи.
  4. Дополнение        задач проекта.

2 этап

  1. Помогает        в решении задачи.
  2. Помогает        спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

  1. Объединение детей в рабочие группы.
  2. Распре деление задач.

3 этап

7.Практическая помощь (по

7. Формирование специфических

необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

знаний, умений и навыков.

4 этап

9.Подготовка к презентации. Презентация.

  1. Подготовка        продукта деятельности к презентации.
  2. Представляют продукт деятельности.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1. Консультации для родителей:

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Образцы составления узоров и предметов из палочек.
  2. Модели занятий.
  3. Изготовление новых игр.
  4. Изготовление «цветных» кукол.
  5. Поделки детей.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:

  1. Мультимедийная демонстрация слайдов.
  2. Доклад на педсовете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание".

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...

Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «...