Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по стране Математика»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Шпакова Наталья Игоревна

Воспитатель вместе с детьми путешесвтуем по математической стане, выполняя задачи, которые поджидают их на пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matematika.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе по теме

«Путешествие по стране Математика»

Программные задачи:

Обучающие:

  • Продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 8.
  • Классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма).
  • Выполнять практические действия с ориентировкой на символ.
  • Закрепить представления о временах года.
  • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при выполнении работ.
  • Воспитывать самостоятельность, интерес к математическим заданиям.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал. Магнитофон, магнитная доска, плоскостные изображения, корзина с 8-ю грибами, геометрические фигуры, письмо. Девочка - «Красная шапочка», мальчик - «Серый волк».

Раздаточный материал. Алгоритм, 10 прямоугольников разного цвета, медали – смайлики.

Предварительная работа: решение логических задач, интеллектуальные игры по типу « Головоломка», «Четвертый лишни» и т.д.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Подойдите, пожалуйста, все ко мне. Посмотрите, какой красивый цветок расцвел у нас в группе, такой яркий, глядя на него, у меня стало очень хорошее настроение. А у вас хорошее настроение?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте передадим его друг другу, возьмемся за руки:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

  1. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

Воспитатель: Ребята в стране «Математика» случился переполох: цифры все заколдованы, геометрические фигуры спрятались, знаки все убежали. Что  делать?

Дети: Нужно им помочь, найти все цифры, геометрические фигуры и знаки.
Воспитатель: Дети, а хотите отправиться в путешествие по стране «Математика» наводить порядок.

Дети: Да

Воспитатель: Как вы думаете, на чём можно отправимся в путешествие?

Дети: На автобусе, машине, самолете, поезде, велосипеде.

Воспитатель: Как мы назовем одним словом?

Дети: Транспорт.

Воспитатель: А я вам предлагаю отправиться в путешествие на моем транспорте, а на каком именно, отгадайте загадку:

Железные избушки
прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубою,
Везет всех за собою.
(Поезд)

Дети: Поезд

Воспитатель: Как вы догадались, что это поезд?

Дети: Потому что у поезда железные вагоны, они соединяются между собой

  1. Проектирование решения проблемной ситуации.

Воспитатель: А хотите приготовить поезд с вагончиками, и отправится в путь-дорогу?

Дети: Да

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, все к столу, что вы видите?

Дети: Поезд с вагончиками

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи вагончики?

Дети: На прямоугольную.

Воспитатель: А теперь послушайте задание:

На столе лежат поезд с вагончиками, вам нужно составить поезд по схеме, которая изображена перед вами.

(Самостоятельная деятельность детей за столом)

Воспитатель: Сколько всего вагонов у поезда? (пять)

Дети: Пять
Воспитатель: Каким по порядку стоит голубой вагон? (вторым)

Дети: Вторым
Воспитатель: Вагон, какого цвета стоит четвертым? (красный вагон)

Дети: Красный вагон
Воспитатель: Какой по порядку вагон стоит между зеленым и голубым? (Третьим)

Дети: Третьим

Воспитатель: Готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте возьмёмся за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Поехали, (звучит музыка).

Воспитатель: Вот наш поезд прибыл, на первую станцию, которая называется  «Сказочная». В этой стране мы встретимся со сказочными героями. Чтобы найти первую сказку, мы должны закрыть глаза и посчитать до 10-и.

(Дети считают до 10-и. появляются герои сказки Красная шапочка и серый волк, на столе стоит корзина с грибами).

Воспитатель: Из какой сказки эти герои?

Дети: «Красная шапочка и серый волк».

Воспитатель: Красная шапочка гуляла по лесу и собирала грибы. Как узнать, сколько грибов в корзинке?

Дети: Нужно их посчитать.

Воспитатель: Посмотрите, сколько грибов осталось расти на полянке.

Дети: Три

Красная Шапочка: Ребята, я не все собрала грибочки, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Давайте поможем Красной шапочке сорвать все грибочки.

Если красная шапочка их сорвёт, сколько всего станет грибов?

Дети: Всего станет 8 грибов.

Воспитатель: Почему 8?

Дети: Если к 5 и прибавить 3, то получится 8.

Воспитатель: Если у Красной шапочки было 8 грибов, а 3 она подарит волку. Сколько у неё останется?

Дети: Осталось 5 грибов.

Воспитатель: Почему 5?

Дети: если от 8 отнять 3, то получится 5

Воспитатель: Молодцы ребята!

Красная шапочка: Спасибо вам большое, без вас я бы не справилась!

 Воспитатель: Ребята, давайте пригласим Красную шапочку и серого волка в наше увлекательное путешествие.

Дети: Да

Воспитатель: Ой, ребята здесь еще одна сказка нас дожидается!

Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка -
Вместе все меня смогли,
Вытянуть из-под земли.

Что это за сказка?

Дети: Репка

Воспитатель: Посадил дед репку (на доске под черным квадратом спрятана репка, сверху видны только листочки). Прошло время, репка выросла. Пришел дед репку тянуть. Сколько человек пришло тянуть репку?

Дети: Один.

Воспитатель: Дед тянет - потянет, вытянуть не может. Кого дед позвал на помощь?

Дети: Бабушку.

Воспитатель: Сколько теперь человек тянет репку?

Дети: Два.

Воспитатель: Кто первый? Кто второй?

Дети: Первым стоит дед, а за ним бабка.

Воспитатель: Дед с бабкой тянут - потянут, вытянуть не могут. Кого позвали на помощь?

Дети: Внучку Машеньку.

