Консультация для родителей :"Особенности развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "
консультация по логопедии (старшая группа)

Пигунова Наталья Ивановна

Консультация поможет логопедам в работе с родителями .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи  

        Дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи  - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.

         К тяжёлым нарушениям речи (ТНР) относится  общее недоразвитие речи.

 Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии : алалии, афазии, дизартрии, ринолалии.

 Выделяют четыре уровня общего недоразвитие речи  (ОНР)

        У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

        В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

        Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

        При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Планирование воспитательно-образовательного процесса обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста  с  ТНР в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей развития. Объем образовательной нагрузки не превышает нагрузку, максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Планирование работы с детьми, имеющими  тяжёлые нарушения речи (ТНР)

При определении специфики коррекционно-педагогического процесса

учитывается не только характер нарушения, но и возраст детей.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции

осуществляется после комплексной диагностики с участием разных

специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально

описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования,

эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических

функций, общей и мелкой моторики, уровень развития речи.

Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе

обследования особенностей познавательной деятельности, речевых нарушений у  детей . Занятия проводятся  фронтально, индивидуально и в подгруппах детей, на которых решается ряд педагогических задач, позволяющих сформировать коммуникативные, бытовые, когнитивные умения и навыки, необходимые для адаптации детей с ТНР в социуме.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

-Развитие игровой деятельности.

-Развитие речевого общения с окружающими.

-Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

-Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

-Развитие внимания, памяти, мышления .

-Формирование математических представлений.

-Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.

-Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе отводится логопедической коррекции. Ее основная цель - развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости,выразительности,грамотности.

Вся работа с дошкольниками должна быть построена таким образом, чтобы

ребенок не воспринимал себя особым ребенком, а ощущал себя полноправным членом общества.

Целью коррекционных занятий является максимальное развитие познавательных способностей детей. При этом решаются следующие задачи:

-развитие сохранных сторон познавательной деятельности;

-коррекция отклонений в психическом развитии;

-формирование компенсаторных способов познания окружающей

действительности;

-формирование предпосылок к усвоению ребенком материала занятий,

проводимых воспитателями, и закрепление этого материала;

-формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на

занятиях: развитие сенсомоторной сферы, развитие речи, развитие мышления,развитие внимания и памяти, формирование математических представлений,подготовка к овладению чтением и письмом.

Обеспечение коррекционного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом.

 Взаимодействие педагогов и детей нацелено на осуществление развивающего обучения.

Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением

коррекционных задач.

При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний,

умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений.

 Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, навыки трудовой деятельности, форимирование учебной деятельности. Развитие речи и коррекцию речевых расстройств осуществляет учитель-логопед. Педагог-психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и учитель-логопед, воспитатели,

развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам; диагностику нарушений способности к обучению;участие в планировании и проведении образовательных программ;

консультирование родителей.

Сенсорное воспитание

В работе по сенсорному воспитанию детей с тяжёлыми нарушениями речи выделяется; несколькоразделов.

1. Развитие зрительного и слухового восприятия и коррекция его нарушений:

формирование представлений о цвете предметов; формирование

представлений о форме предметов; формирование представлений о величине

предметов; формирование и коррекция пространственных представлений;

формирование временных представлений.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

Изобразительная деятельность

Трудности формирования графических способностей у детей с тяжёлыми нарушениями  речи  Главная причина трудностей заключается в неумении производить точные согласованные движения, контролировать их силу и скорость. Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук отрицательно казывается на умении рисовать, на написании цифр и букв. Даже рисуя собразца, дошкольники нередко допускают неточности в передаче контуровизображаемых фигур, искажают их пропорции, плохо копируют геометрические формы. Характерные для детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи, нарушения оптико-пространственного восприятия сказываются и в изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность служит важным средством коррекции

недостатков психофизического развития детей сТНР.

Образовательная деятельность для детей с тяжёлыми нарушениями речи, имеет свои особенности: включает дополнительные задания, направленные на тренировку движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия.

