"Ой, бежит ручьём вода"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Францкевич Анна Вадимовна

Конспект содержит опыт работы с детьми  старшего дошкольного возраста и отражает комплексный подход в развитии детей в рамках конкретной образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группе на тему «Ой, бежит ручьём вода».

Программные задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формировать у детей представление о марте как месяце пробуждения природы;
  • Обобщать и систематизировать представление детей о временах года;
  • Закрепить знания об изменениях в жизни животных и птиц, связанных с приходом весны;
  • Формировать представление о зимующих и перелетных птицах
  •  Уточнить и расширить представления детей о диких животных средний полосы России (заяц, белка, волк, лиса);
  • Активизировать словарь за счёт названия свойств предметов и , сенсорных эталонов: цвет, форма, толщина, размер;
  • Закрепить математические понятия :часть, целое;
  • Закрепитьпространственную ориентировку на плоскости:  верхний правый, верхний левый угол; нижний правый, нижний левый угол, центр, вверху, внизу, слева, справа;
  • Закрепить в речи употребление предлога «под»
  • Обогащать предметный словарь и словарь признаков;
  • Совершенствовать  доказательную речь при сравнение  времен года: зимы, весны;

Развивающие:

  • Развивать внимание, мышление.
  • Развивать способность классифицировать предметы по четырём признакам: цвет, форма, размер, толщина.
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать мелкую моторику;

Воспитывающие:

  • Воспитывать экологическое сознание (бережное отношение к природе);
  •  Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, сохранять выдержку;
  • Воспитывать коллективизм, чувство партнёрства, товарищества.

Технологии:

  • - Игровая;
  • - Информационно- коммуникативная;
  • - Здоровьесберегающая

Материалы:

  • Костюмы марта и февраля
  • Иллюстрации птиц, дерево, ёлка, игрушки - моталочки - кораблики;
  • Блоки Дьенеша , плоскостной заяц;
  • Следы и тени животных;
  • Мольберты и  ёлочка с птицами;
  • Русские народные музыкальные инструменты:  трещотка, ложки, бубенчики.

Предварительная работа:

  • беседа о временах года;
  • знакомство с приметами зимних и весенних месяцев;
  • наблюдения за изменениями в природе;
  • чтения стихов, пословиц, поговорок о весне;
  • театрализация: разучивание ролей Марта и Февраля;
  • ручной труд (изготовление игрушек - моталочек);
  • пение « Ой, бежит ручьём вода» и музицирование .

I. Звучит музыка

«Идет матушка - весна,

Отворяй- ка, ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел!»

Ребята, я хочу поздравить вас с наступлением долгожданной весны.

-Вы рады приходу весны?( ответы детей)

Я тоже очень этому рада.

-А вот и первый месяц весны сам к нам пришел.

Звучит фонограмма - журчание ручейка, пение птиц

Март.

Я первый месяц весны - Март. Я бужу природу от долгого зимнего сна. Моё весеннее солнышко греет все вокруг, бегут ручьи, зазвенит капель, возвращаются перелётные птицы, тает снег. Просыпайтесь, встречайте весну!

Затем музыка резко меняется на зимнюю - завывание ветра, пурга.

Февраль.Это что за озорство?! Кто хозяйничает здесь без меня в моём зимнем царстве? Почему таят снег, почему бегут ручьи? Почему возвращаются перелётные птицы ?

Февраль.Марту - ты кто?

Март. Я первый месяц весны - Март.

Февраль. Какой еще Март? Ты посмотри вокруг сугробы, все дорожки замело и холодно. А ты говоришь весна! Я Февраль, последний месяц зимы! Еще мое время! Уходи, Март! Спите! Спите!

 Вос-ль. Ребята, неужели опять придут холода? Давайте вспомним всё, что знаем о марте, о том, что уже произошло и что произойдёт. Подожди, Февраль, мы тебе докажем, что весна наступила.

