«Математическая шкатулка»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Конспект НОД по ФЭМП для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_shkatulka.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 40

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по ФЭМП «Математическая шкатулка»

старшая группа

                                                                                                                                                     Конспект составила

воспитатель высшей категории

Н. Е. Смирнова

Санкт-Петербург, 2016 г.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с приёмом измерения ломаной линии.

2. Продолжать знакомить детей со способами познания: сравнения, измерения, счёта.

3. Способствовать развитию логического мышления через умение устанавливать закономерности.

4. Закреплять умение соотносить количество с цифровым изображением.

5. Развивать навыки сотрудничества.

Ход:

Дети играют в игру «Сколько нас», в группе заранее приготовлена красивая коробка.

В: Ребята, у нас появилась возможность прочитать письмо. Оно пришло с телевизионной передачи «Умники и Умницы» и адресовано самым умным. Что значит быть умным? (Ответы детей). Ребята, мы можем назвать себя умными? (Да)

В: Я тоже так считаю. Значит это письмо нам? (Да). Тогда устраивайтесь на ковре

поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать.

«Дорогие ребята! Мы герои из передачи «Умники и Умницы». У нас есть любимая игра «Математическая шкатулка» и мы хотим этой игрой с вами поделиться. Если вы умные, смекалистые и любознательные ребята, то игра вам понравится!»

Ребята, вы хотите научиться играть в эту игру? (Да). В какую игру вы хотите научиться играть? (В «Математическую шкатулку»). Тогда нам нужно прочитать правила, слушайте: «Эта шкатулка с сюрпризом. В ней спрятаны математические задания. Выполнив задание верно, вы сможете открыть одну шкатулку и получите одну деталь шифра. Выполнив все задания, вы сможете расшифровать слово и получить приз!»

В: Как вы думаете, ребята, мы справимся с этими математическими заданиями? (Да) А какие знания нам понадобятся, чтобы выполнить эти задания?

Д: Умение считать, решать примеры, знать геометрические фигуры, умение думать, запоминать, быть дружными и внимательными.

В: Правильно, ребята. Я уверена в ваших силах и желаю всем быть внимательными. Итак, игра начинается.

В: Чтобы открыть шкатулку нам нужно закончить предложения. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Если стол выше стула, то стул…(ниже стола).

Если дорога шире тропинки, то тропинка…(уже дороги).

Если два больше одного, то один…(меньше двух).

Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры).

Если правая рука справа, то левая…(слева).

Если лента длиннее шнурка, то шнурок…(короче ленты).

А теперь объединитесь в пары и составьте своё начало предложений, а мы попробуем их закончить.

(На каждое предложение воспитатель спрашивает нескольких детей: «Катя, а как ты думаешь? Оля, а как у тебя получилось?» и т. д.)

В: Вы молодцы! Поздравьте друг друга с выполнением первого задания.

Теперь мы можем открыть первую шкатулку и получить часть шифра.

В: Игра продолжается. Перед нами шкатулка измерений. Для выполнения этого задания пройдём за столы.

Скажите, пожалуйста, какие измерительные приборы вы знаете?

Д: Весы, часы, термометр, сантиметровая лента, линейка.

В: При помощи какого измерительного прибора можно определить длину предмета? (При помощи линейки).

Давайте вспомним правила измерения отрезков. Кто нам напомнит?

Откройте тетради.  Что изображено на этой странице?

Д: Отрезки, ленточки, гвоздь, карандаш и ломаная линия.

В: Для того, чтобы открыть следующую шкатулку и получить часть шифра, нам нужно измерить длину гвоздя, узкой ленты, карандаша и ломаной линии. Вы готовы? Катя, напомни всем, что мы сейчас будем делать. Приступайте.

Давайте проверим. Какова длина гвоздя? Какова длина узкой ленточки? Какова длина карандаша? А какова длина ломаной? Никита, какая у тебя получилась длина ломаной линии? А у тебя, Максим? А у Андрея? У нас получилась разная длина. Как же узнать настоящую длину ломаной линии?

В: Где мы можем это узнать?

Д: Подумать, прочитать в книге, спросить у взрослого.

В: Да, вы можете спросить у меня.

В: Вы хотите, чтобы я вас научила измерять длину ломаной линии?

Д: Да.

В: Ломаная линия – это линия, которая состоит из отрезков. Внимательно посмотрите и скажите, из скольких отрезков состоит наша ломаная линия?

Д: Из трёх. (Спросить несколько детей).

В: Давайте посчитаем вместе. Для того чтобы измерить длину ломаной линии, надо измерить длину каждого отрезка этой ломаной и эти длины сложить. Существует 2 способа измерения ломаной линии.

1 способ – это измерение линейкой.

2 способ – это измерение условной меркой.

В качестве условной мерки мы используем нитку. (Показ).

Измерьте сами ломаную линию тем способом, который вам больше понравился.

(Самостоятельная работа).

В: Давайте проверим, что у вас получилось. Измерим длину первого отрезка, я буду измерять на доске.

