Конспект «Вода: бурлит, бежит, играет и даже по небу летает»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 Шишкова Юлия Сергеевна

Конспект по окружающему миру, посвященный изучению свойств воды в подготовительной  группе с использованием экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_magiya_presnoy_vody.docx199.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 41" муниципального образования города Братска

Конспект

«Вода: бурлит, бежит, играет

и даже по небу летает»

Ознакомление с окружающим миром:

Экспериментальная деятельность в лабораторных условиях

Подготовительная группа, возраст детей 6-7 лет.

https://kartinkin.net/pics/uploads/posts/2022-08/1659969762_25-kartinkin-net-p-fon-s-kaplyami-i-rebenkom-krasivo-31.jpg

                         

                                     

                           Авторы:            Шишкова Юлия Сергеевна, воспитатель.

                                                      Миронова Екатерина Сергеевна, воспитатель                                  

Программное содержание

Интеграция: познание, социально-коммуникативное развитие, социализация, музыкальное сопровождение, речевое развитие.

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательная область: «Познание»

  1. Расширять и систематизировать знания о состояниях воды.
  2. Развивать наблюдательность; сравнивать, анализировать и делать выводы.
  3. Развивать познавательную активность в процессе проведения обследований и экспериментирований с предметами и объектами.
  4. Побуждать к опытно-экспериментаторским исследованиям.
  5. Воспитывать у детей стремление заботиться о природе, оберегать ее как важный природный ресурс и видеть красоту вокруг.

Образовательная область: «Коммуникация»

  1. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
  2. Способствовать развитию желания участвовать в совместной коллективной деятельности.
  3. Расширять словарный запас детей (новые слова: микроскоп, микроб, лаборатория, опыты, лаборант, экспериментатор и др.), знакомить с новыми прилагательными, обозначающими свойства воды: морская, пресная, газированная  и др.

Образовательная область «Трудовая деятельность»

  1. Воспитывать аккуратность при лабораторной деятельности.
  2. Приучать приводить рабочее место в порядок по окончании экспериментальной работы.

Образовательная область «Социализация»

  1. Продолжать формировать первичные представления детей о мире, природе и ее ресурсах.
  2. Способствовать налаживанию отношений с окружающими в процессе труда, наблюдений, экспериментирования.
  3. Воспитывать любовь к природе через игровую деятельность.

Образовательная область «Здоровье»

  1. Продолжать  учить принимать правильную позу во время проведения опытов за столами.
  2. Приучать соблюдать правила безопасности.

Предполагаемый результат сформированности интегративных качеств: безопасность, здоровье, интерес к познанию, любознательность, способность решать поставленные задачи, делать выводы, эмоциональная отзывчивость, заинтересованность.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседа о воде, как о важном природном ресурсе;
  • Знакомство со свойствами воды.
  • Наблюдение во время прогулок за снегом, льдом.
  • Чтение художественной литературы  о природных явлениях: инее, дожде, снеге: «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой;  сказки «Капитошка. Путешествие воды», сказки «Путешествие Капельки»
  • Отгадывание загадок.
  • Проведение подвижной игры «Ручеек».

Предметно-развивающая среда:

  • Глобус.
  • Плакаты и картинки о защите воды.
  • Снежинки из бумаги: белые и голубые.
  • Капельки-смайлики из цветной бумаги.

Лаборатория в «Центре науки»:

  • Комочки ваты;
  • 3 емкости: одна с водой, одна со льдом, одна со снегом;
  • Пластиковые стаканчики, по 2 на каждого ребенка.
  • Воронки (по количеству детей)
  • Яйца (сырые куриные) - 2 шт.
  • Соль пищевая.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Психологический  настрой: Звучит запись журчащего ручейка.

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза, послушаем песенку природы и подумаем, кто же нам ее исполняет?

Дети отвечают: река, ручей.

Воспитатель: Правильно, а как они ее поют, можем ли мы описать песенку?

Дети описывают: песенка веселая, тихая, бодрая, тревожная и т.д.

Воспитатель:  А из чего они состоят - и река, и ручейки, и водопады?

Что за чудо?

Она бежит, бурлит, играет,

И даже по небу летает.

Не уследишь — может пролиться,

Высоко в небо испариться.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Встречается везде по свету,

Скажите, что за чудо это?

Дети отвечают : это вода.

Воспитатель: Вот как раз воде и посвящено наше сегодняшнее занятия. А вы, ребята, хотите узнать много нового и интересного о ней?