В изобразительной деятельности с детьми необходимо решать следующие задачи:

-развивать мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию

для подготовки к овладению навыками письма;

-формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение

передать их в изображении;

-формировать правильное восприятие пространства, корригировать

нарушения зрительно-пространственного восприятия;

-формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения

средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией) ;

-развивать навыки конструирования;

-воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной

деятельности и ее результатам;

-развивать любознательность, воображение;

-расширять запас знаний и представлений.

Необходимо уделять внимание таким видам деятельности, которые

наиболее способствуют решению коррекционных задач. К таковым можно

отнести аппликацию, лепку, трафарет, тренировочное рисование.

Задания по аппликации способствуют развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о цвете и форме. Достоинством этого вида деятельности является и его доступность: аппликацией могут заниматься дети, имеющие низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений,

корригирует нарушение мышечно-суставного чувства. Использование трафарета способствует воспитанию правильного движения, расширению графических возможностей ребенка с пораженными руками.

Тренировочное рисование - система графических упражнений для развития

манипулятивной деятельности кисти руки. Тренировочное рисование, как и

любая другая изобразительная деятельность, должно проходить в форме игры (например, дается задание иллюстрировать какой-либо рассказ или действие). Эти задания рассчитаны на стимулирование движений кисти руки, включающих в работу определенные группы мышц.

Хороший результат дает сотворчество между воспитателем и ребенком:

воспитатель в ходе тренировочного рисования изображает тучу, а ребенок -

дождь; воспитатель - машину, а ребенок - след от нее. Ребенку

предоставляется та часть задания, которую он может выполнить. Это дает

возможность развить успех ребенка, создать мотивацию для

дальнейших самостоятельных действий.

Целесообразно также использовать коллективное творчество. Например,

воспитатель на большом листе бумаги рисует дерево, а дети дорисовывают и

раскрашивают яблоки на нем. Очень хорошо применять этот прием в лепке.

Например, дети совместно лепят избу из бревен. Это позволяет подобрать

детям задания в соответствии с возможностями каждого: одни разминают

пластилин, изготовляют детали (бревна), другие их соединяют. Важно, чтобы

выполнение задания было доступно ребенку, успех вселяет в него уверенность. На изобразительной деятельности необходимо особое внимание уделять восприятию и изображению форм предметов (круг, овал, четырехугольник и т. д. ).

Необходимо развивать умение видеть геометрические формы в окружающих

ребенка предметах, дифференцировать близкие формы. Полезно использовать специальные трафареты, которые дети обводят и раскрашивают. Зрительный образ предмета закрепляется на занятиях аппликацией, лепкой. Прежде чем учить дошкольника ориентироваться на плоскости листа бумаги, необходимо в игровой ситуации ознакомить их с основными пространственными понятиями.

Участвуя совместно с воспитателем в перемещении игрушек, дети познают

такие понятия, как «вверху», «внизу», «справа», «слева». Особое внимание во время рисования с дошкольниками следует уделять коррекции элементов

зеркального рисунка, а затем и письма. В процессе рисования необходимо

сопоставлять правильно и неправильно нарисованные предметы и фигуры,

проводить рисование асимметричных фигур по трафарету и образцу.

Очень важно применять различные формы поощрения детей: устраивать

выставки лучших работ, обсуждать работы, похвалить детей с тяжелыми

 нарушениями речи, которым особенно трудно выполнять задание.

 Педагогу следует сохранять работы детей, сделанных ими в течение года,

для того, чтобы ребенок мог видеть положительные результаты обучения.

Математическое мышление

При подготовке к школе очень важно развить у ребенка основы

математического мышления.  Освоение счета требует высших форм мыслительной деятельности -анализа и синтеза, сформированных пространственных представлений.

Большинство детей с тяжёлыми нарушениями речи  с трудом усваивают разрядное строение числа, затрудняются в осмыслении задач, путают цифры, близкие по своему графическому образу, строят цифровой ряд справа налево.

