«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

АВЕРЬЯНОВА МАРИНА ИННОКЕНТЬЕВНА

Для воспитания у дошкольников интереса к математике необходимо использовать такие эффективные методы и приемы как, проблемные ситуации, игры с занимательным материалом, моделирование, элементарные опыты. Задача данной деятельности получение новых сведений о предмете, проверка его свойств потверждение или опровержение, каких- либо предположений.При этом у детей ярко выражена установка на получение чего то нового, необычного, что и способствует, формированию стойкого интереса, как к эксперементальной деятельности так и к получению математических знаний , воспитанию любознательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»

 в старшей группе

 Тема: «Шоу фокусников»

Аверьянова Марина Иннокентьевна

Воспитатель

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Шоу фокусников»

Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская

Форма проведения: совместная деятельность

Место проведения: групповая комната

Направление: познавательно-речевое

Образовательная область: «Познание»

Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность с применение образовательной технологии Блоки Дьенеша.

Программные задачи:

образовательные: 

-Продолжать знакомить детей с логическими блоками Дьенеша, учить различать их по форме, цвету, размеру, толщине.

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о составе молока и свойстве моющего средства.

развивающие: 

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

- умение использовать условную мерку.

воспитательные: 

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

-проявлять внимание к малышам;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Интегрируемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное»,«Речевое»,«Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово

Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки»,

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.

Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители;  стаканчики, сироп, вода, масло растительное, магниты, скрепки.

раздаточныепредметы для экспериментов

 Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о  целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, знакомство с игрой «Зеваки», разучивание физминутки под музыку.

Примерная структура занятия-экспериментирования:

1. Проблема (визит воспитателя с младшей группы)

2. Организационный момент (превращение в фокусников, деление на команды)
3. Психологический настрой (Игра «Зеваки»)

4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
6. Уточнение плана исследования (Д/Игра «Что сначала, что потом»)

7. Процесс экспериментирования
8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

9. Творческая деятельность детей.

Организационный момент:

В группу заходит воспитатель с младшей группы, здоровается и обращается к детям: "Ребята, у меня вот какая проблема: что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?

В: Ребята, как думаете, сможем помочь позабавить малышей?

Д: Сможем.

В:, мы сейчас посоветуемся с ребятами, подготовимся и обязательно прейдём к вашим малышам.

В: Ребята, какие будут предложения?

Д: Можно нарисовать им рисунок, можно сделать поделку, можно подготовить концерт: стихи и песни, можно показать театр, можно показать забавные эксперименты-фокусы.

В: На чём остановимся?

Д: На фокусах-экспериментах.

В: Почему вы думаете, что им будет интересно?

(Дети)

В: Ребята нам нужно не только показать эксперименты , но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки?

(Дети)

В: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.

1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать

На носочки поднимитесь

Потихоньку покружитесь

В фокусников превратитесь!

(Воспитатель одевает шляпу)

В: Я тоже превратилась в фокусника и  на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо?

В : Ребята у меня в руках вот такой интересный мешочек и в нем что то лежит давайте потрогаем , пощупаем его. Как вы думаете что там?

(Дети отвечают)

Совершенно верно это геометрические фигуры

В: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, и рассказывать о них.

В: А теперь расскажите мне о своих геометрических фигурах . Чем они отличаются от фигур ваших соедей.

(Дети называют  фигуры)

В: Дима, посчитай,  сколько  всего получилось у вас геометрических фигур?

Как можно по -  другому сказать Ангелина?

( В командах по 5 человек)

В: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».

( В центре экспериментальной деятельности 3 лотка,  лотки отмечены геометрическими фигурами: треугольник, круг,  прямоугольник).

И я приглашаю вас совершить первый фокус

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться,  поглядим!

В: Первый фокус "Танцующее молоко"

В: Дима, напомни детям, что сначала будем делать?

Д/И игра : «Что сначала, что потом»

(Сначала нужно налить молоко, потом нарисовать любую геометрическую фигуру)

В: А потом,  Илья?

( Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски)

(Дети выполняют)

В: Что получилось?

(Дети)

Воспитатель предлагает всем подойти и посмотреть результат.

В: Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.

В: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)

 (Дети)

В: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.

В:  А теперь я вас приглашаю  к следующему столу для следующего эксперимента

Дети подходят к лоткам.

В: Вот такого волшебства

Не видали никогда

Посчитаем хором дружно

Д: 4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим!

В:  Но чтобы  вы не уставали поиграем в игру  «Зеваки»

(Пока звучит бубен дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)

В: Следующий фокус «Магнитная сила»

На столах из множества скрепок выложены геометрические фигуры

Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи Юля

Д/И игра «Что сначала, что потом»

( Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится)

В: А потом?