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже беседовали о воде, о том, что она не только украшение природы, но и очень важный ее элемент. Воду не зря называют «колыбелью жизни», ведь считается, что из нее произошло все живое - рыбы, птицы, животные, растения.  И людям она необходима для жизни.

Давайте с вами посмотрим на глобус и определим, много ли воды на нашей планете? Как вы думаете, каким  цветом она обозначена?

Дети: голубым, синим, ее много.

Воспитатель: Да, действительно, глядя на макет земли можно подумать, что воды на планете очень много, что она практически вся состоит из воды. Однако, на самом деле далеко не вся вода пригодна для использования в пищу. Как вы думаете, какую воду можно пить?

Дети: чистую, очищенную.

Воспитатель: Правильно, для питья, купания, приготовления еды можно использовать только определенную воду - пресную. А вот моря и океаны наполнены не пресной, а соленой водой, непригодной для питья .

Ребята, а вы знаете, что можно самостоятельно проверить, какая вода - пресная или соленая? Для этого нам потребуется соль и обычное куриное яйцо.

Опыт «Свойства солёной воды»

Воспитатель ставит два прозрачных стакана с водой и в один из них кладет 4 ч.л пищевой соли.  В оба стакана помещает по одному яйцу.

Воспитатель: Что происходит с яйцом в первом стакане?

Дети: оно тонет, опускается на дно.

Воспитатель: А со вторым яйцом, которое помещено в соленую воду?

Дети: Оно плавает, не тонет.

Выводы: если вода соленая, то яйцо в ней не утонет.

Воспитатель: Из пресной воды состоят озера, реки, ручьи, подземные ключи, родники. Но, с каждый годом их становится все меньше, они пересыхают, загрязняются, чаще всего по вине человека. Поэтому то мы часто слышим, что воду нужно беречь. Как мы с вами может беречь такой важный природный ресурс?

Дети: закрывать кран, зря не лить воду, не бросать мусор в водоемы и др.

(Используется в качестве подсказок демонстрационный материал:  цветные картинки и плакаты, посвященные защите и обереганию воды).

Воспитатель: Какие вы молодцы!  А сейчас давайте немного поиграем. Я расскажу вам о разных состояниях воды, а вы должны не только угадать, о чем речь, но и показать движениями.

М/п игра «Лед - пар - вода»

Ход игры

«Лёд растает и тогда, будет из него ….»(вода) - дети показывают руками волнообразные движения.

«Если очень сильный жар, превратится вода в …. (пар) - дети поднимают руки, крутят кистями, изображая облака пара.

«Если пар вдруг охладится, станет он опять…. (водицей) - дети делают руками «волны».

«Если холод вдруг придет, превратится вода в…. (лед) - дети обхватывают себя руками, съеживаются, начинают дрожать, показывая, как им холодной.

Воспитатель: А теперь ребята возвращаемся на места и продолжим нашу беседу. Как вы думаете, а откуда берется вода, которая течет из крана? На самом деле, мы употребляем в пищу и в хозяйстве речную воду, но она предварительно проходит несколько этапов очистки через водоочистительные сооружения и только после этого попадает в наши краны.

И я вам хочу предложить проверить на практике, а действительно ли вода требует очистки или же можно ее пить так, например из реки.

Давайте пройдем в нашу лабораторию и узнаем все сами.

Воспитатель: Прежде чем начать наши опыты, нужно вспомнить, какие правила безопасности следует соблюдать при работе в нашей лаборатории?

Дети вспоминают:

  • Нельзя шуметь, толкаться, вертеться.
  • Нужно работать внимательно и аккуратно с веществами и предметами.
  • Нужно использовать только свои инструменты и атрибуты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столах стоят три емкости. Что находится в первой (показываю).

Дети: вода.

Воспитатель: А во второй? (показываю).

Дети: снег.

Воспитатель: А из чего состоит снег?

Дети: из воды, которая замерзла.

Воспитатель: А что находится в третей емкости?

Дети: Сосулька!

Воспитатель:  Как вы думаете, ребята, зачем нам снег и сосулька, если мы проводим эксперимент с водой?

 Дети: сосулька и снег тоже состоят из воды, которая замерзла.

Воспитатель: Совершенно верно, это состояния замерзшей воды.

  Эксперимент:

Воспитатель: Ребята, давайте разделимся на 2 команды. Берите по одной снежинке. В первой команде оказались ребята, взявшие голубые снежинки, во второй - белые.

Первой команде достается емкость со снегом, второй - с сосульками, а у меня останется емкость с водопроводной водой.