Для коррекции этих нарушений наряду со стандартными приемами

обучения счету можно рекомендовать некоторые специальные приемы,

адекватные для обучения детей с ТНР. К ним следует отнести, во-первых, введение двигательно-осязательного элемента в процесспересчета. Опора на двигательный, зрительный и осязательный анализаторы

способствует восприятию линейно расположенных в пространстве предметов. У каждого ребенка во время обучения счету должен быть набор однородных предметов, которые он должен пересчитывать, пользуясь зрительным контролем и без него. Во-вторых, обучение счету должно всегда исходить из принципа наглядности, объяснение проводиться на примерах, видимых и ощущаемых детьми, и только на следующем этапе можно переходить к аналогичным заданиям, отвлекаясь от конкретных объектов. Важно дать детям представление, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета. В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета: пересчитать количество хлопков, ударов в бубен, шагов, взмахов руки и т. п.

В процессе обучения счету необходимо уточнить и автоматизировать в

речи детей такие понятия, как «больше-меньше», «прибавить-отнять»,

«уменьшить-увеличить».

При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами

для раскрашивания вырезанных цифр. Эффективным приемом является

обведение пальцем цифры, вырезанной из бархатной и наждачной бумаги, а

также прописывание изучаемой цифры пальцем на шероховатой поверхности

(наждачная бумага, бархатная бумага , наклеенная на картон). Необходимым

элементом обучения счету является понятие цифрового ряда. Следует учить детей строить цифровой ряд слева направо, дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения справа налево.

Усложнение программного материала идет путем расширения содержания

основных разделов, формирования новых способов математического действия путем совершенствования навыков аналитических операций сравнения (применение приемов сопоставления, противопоставления, наложения, приложения, измерения с помощью счета и специальной или условной мерки) , а также путем усложнения наглядного материала - использования не только реальных предметов и их заместителей, но и изображений, условных обозначений, схем и таблиц.

Взаимодействие специалистов  ДОУ обеспечивает системное сопровождение детей с  тяжёлыминарушениями речи в том числе с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе специалистами разного профиля: учителем -логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы

является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов

образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

-комплексность в определении и решении проблем ребенка,

предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;

-многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

-составление комплексных индивидуальных программ общего развития и

коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.

Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики,

логопедии, физической культуры, музыки позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

Образовательная область «Физическое развитие»

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

•        Соблюдение охранительного двигательного режима для детей с ТНР

•        формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

•        изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

•        развитие речи посредством движения;

•        формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

•        управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

  • формирование и совершенствование перцептивных действий;
  • ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
  • развитие внимания, памяти;развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Сенсорное развитие,в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия:зрительное,слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию специалисты исходят из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формированиеправильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания (дети с ТНР).

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников (дети с ТНР), это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

Формы работы по развитию элементарных математических представлений:

  • Обучение в повседневных бытовых ситуациях

  • Демонстрационные опыты
  • Коллективное занятие
  • Самостоятельная деятельность в развивающей среде

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с  ТНР  в общественную жизнь.

Задачи:

•        формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

•        формирование навыков самообслуживания;

•        формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

•        формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

•        формирование умений использовать различные доступные средства в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с ТНР формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с        ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с ТНР общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ТНР занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

Работа  по  освоению  первоначальных  представлений  социального  характера  и  развитию  коммуникативных  навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

•        в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

•        в  процессе  специальных  игр  и  упражнений,  направленных  на  развитие  представлений  о  себе,  окружающих  взрослых  и сверстниках;

•        в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

•        в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение. В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Содержание работы по развитию культурно-гигиенических умений:

•        прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);

•        гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т. д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;

•        одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.

Дети с ТНР могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель «проигрывает» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.

Предлагаются следующие наиболее типичные ситуации, которые помогают сформулировать простейшие алгоритмы поведения:

•        пользование общественным транспортом;

•        правила безопасности дорожного движения;

•        домашняя аптечка;

•        пользование электроприборами;

•        поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;

•        сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).

На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет эмоциональное состояние. Особое место в образовательной области по формированию социально коммуникативных умений занимает обучение детей с ТНР  элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:

•        организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;

•        ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду;

•        обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

•        обучение уходу за растениями, животными;

•        обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);

•        изготовление коллективных работ;

•        формирование умений применять поделки в игре.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу

и        по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей

и        индивидуальных особенностей.

