Главные вкладки

    Конспект занятия на тему «Путешествие по стране Экономике»
    план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

    Коршунова Валентина Николаевна

    Проведение работы по формированию начальных экономических знаний у детей дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проведение работы по формированию начальных экономических знаний у детей дошкольного возраста

    1. Конспект занятия на тему «Путешествие по стране Экономике»

    Программное содержание: выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений и понятий, формировать экономическое мышление.

    Ход занятия. Тихо звучит мелодия В. Шаинского «Голубой вагон». В группе появляется кукла - царица Экономика в новом красивом платье с картой, на которой нарисован маршрут.

    Царица Экономика: Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране, которая называется Экономика. На этой карте обозначен наш маршрут, отмечены все остановки. Но давайте до начала путешествия проведем экономическую разминку.

    Проводится игра «Экономическая цепочка слов», цель которой - закрепить классификацию экономических понятий: «природные ресурсы», «производители», «потребности», «капитальные ресурсы».

    Царица Экономика: Внимание! Путешествие начинается. Первая остановка «Бюджетная». В моей стране Экономике все начинается с бюджета. Скажите, из чего состоит бюджет вашей семьи? (Дети отвечают.)

    Звучит музыка, путешествие продолжается. Царица Экономика, к которой присоединяется гном Эконом, встречает детей на остановке «Денежная».

    Царица Экономика: Мы с гномом Экономом предлагает вам решить экономические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядиться деньгами в разных случаях.

    1. Задача 1. Папа решил подарить Сереже на день рождения велосипед. Скажите, в какое время года его выгоднее купить и почему?

    2. Задача 2. У Полины и ее брата на двоих 100 рублей. Смогут ли они купить диск по цене 40 рублей и фломастеры, которые на 20 рублей дороже диска?

    3. Задача 3. Встречаются 2 хозяйки. У них в руках сумки с яблоками. Одна хозяйка купила яблоки по оптовой цене, а другая - такие же яблоки по розничной цене. Объясните, какой хозяйке покупка обошлась дешевле и почему?

    4. Дети решают задачи.

    Царица Экономика: Я вижу, что вы научились правильно считать и тратить деньги. Отправляемся за покупками до станции «Товарная». Я вам раздаю картинки, на которых изображены товары. Вы должны определить, в каких магазинах их можно купить.

    Проводится игра «Сделай покупку».

    Царица Экономика: После удачных покупок у вас хорошее настроение и улыбки на лицах. Мы прибыли на станцию «Песенная». Давайте споем песню об одной из самых главных человеческих потребностей - о дружбе (Дети поют.) Спасибо за песню. Наше путешествие продолжается. Остановка «Рекламная». Мне хочется, чтобы все люди полюбили мою интересную и всем нужную науку - экономику. Что вы можете рассказать об экономике другим людям?

    Дети представляют свои рассказы об экономике, оформляя их в виде рекламы.

    Царица Экономика: Дети, мне было очень приятно услышать рекламу экономики и то, как вы полюбили эту науку. Очень хорош, что вы и другим детям советуете заниматься экономикой. А у нас впереди последняя остановка - «Прибыльная».

    1 БАНК

    2РЕКЛАМА

    3ТОВАР

    4ДЕНЬГИ

    У вас появится прибыль, как только вы разгадаете кроссворд и по вертикали прочитаете получившееся слово.

    По горизонтали: 1. Учреждение, в котором хранятся деньги. 2.Информация, которая помогает продать и купить товар. 3. То, что продается или покупается. 4. В чем измеряется цена товара.

    По вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход.

    - Правильно, это - клад. Он находится в шкатулке на полочке. Откройте шкатулку и вас ожидают подарки.

    Царица Экономика: Наше интересное путешествие по стране Экономике закончилось. Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо себя вели и великолепно справились с заданиями.

    Занятие по экономике «Бюджет семьи»

    Цель: ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы»; развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.