Посмотрите, пока мы беседовали и снег и сосулька подтаяли и на дне сосуда образовались лужицы.  Ребята, а вы знаете, как называется  вода, которая остается после таяния снега, горошинок града, сосулек?

Дети: Талая.

Воспитатель: Возьмите каждый по одному стаканчику, поместите в него воронку, а в нее положите комочек ваты.  

Аккуратно наберите в другой стаканчик  талой воды из емкости и вылейте ее на вату. Каким стал ватный шарик?

Дети: она загрязнилась, потемнела, появился мусор, грязь, на вате остались волоски, песчинки.

Воспитатель: Ребята, вы согласны, что талая вода недостаточно чистая и  непригодная для питья? Так можно ли пить воду из речки, озера или ручья?

Дети: нет.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли есть снег, лизать сосульки, слизывать снежинки с рукавичек?

Дети: нет, в них микробы, грязь, горло заболит, снег грязный и т.д.

Воспитатель: Но, талой водой вполне можно поить домашних животных, скот, применять для полива комнатных цветов в зимнее время. Она даже приносит пользу, активизирует процессы роста и развития растений.

Давайте вспомним о том, что воду нужно беречь и используем оставшуюся  от эксперимента талую воду  для полива цветов в нашем живом уголке. (сливаем воду из емкостей в лейки и поливаем 2-3 цветка).

Воспитатель: А сейчас вернемся к третьей емкости, в которой находится водопроводная вода, которую я набрала из-под крана.  Что же получится, если пропустить ее через ватный фильтр? (поливают ватку водой, дети наблюдают и делают выводы)

Дети: она осталась чистой!

Воспитатель:  Опыт показал,  что водопроводная вода действительно чище талой, она прошла очистку и может использоваться для приготовления еды и питья.

  1. Заключительная часть

Вот и подошло к концу наше занятие, сегодня мы с вами узнали много новой, интересной и важной информации. Воды много, она разная, но вся полезная. Что же мы с вами может сделать, чтобы ее сохранить?

Дети: беречь воду от загрязнения и не расходовать ее зря.

Рефлексивная техника «Три капельки»

 Воспитатель:  Ребята, я вам предлагаю поделиться впечатлениями о занятии, а для этого нужно выбрать из целого «моря» свою капельку, которая соответствует вашему настроению.

(На магнитной доске в хаотичном порядке расположены капельки-смайлики).

  • Улыбающаяся капелька означает,  что вам было интересно на занятии, что вы, ребята, узнали много нового и не заскучали.
  • Капелька с прямым ротиком  говорит о том, что не все на занятии понравилось, осталось много вопросов и не все понятно.
  • Грустная капелька - занятие показалось неинтересным, скучным, непонятным.

Ребята, в заключении хочется сказать, что сегодня вы отлично поработали, побывали в роли лаборантов, настоящих экспериментаторов и исследователей. И пусть у вас останутся капельки, напоминающие о нашем необычном занятии.

Список использованной литературы и источников:

  • Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет. Сборник игр и упражнений.
  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001.
  • Николаева С.Н. - Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.
  • Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В звездное небо летит ракета

Учить детей изображать ракету, используя вытянутую треугольную форму или овальную, наносить на нее мелкие части (иллюминатор - окно); а так же звездное космическое небо приемами "печатание", "набрызг"...

Спортивное развлечение для детей средней группы «Военные лётчики в небе летают»

Цель: Расширение представления детей о  армейской авиации;-формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями;-укрепление здоровья.Задачи:-удовл...

Спортивное развлечение для детей средней группы «Военные лётчики в небе летают»

Спортивное развлечение для детей средней группы«Военные лётчики в небе летают»Цель: - Расширение представления детей о  армейской авиации;- формирование двигательных умений и навыков ...

Тема недели: «Звёзды салюта в небо летят».

Конструктор жизнедеятельности детей в рамках образовательных путешествий   Тема недели: «Звёзды салюта в небо летят»....

Интерактивная игра для детей среднего возраста «Птички по небу летают, птички разные бывают».

Интерактивная игра для детей среднего возраста «Птички по небу летают, птички разные бывают» разработана в целях расширению  знаний детей о перелётных и зимующих птицах  и закреп...

Конспект совместного развлечения с родителями на тему: "В небе голубом, голуби летят"

Очень важно воспитывать у детей уже с детского сада уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, уважение к защитникам Отечества, героям, защищавшим нашу Родину, формировать представл...