КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКАМ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СФОРМИРОВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
консультация по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Консультация для родителей, имеющих детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКАМ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СФОРМИРОВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достаточный уровень развития, и математических способностей в тоже. Характерные особенности развития детей с ОНР сказываются на качестве усвоения ими элементарных математических представлений, приобретения умений и навыков. Речевые нарушения ведут к затруднениям в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста:

  • затруднения при освоении сенсорных эталонов;
  • затруднения при освоении пространственного расположения вещей;
  • затруднения в целостном восприятии предметов, ошибки при их сравнении, сопоставлении, выявлении сходства и различия между предметами;
  • затруднения в понимании, речевом оформлении и решении арифметических операций.

Поэтому формирование математических навыков у детей с ОНР должно быть направленно на исправление и речевой патологи и совершенствовании познавательной сферы.

Понятие «формирование элементарных математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных игр, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Словесные игры

«Да и нет».

Родитель загадывает какой-нибудь предмет, ребёнок должен его отгадать. Отвечать только «да» или «нет».

Например, этот предмет круглый? (Да.) он стоит на верхней полке?

Во время игры нельзя задавать вопросы о назначении предмета. можно спрашивать о форме, величине, месте расположения.

Такие игры как:

«НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, рекомендуется использовать различные игры и упражнения.

Это «На нахождение пропущенной фигуры»,

«Продолжения ряды фигур, знаков»

«Цепочки закономерностей»

В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того, можно предложить задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.

Игра «КОГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур, пазлы. Такие игры как: «СОБЕРИ БУСЫ»«НАЙДИ ОШИБКУ»«КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?» и т.п. способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности.

Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения которое необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Для развития мыслительной и речевой деятельности, также рекомендуется использовать загадки, загадки—шутки.

Загадки математического содержания

  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы)
  • Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)
  • Пять братцев в одном домике живут. (Варежка)
  • Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы)
  • Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели)
  • В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Времена года)
  • 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. (Вилка)
  • У него 4 лапки, лапки – цап — царапки, пара чутких ушей, он – гроза для мышей. (Кот)
  • Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это должно быть, им очень обидно. (Глаза)

Задачи – шутки

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
  • Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить её на угол стола)
  • Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной. (6)
  • На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю)
  • Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их на угол стола)
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2кг.)
  • Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного)
  • На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  • У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)
  • Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит)

Скороговорки

Возле грядки—две лопатки
Возле кадки—два ведра.

______________________

Два щенка щека к щеке
Щиплют травку в уголке.

______________________

Три сороки тараторки
Тараторили на горке.

Опять пять ребят
Нашли у пеньков пять опят.
______________________

Пошёл Игнат лопаты покупать

Купил Игнат пять лопат.

______________________

Три вороны на воротах.

Можно использовать считалки, которые способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Мы предлагаем использовать считалки с детьми старшего дошкольного возраста целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т. д.

1. Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.

        ______________________

2. Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,

          Кто из нас пойдет искать.

         ______________________

3. Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,

А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой — воскресенье,
В этот день пекут печенье.

Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!

Известный математик А. И. Маркушевич отмечал, что благодаря сказке ребёнок начинает отличать реальное от необычного, сказка помогает развивать не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Сказочный герой даёт возможность ребёнку перенестись в воображаемую ситуацию. Поставить перед собой игровые задачи, принять игровую роль помощника, защитника, учителя и ученика. Реальность персонажа помогает ребёнку принять поставленную задачу, связать воедино игровую, учебную и практическую задачи. Например, в сказке «Цветик — семи цветик» ребёнок знакомиться с составом числа семь, закрепляет знания о временах года и днях недели.

Посредством сказки закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, ребёнок начинает понимать: считать можно любые предметы.

Например,

Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,

В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
А от лисы не успел уйти.

Вопросы:

Сколько зверей встретил колобок?

Сколько раз он смог уйти?

______________________

2. Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может. А вытащили репку только тогда, когда стали тянуть всем семейством: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Дашка и мышка.

К данной задаче можно поставить следующие вопросы: «Сколько человек тянули репку? Сколько животных помогали тащить репку? Который по счёту была собака, внучка» и т.д.

Загадав ребёнку следующую загадку: «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке, там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без под сказки: кто герои этой сказки?» (Три медведя). Как называется эта сказка? Какой математический термин вы услышали в названии этой сказки? (Число 3.) Каких предметов в этой сказке было по три? (Три стула, три кружки три кровати, три подушки и т. Напиши цифру 3 в воздухе ладонью, сложив три пальчика клювиком, двумя руками одновременно. Вспомнить загадки и сказки, в названии которых встречаются это число и цифра ( «Три медведя»«Три толстяка» и др.).

Анализируя вместе с родителями то или иное литературное произведение, осваивая средства художественной выразительности, ребёнок овладевают способностью передавать в образном слове определенное математическое содержание, способствует прежде всего формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных отношений.

Таким способом можно помочь детям сформировать математические представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...

Консультация для родителей "Использование игровых технологий при формировании у детей элементарных математических представлений"

   Нужна ли крошечному малышу математика ? Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как разме...

Консультация для родителей "Влияние развивающих игр и упражнений на формирование элементарных математических представлений"

В представленном материале даны рекомендации родителям как увлечь детей математикой, развить интерес при помощи занимательных игр и упражнений....

Консультация для родителей "Как помочь дошкольнику быстрее освоить родной язык"

Консультация для родителей "Как помочь дошкольнику быстрее освоить родной язык"...

Консультация для родителей «Как помочь дошкольникам сформировать элементарные математические представления»

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста актуально на этапе подготовки к школьному обучению. Чтобы успешно прошло освоение общеобразовательных программ, дошкольнику необходим достат...