Воспитатель: Сколько их стало? Посчитаем по порядку.

Дети: Их стало трое. Первый (вторая, третья).

Воспитатель: Дед, бабка, Маша тянут – потянут, вытянуть не могут. Кого позвали на помощь?

Дети: Кошку, собачку Жучку

Воспитатель: Кошка спала, а Жучка в лес убежала, позвали дед с бабой мышку. Сколько их стало? Посчитаем по порядку.

Дети: Первый (вторая, третья, четвертая).

Воспитатель: Теперь надо репку тянуть. Тянут – потянут, не могут вытянуть. Почему не могут?

Дети: Потому что их мало, не хватает кошки и собачки.

Воспитатель: Давайте им поможем. Держимся за репку (выполняются имитационные движения): и раз, и два, и три, вытянули репку!

Ребята, посмотрите, какая необычная репка! Что в ней необычного?

Дети: Репка квадратная.

Воспитатель: Скажите, а бывают ли квадратные репки на самом деле?

Дети: Нет.

Воспитатель: А какой формы бывает репка?

Дети: Круглой, овальной

Воспитатель: А может ли вырасти квадратная репка?

Дети: Нет, квадратная репка может вырасти только в сказке.

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Мы отправляемся дальше в наше путешествие, сейчас пойдем пешком.

(На пути встречаются лужи)

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Лужи.
Воспитатель: А на что они похожи?

Дети: На геометрические фигуры

Воспитатель: Какие?

Дети: Овал, круг, треугольник.

Воспитатель: а хотите перейти через эти лужи?

Дети: Да

Воспитатель: А как нам перейти через них?

Дети:  можно перепрыгнуть, обойти

Воспитатель: Я вам предлагаю через них перепрыгнуть.

(Дети перепрыгивают через лужи)

Воспитатель: Ну, вот мы добрались до станции «Лесная».

Мы сейчас в лес заходим,

руки за спину кладем и по бревнышку идём!
Перейдем преграду вмиг

 и по кочкам прыг-прыг-прыг.

Чтобы не спугнуть зверей и птиц,

перешагиваем через пни, раздвигаем ветки.
Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем,
Крылья сложим назад.

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, все поближе.

Ребята, а что такое лес?

Дети: Это место где растёт много деревьев, живут звери, птицы.

Воспитатель: На этой станции вы должны быть внимательными и наблюдательными. Послушайте музыку и скажите, что вы услышали? (слушаем музыку: «Звуки леса») 

Дети: Это звуки леса.

Воспитатель: Подумайте и скажите, что растет в лесу?

Дети: Грибы, деревья, кустарники, трава, цветы.

Воспитатель: Какие животные живут в лесу?

Дети: Зайцы, лисы, волки, кабаны, медведи и т.д.

Воспитатель: Кто из лесных зверей меняет шубки!

Дети: Заяц, белка, лиса.

Воспитатель: Кто впадает в зимнюю спячку?

Дети: Еж, медведь.

Воспитатель: молодцы, ребята! И на этот раз все справились с заданием. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. А что бы нам туда вернуться, я предлагаю вам решить задачи – загадки.

Но для начала, скажите, какое сейчас время года?

Дети: Осень

Воспитатель: А что наступает после осени?

Дети: Зима

Воспитатель: Теперь послушайте задачи – загадки про зиму.

  1. В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Иришка,

А за ней Маришка,

А потом упал Игнат,

Сколько на снегу ребят?

Дети: 5 ребят на снегу.

  1. Ниночка рисует дом,

Окон очень много в нем.

Тут их шесть, четыре там,

Посчитай все окна сам.

Дети: Всего 10 окон.

  1. В шкафу стояло девять чашек,

Одну из них взяла Наташа,

Теперь уж сколько чашек там?

Дети: 8 чашек.

  1. На большом диване в ряд куклы Танины сидят

Две матрешки, Буратино и веселый Чипполино.

Помогите Танюшке сосчитать игрушки.

Дети: 4 игрушки.

Воспитатель: Молодцы! Правильно посчитали. Вот мы и добрались до детского сада. Посмотрите на столе конверт с письмом, давайте его посмотрим.

(Воспитатель открывает конверт и достает из него медали-смайлики для каждого ребенка)

Воспитатель: Ребята,  жители страны  благодарят вас за то, что вы выполнили все  задания и помогли навести порядок в стране Математика. Они желают вам успеха, и учится только на одни пятерки. И дарят вам эти чудесные медали – смайлики.

Воспитатель: А кто скажет, где мы с вами побывали? Что вам понравилось? Что запомнили больше?

Дети: Мы сегодня были в сказках, в лесу, очень понравились задачи – загадки, собирать грибы, перепрыгивать через лужи.

  1. Итог занятия. Анализ проделанной работы.

Воспитатель: А какое у вас настроение?

Дети: Веселое, хорошее, радостное, доброе

Воспитатель: Подойдите все к столу, перед вами лежат квадраты зеленого и черного цвета, если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите «зеленый квадрат», а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «черный квадрат».
Поздравляю вас. На этом наше путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Состав числа 7»

Данная образовательная деятельность предназначена для закрепления с детьми состава числа 7. В процессе работы развиваются операции мыслительной деятельности: логическое мышление, наблюдательность, слу...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Число 17, ориентировка в пространстве".

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе  группе общеразвивающей направленности "Число 17, ор...

Итоговая организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе №5 на тему: «Путешествие в страну Математики»

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.Задачи:– обобщить и систематизировать знания по ФЭМП в подготовительной к школе группе.– развивать познавательный интерес и мотивацию к учеб...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Развитие логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием Даров Фребеля....