Освоение социально-коммуникативных умений для ребенка с ТНР обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации — это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Формирование у детей эстетического отношения к миру.

Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Задачи:

•        Формирование элементарных представлений о видах искусства

•        Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

•        Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

•        Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с        различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук. В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумывать способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.

Образовательная область «Речевое развитие»        

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.        

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

•        Овладение речью как средством общения и культуры

•        Обогащение активного словаря

•        Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

•        Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Имеющиеся нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ТНР.

Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной области необходимо выстраивать индивидуально. Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ТНР всех категорий. Например, грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. В норме дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Для развития связной речи, освоения грамматических форм у детей с ТНР необходимо создание специальных условий — разработок грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности и др.

Коррекционно-логопедическая работа проводится в игре. Для того чтобы выявить и изучить структуру нарушения речи, необходимо динамическое наблюдение за ребенком. При этом эффективность динамики и коррекция речи повышается, это важно учитывать особенно с детьми у кого тяжелыми нарушениями.

Важно развивать все, включая двигательно-кинестетические анализаторы (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Работа логопеда проводится в тесном контакте с невропатологом, родителями ребенка. Родители – это важнейшие участники педагогической работы, особенно если ребенок не посещает дошкольное учреждения. В задачу логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития. Основными направлениями коррекционной работы являются:

Развитие игровой деятельности;

Развитие речевого общения;

Расширения знаний и представлений об окружающем мире;

Развитие сенсорных функций;

Развитие внимание, памяти, мышления;

Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев для подготовки к овладению письмом.

Логопедическая работа в речевой период начинается с обучения манипулировать игрушкой, что развивает лексическую сторону речи. Коррекционная работа по формированию звукопроизношения начинается с формирования фонематического слуха , формирования артикуляционных укладов.  В работе используются   разные виды массажа (самомассаж, зондовый массаж ), артикуляционную гимнастику, дыхательную, активизируют внимание и произнесение доступных звуков (слоги, слова). При выполнении заданий педагог сначала показывает ребенку, что нужно делать, побуждает его к речи интересными и простыми приемами для ребенка. Важно также формировать слуховое внимания, восприятия темпа и ритма речи. Для того чтобы ребенок мог дифференцировать интонацию голоса и окраску речи, это достигается с помощью выразительного чтения сказок по ролям. Для развития слухового внимания можно использовать такие игры как: «Чей голос?», «Угадай что звенит?» «Играй как я.» и т.д.

В дошкольном возрасте развитие речи направленно на расширение словаря и развитие грамматического строя речи.

На каждом занятии следует знакомить детей с новыми предметами, их обозначениями.

Следует использовать максимально наглядный материал. Необходимо на занятиях развивать двигательно-кинестетические анализаторы (ощупывание предмета рукой и узнавание его).

В то же время вводят слова, которые обозначают качество предмета. Для сравнения на занятиях используют для сравнения противоположные предметы. В старшем дошкольном возрасте для закрепления и активизации словаря используют описание предметов, отгадывание загадок, дидактические игры и постоянное общение с ребенком.

Формировать речь у детей с ТНР  это трудный системный  процесс.

Основные формы взаимодействия с семьей:

        Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей, сбор информации.

        Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники.

        Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

        Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями развития речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого - педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.

Сопровождение семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями, проходит в форме:

-        индивидуальной работы с родителями (консультации);

-        совместные занятия родителя и ребенка, имеющие различную направленность (развивающие, обучающие);

-        игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, или с участием родителей;

-        групповая работа с родителями (профилактическая и психокоррекционная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние фи...

Консультация для родителей" Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи"

>Музыкальное воспитание в логопедических группах детского сада проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на реш...

Семинар для воспитателей «Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности».

Семинар для воспитателей "Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности"....

Использование Су-джок терапии для активизации речевого развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Использование Су-джок терапии для активизации речевого развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи...

Консультация для родителей "Особенности семьи, имеющей ребёнка с нарушением речи". (советы логопеда)

В семьях, где растёт ребёнок с нарушением речи, считают, что всё исправится само собой, и это относится к возрастным особенностям. Какую помощь должен получать ребёнок дома от родителей?...