Ребята, скажите, какие весенние месяцы вы знаете? ( ответы детей)

Весной в природе все не такое как зимой. Давайте, дети расскажем Февралю, что бывает зимой, а что весной. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Зимой погода холодная, а весной.. ..(теплая).

Зимой идет снег, а весной снег....(тает).

Зимой деревья спят, а весной....(просыпаются).

Зимой воздух холодный, а весной -…(тёплый).

Зимой небо пасмурное, а весной - …(ясное)

Зимой сугробы высокие, а весной — …(низкие).

Зимой солнце стоит низко, а весной - …(высоко).

Зимой дни короткие, а весной -…(длинные).

Ребята, март- это первый месяц весны. Его ещё зовут «утром весны» или «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.

Март- месяц переменчивый: то снегом, сеет, то солнцем греет.

Ребята, давайте ещё вспомним , что происходит в марте, и для этого я приготовила вам картинки - подсказки с весенними приметами…

Ребята, как вы думаете, а что здесь нарисовано? –(капельки)

-Откуда капают капельки весной?

-Капельки весной капают с крыши.

-Как называется - это явление? (капель).

-Когда начинается капель?

-Когда пригреет солнышко и тают сосульки.

Какое название марта, связанное с капелью придумал народ?

Март- капельник..

Вот видишь Февраль, значит, пришла весна.

Ребята, какая же следующая примета весны изображена на следующей картинке?

На этой картинке нарисованы проталинки.

-Как получаются проталинки?

-Солнышко нагревает снег на пригорках, он начинает протаивать на этих местах и получаются проталинки.

В народе это явление называется протальник. Март- протальник.

Ребята, а что же изображено на этой картинке? (Ручейки)

Как вы думайте в марте уже есть первые ручейки? Конечно. Ведь солнышко светит дольше и припекает больше, тает снег и образуются первые ручейки. Вот только названия похожего на ручейки нет. Давайте придумаем его сами.

II А сейчас я предлагаю немного поиграть. Возьмите себе одну и половинок круга, а теперь найдите такую же, и соедините так, чтобы из двух половин получился целый  круг, который совпадает по цвету. ( под музыку)

Д.и «Часть и целое»

Отлично. Мы разделились с вами на пары, теперь возьмите кораблики и посоревнуйтесь со своей парой.

Упр «Чей кораблик проплывёт быстрее»

И наши кораблики по ручейку прибежали к реке.

Воде в реке стало тесно под льдом, и она начала ломать его.

Как называется это явление? Ледоход.

Ледоход лед идет,

Вышел на берег народ,

Смотрит, как река играет,

Лед в кусочки разбивает.

Ребята, скажите, а можно весной выходить на лёд? А почему. ( Потому, что лёд очень хрупкий и тонкий и можно провалится под лёд ).


Посмотрите, около реки - следы. Кто-то из лесных жителей приходил к воде напиться?

Чтобы нам догадаться, чьи же это следы, я загадаю вам загадки, а вы отгадаете и узнаете, кто был у ручья.

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный? (Волк)

Всех зверей она хитрей

Шуба рыжая на ней (Лиса)

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось.

Познакомьтесь это -… лось.

Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Не мышь, и не птица,

В лесу она резвиться.

На деревьях живёт,

Да орешки грызёт. (белка)

Ребята, а чей след мы не увидели?Почему? ( медведя, ежа, барсук) Они ещё не проснулись. Просыпаются они в апреле.

Игра: «Чья тень»

Ребята, подойдите ко мне, я вам раздам фигуры диких животных, и мы с вами будем находить тень каждого из них.

Какие молодцы. Ребятки ,скажите, тени каких животных вы искали? (лисы, волка, лося, белки).

 III. Ребята, а тень какого животного потерялась?( зайчика).

Давайте его поищем.