Какова длина первого отрезка? Какова длина второго отрезка?

Какова длина третьего отрезка? Запишите цифрами, а теперь нужно сложить эти три числа. Сколько у вас получилась? Поднимите руку, у кого получилось так же. Вы молодцы, справились со вторым заданием.

Погладьте себя по голове. Мы можем открыть вторую шкатулку и получить второй элемент шифра.

Физминутка. Гимнастика для глаз.

В: Для того чтобы открыть третью шкатулку, нам нужно сосчитать, сколько листьев на каждой веточке. На ветке с 10 листьями и больше 10 листьев, нужно нарисовать синюю ленту, а на ветках, где меньше 10 листьев – красную. Посмотрите на цветной кружок на вашем столе, найдите лист с таким же кружком и поработайте в подгруппе (2 мин).

Под какими номерами у вас получились ветки с синими лентами? (1,3,5)

Под какими номерами у вас получились ветки с красными лентами? (2,4)

Поднимите руку те дети, у кого синяя лента на ветках под номером 1,3,5, а красная под номером 2, 4. Молодцы! У кого есть ошибка? Мы ещё раз посчитаем после прогулки. Большинство из вас справились с этим заданием. Давайте пожмем друг другу руку. Теперь мы можем открыть третью шкатулку и получить третий элемент шифра.

В: Проходите на свои места. У нас ещё одна шкатулка с заданием. Это задание называется «Найди девятого». Посмотрите внимательно на карточки и скажите, почему эту игру так назвали?

Д: Потому что здесь 8 картинок известны, а девятую надо найти.

В: Какое правило этой игры нужно знать?

Д: Нужно рассмотреть первый, верхний ряд, сравнить, запомнить, чем отличаются картинки. Затем рассмотреть второй, средний ряд, а затем третий, нижний ряд. Подумать, какой картинки не хватает, и нарисовать её.

В: Правильно. Рассмотрите свои карточки и нарисуйте недостающую фигуру. Готовы? Поменяйтесь карточками друг с другом. Будьте внимательны, не у всех карточки одинаковые. Проверьте карточки друг у друга. Поменяйтесь обратно. Какую фигуру вы нарисовали в 9-й клеточке? Аня, что у тебя получилось? А у Кати? У нас получилось 2 варианта ответа, так как карточки были разные. Посмотрите на доску и поднимите руку, у кого получились такие же фигуры. Молодцы! И с этим заданием мы справились. Погладьте друг друга по голове. Теперь мы можем открыть 4-ю шкатулку и получить 4-ю часть шифра.

В: Для получения следующей части шифра, давайте выйдем из-за столов и поиграем в игру «Найди пару». Правила этой игры такие: нужно взять в руки вот такую карточку с цифрой или числом, разойтись по группе и под музыку гулять, когда музыка остановится, вы должны объединиться в пары – число и цифра, при помощи которой это число записывается.

(Дети меняются карточками по желанию, играют ещё раз). Проверка.

В: Ну вот мы и выполнили последнее задание. Молодцы! Давайте похлопаем себе в ладоши. Теперь мы можем открыть пятую, последнюю, шкатулку и получить недостающую часть шифра. Какое слово было зашифровано? Прочитай, пожалуйста, Коля.

МОЛОДЦЫ!

В: Ребята, здесь есть задание (показывает картинку с геометрическими телами). Когда вы сегодня пойдёте домой вместе с мамами и папами найдите предметы,  имеющие форму этих тел и расскажете мне об этом на следующем занятии, договорились? (Да).

В: Что нового мы сегодня узнали об измерении ломаных?

Какие математические знания вам пригодились в сегодняшней игре?

Где ещё вы можете использовать свои знания?

В какую игру вы хотели бы сыграть ещё раз?

(Ответы детей).

А какой же сюрприз в шкатулке? Это медали, которые участники телевизионной игры «Умники и Умницы» получают за свои знания.

Я вас поздравляю, вы справились с игрой, и я хочу вручить медали самым умным. Вы обязательно покажете их дома мамам папам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Математическая шкатулка"

Нод по математическому развитию для старшего дошкольного возраста, с использованием коллекций...

НОД "Математическая шкатулка"

Непосредственно-образовательная деятельность« Математическая шкатулка».(конспект)Образовательные  задачи:1.     Расширять представления детей об объектах окружающего мир...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Математическая шкатулка»

    Формирование и развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы....

Дидактическая игра "Математическая шкатулка" для формирования у дошкольников элементарных математических представлений

Игра рассчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Математическая шкатулка может быть полезна воспитателям, а так же родителям для группового и индивидуального обучения детей э...

Конспект занятия по математике в старшей группе : «Математическая шкатулка».

Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основесравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и6....

Семинар-практикум для родителей "Математическая шкатулка"

Повысить компетентность родителей в использовании игр и игровых упражнений по развитию математических способностей ребенка....

"Математическая шкатулка"

Конспект квест-игры по познавательному развитию (ФЭМП)...