( Возьмём маленький магнит и посмотрим,  сколько скрепок прицепится к нему)

Дети выполняют действия с магнитами.

В: Что можно сказать, почему так получается?

Дети: У большого магнитная сила больше, а у маленького меньше.

В: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость?

Дети говорят свои выводы.

В: Давайте проверим. Расположите скрепки по краю плоскости и потом попробуйте собрать скрепки в центр круга маленьким магнитом, а потом большим. Что можно сказать об этом?

Вывод: Магнитная сила большого магнита может двигать скрепки, а магнитная сила маленького магнита слабая, она не двигает скрепки.

В: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.

А для того чтоб вы не уставали сделаем зарядку (Зеваки)

В: Я приглашаю юных фокусников к следующему фокусу-эксперементу

В: Следующий фокус "Разноцветные жидкости"

Дети объясните, что будим делать в этом эксперименте сначала? Как вы думаете?

Д/И игра «Что сначала, что потом»

( Сначала мы нальём сироп, потом простой воды и потом нальём растительного масла)

В: Как будим, наливать воду? (по стеночке стаканчика)

В: Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы будите с помощью мерок. Сироп отмерить до цифры 1, воду до цифры 2, а растительного масла столько сколько сиропа.

Это сколько, ребята? (До цифры 1)

В: Приступаем, а вы ребята внимательно наблюдайте, правильно наши фокусники измеряют жидкости.

Воспитатель контролирует, помогает.

В: Что получилось, ребята?

Вывод:  Сироп остался внизу, вода посредине, а масло сверху.

В: Почему, как вы думаете?

Вывод: Сироп самый тяжёлый, он опустился вниз, а масло самое лёгкое, оно осталось сверху.

В: Молодцы, поаплодируем фокусникам.

Ребята, а какие должны быть фокусники?

( Внимательные, ловкие, быстрые)

В: Ну вот и закончились наши фокусы

Ребята, как думаете, сможем мы теперь  помочь позабавить малышей?

А что вам больше всего запомнилось? А сейчас мы пройдем сядем в круг будем передавать круг и делиться своими впечатлениями. Какие эксперименты мы с вами делали и какие сделали выводы. А теперь я вас обратно превращу в ребят с детского сада.

Самоанализ занимательной деятельности

Занимательная деятельность проводилась с детьми старшей группы.  В количестве 15 чел.

По теме: «Развитие у детей познавательной активности, через детское экспериментирование». «Шоу фокусников»

Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности  

Программные задачи:

образовательные: 

-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;

-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;    

-формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.

развивающие: 

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

- умение использовать условную мерку.

воспитательные: 

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

-проявлять внимание к малышам;

- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Интегрируемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное», «Речевое»,  «Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, художественное слово

Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка « У жирафа пятнышки»

Практические: выполнение экспериментов.

Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.

Правила безопасности при проведении эксперимента:

- работа под наблюдением взрослого;

-осторожно обращаться с емкостями;

Не брать руки в рот , и т.д.

Образовательная деятельность построена  с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занимательная деятельность была построена на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей)

Принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей)

Принцип психологической комфортности (в знакомой обстановке, в игровой форме).

При планировании образовательной деятельности мною учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей (в группе были дети медлительные и малоактивные. Группа старшая, но ещё никому не исполнилось 6 лет.  На протяжении всего занятия старалась, чтобы в деятельности участвовали все дети (одни выполняли действия, другие наблюдали, все дети участвовали в психогимнастике, физминутке, в дыхательной гимнастике). Постоянно активизировала внимание детей за правильным  и аккуратным выполнением эксперимента (что способствовало поддержке дисциплины и самостоятельности.

       Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

Практический метод (эксперименты выполняли сами)

Словесный метод (вопросы и ответы)

Приём эмоциональной заинтересованности (помощь воспитателю и  младшим детям)

Психологический настрой (М.П.Игра «Зеваки»)

Игровой приём (превращение в фокусников, атрибуты)

Метод контроля и стимулирования (Д.Игра «Что сначала, что потом», похвала, аплодисменты)

Использованные методы способствовали организационному выполнению поставленных задач перед детьми.

Использование метода работы детей подгруппами всегда вызывало осложнение, т. к. детям нужно самостоятельно делиться на подгруппы и выполнять эксперимент вместе со всеми одновременно.( Но, дети с этим справились)

Работоспособность детей была на протяжении всей деятельности, каждому хотелось поучаствовать в эксперименте и сделать свой вывод.

Смена вида деятельности на следующем этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на решение проблемной ситуации.

Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

       Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

По итогам исследований отчитывались о проделанной работе, что позволило детям научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы. 

Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.

Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.