    Материалы для проведения занятия: схема «Бюджет семьи» в форме круга, разделённого на сектора, схема «Доход-расход» в виде двух тучек -- капли сверху, капли снизу.

    Ход: Вводная часть.

    - Дети, здравствуйте! Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу.

    Терминологическая часть.

    Беседа-размышление.

    - Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.

    -- А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?

    -- На что ваша семья расходует деньги?

    Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет» и его составных.

    - Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно обозначает?

    - Дети, все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом. Посмотрите на этот круг -- вот это бюджет -- все деньги, которые есть в семье.

    -А из каких же денег состоит бюджет семьи?

    Воспитатель рассматривает с детьми составные бюджета.

    - Дети, рассмотрите схему. Кто пополняет бюджет семьи?

    - Что делают мама и папа, чтобы пополнить бюджет семьи? (работают). А как называются заработанные родителями деньги? (зарплата). Зарплату люди получают за свой труд.

    - А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии? (пенсия) А почему они получают деньги, ведь они же не работают?

    - Люди, которые на пенсии, получают деньги, которые называются пенсией за свой труд в молодости.

    - Посмотрите на схему. Девочка-студентка увеличивает семейный бюджет деньгами, полученными за свою учёбу. Они называются стипендия.

    Физкультурная минутка.

    Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и «расходы».

    - Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия -- всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождение, находка, дополнительный заработок -- продажа с огорода картофеля, яблок. Но в каждой семье есть и расходы.

    -Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество -- всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

    Воспитатель рассматривает с детьми схему «Доход-расход».

    - Посмотрите на эти тучки. Если тучка -- это бюджет семьи, то на какие капли обозначают доход, а какие расход. (Из тучки капают расходы -- бюджет уменьшается, а в тучку капают доходы -- бюджет семьи увеличивается.)

    Заключительная часть.

    - Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.

    2. Конспект занятия на тему: «Путешествие рубля»

    Цель: Формирование представлений детей об экономических понятиях: валюта, как денежная единица других стран, обмен (бартер, реклама, цена, товар.

    Задачи:

    • Способствовать формированию умения работать командой, сопереживать, находить коллективный ответ путем обсуждения.
    • Способствовать развитию логического мышления у детей через решения экономических задач.
    • Вызвать желание доводить начатое дело до конца.
    • Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.
    • Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанные с деньгами.
    • Развивать самостоятельность мышления, связную речь.

    Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, игровая мотивация, вопросы, рассматривание денег, выполнение экономических заданий, проблемная ситуация, сюрприз, разгадывание кроссворда.

    Предварительная работа: чтение сказок, индивидуальная работа по экономическому воспитанию, решение логических задач, сюжетно – ролевые игры, разгадывание кроссворда, работа с картами – схемами, чтение художественной литературы, просмотр презентаций.

    Материалы: Игровые карточки, карты-схемы, валюта (модели купюр и монет, набор игрушек, презентация, шоколадные монетки

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости (ответы детей).

    Правильно, это «Рубль»-так называется и денежка нашей страны.

    Рубль: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень люблю путешествовать по миру и знакомиться с новыми друзьями. В этот раз я решил отправиться во Францию, Германию и Англию, чтобы найти себе там много новых друзей, но одному мне не справится. Помогите мне!».

    Воспитатель: Ребята, за вас решать я не могу. Давайте решать вместе, поможем Рублю или нет? Что будем делать? Как поступим? (ответы детей).

    Воспитатель: А на чем можно добраться до других стран? Как вы думаете, ребята? (ответы детей)

    Воспитатель: Пешком – нет, на машине – долго, а вот на самолете – быстрее.

    Ну что, тогда проходим и садимся в самолет.

    (дети садятся на стульчики – звучит музыка).

    Воспитатель: Вот мы и прилетели, а какая это страна? (Ответы детей)

    На экране появляется изображение героев сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

    Вопросы: - Как вы думаете из какой сказки эти герои?

    - Кто автор этой сказки?