Игра с блоками Дьенеша. «Угадай, где спрятался зайчик»

Ребята, садитесь на коврики, зайчик будет прятаться под фигурами, а мы будем его искать, но для того, чтобы найти под какой фигурой спрятался зайчик, нужно назвать цвет, форму, толщину и размер этой фигуры. (например: синий большой, толстый квадрат, желтый, маленький, тонкий треугольник….)

Закройте, пожалуйста, глазки, только играем честно и не подглядываем.( повторить 5-7 раз)

IV. Физкультминутка

Руки подняли и помахали.

Это деревья в лесу.

Ветки согнули, снег отряхнули-

Деревья встречают весну.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки сложили назад.

 V. Ребята, слышите? Птица поёт. Как вы думаете, какая птица прилетает самая первая весной? Ещё про неё говорят, что она весну на крыльях принесла. (Грач)

Как называется место, где собираются грачи? Грачевник.

Грач прилетает в поисках пищи, питается семенами, зерном, дождевыми червями, различными насекомыми, но так как насекомые и червячки ещё спят, давайте мы покормим грача зёрнышками.

Д/и «Ориентация на плоскости» «Накорми грача» .

Птички прилетели на полянку . Ребята, садитесь на коврики,

Возьмите из мисочек зёрнышки и слушайте моё задание.

Покормите грача, который прилетел в правый верхний угол, левый нижний угол, в центр, в левый верхний угол, в правый нижний, вверх, вниз, справа от цента, влево от центра.

Раз прилетели грачи, значит, пришла весна. Это еще одна примета весны.

Слышите голоса птиц? Давайте сядем на места и послушаем пение птиц (прослушивание голосов, трясогузка, кукушка, журавли, скворец, дятла, сороки, вороны). И попробуем отгадать, какие птицы радуются весеннему солнышку?

После грачей прилетят скворцы и жаворонки, а потом и другие птицы вернуться. Вот и еще одна примета весны.

Давайте вспомним, какие птицы зимовали, а какие прилетели?

Разделитесь на две команды ( дети предлагают известные способы)

Одна команда будет выбирать зимующих птиц, и посадит на ёлку, а другая перелётных,  и посадит их на дерево.

Д/и «Кто зимовал, кто прилетел».

 Ты видишь, Февраль, что пришло время Марта.

Февраль: я вижу, я согласен с вами. Пришло время марта. Передаёт Марту палочку.

Воспитатель: Ребята, давайте, еще раз перечислим все приметы весны. Дети перечисляют по моделям на мольберте все приметы.

«Пришло время прощаться»

Воспитатель: Февраль: Ну, ты не грусти, мы тебе весеннюю песенку споём.

Песня «Ой, бежит ручьём вода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная песенка "Бежала лиса с кузовочком"

Познакомить с содержанием русской народной песенки «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказать стихотворный текст; продолжать отрабатывать нав...

Экологическое занятие «Течёт, течёт – не вытечет, Бежит- бежит- не выбежит»

Тема: «Течёт, течёт – не вытечет, Бежит- бежит- не выбежит»Цель:1. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.2. Развивать умение анализировать.3. Привлечь детей к активным действиям по охране и эк...

Сценарий праздника к 8 марта "Ой, бежит ручьем вода!" для детей старшей группы детского сада

Сценарий праздника к 8 марта "Ой, бежит ручьем вода!" для детей старшей группы детского сада...

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности "Бежит, журчит, играется. водичка развлекается!""

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшей группы с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности  "Бежит, журчит, играется. в...

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Бежит, бежит водичка»

laquo;Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит иливолнуется ветром, она движется и даёт жизнь идвижение всему её окружающему»Иван АксаковВода главный компонент жиз...

Призентация на тему Ой бежит, бежит ручей

Призентация вторая младшая группа Ой бежит, бежит ручей....

Конспект «Вода: бурлит, бежит, играет и даже по небу летает»

Конспект по окружающему миру, посвященный изучению свойств воды в подготовительной  группе с использованием экспериментальной деятельности....