    - Как вы думаете, в какой стране жил писатель (ответы детей)

    Воспитатель от имени Рубля сообщает, что они попали в страну, которая называется Франция. Воспитатель с детьми рассматривают карту страны, изображение флага, называется столица страны- Париж.

    А чтобы познакомиться с валютой Франции нужно выполнить задание.

    «Продается – не продается». (Детям предлагается провести стрелкой к кошельку те товары, которые можно купить в магазине)

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и можете познакомиться с валютой- «Франком». Так называются деньги во Франции (дети рассматривают монету, а затем монету прикрепляют на карту Франции).

    Воспитатель: Ну вот, помогли найти «рублю» нового друга, а теперь нам с вами пора продолжить путешествие. Проходим и садимся в самолет.

    (дети садятся на стульчики – звучит музыка).

    Воспитатель: Вот мы и прилетели, а какая это страна? (Ответы детей)

    На экране появляются герои сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».

    Воспитатель:- Как вы думаете кто это? Из какой сказки?

    - Кто написал эту сказку?

    - В какой стране мы сейчас (ответы детей)

    Воспитатель от имени Рубля сообщает, что они попали в страну, которая называется Германия. Воспитатель с детьми рассматривают карту страны, изображение флага, называется столица страны- Берлин. А чтобы познакомиться с валютой Германии, вам нужно снова выполнить задание.

    1. «Заколдованный товар» (Среди всех игрушек на столе, детям необходимо отобрать только те, которые есть на картинке).

    А теперь, ребята, вам необходимо составить «Маршрут товара», в каком магазине их можно купить.

    Воспитатель: Ребята, молодцы, быстро справились с заданием и теперь можете познакомиться с валютой Германии- «Маркой». Так называются деньги в Германии. (Рассмотрев монету дети прикрепляют ее на карту страны).

    Воспитатель: Ну вот, помогли найти «рублю» еще одного друга, а теперь нам с вами пора отправляться дальше. Проходим и садимся в самолет.

    (дети садятся на стульчики – звучит музыка).

    Воспитатель: Вот мы и прилетели, в третью страну.

    На экране появляется изображение героя- «Дядюшка Скрудж Макдак».

    Вопросы:- Кто это? Из какой сказки герой?

    - Как вы думаете, в какой стране мы оказались (ответы детей)

    Правильно, ребята! Мы оказались в Америке. Все вместе дети рассматривают карту страны, изображение флага и называется столица- Вашингтон. Маленькие звездочки на флаге обозначают сколько штатов в стране. Чтобы познакомиться с валютой Америки нужно выполнить задания.

    Скрудж Макдак предлагает послушать рекламу про мягкую игрушку:

    Покупайте слона, он без уха и хвоста.

    С красным, длинным языком и оранжевым звонком.

    Любит он сидеть в углу и трубить ду-ду-ду.

    Купят ли игрушку слона после такой рекламы? Почему? (ответы детей)

    А теперь нужно выполнить задание «Решение экономических задач». Ребята, вам нужно ответить на вопросы:

    - Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему?

    - Где будет дороже бутылка «Пепси»: в пустыне или на севере?

    - Мама на рынке укроп продавала

    По 10 рублей за пучок она брала

    Бабушка Клава по 8 рублей

    Кто же укроп продаст быстрей?

    - Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй, что делать зайцам?

    Воспитатель: И с этим заданием, ребята, вы справились. Теперь можете познакомиться с валютой Америки – «Долларом». Так называются деньги в Америке. (Рассмотрев купюру дети прикрепляют ее на карту страны). Так мы с вами познакомили «рубль» с еще одним новым другом, которого зовут «Доллар».

    - Ребята, скажите, вот мы с вами познакомились сегодня с такими денежными единицами, как «Франк», «Марка», «Доллар», а как вы думаете, нужны ли они людям? Если нужны, то для чего? (ответы детей)

    А все то, что мы можем на них купить - как называется? Я вам даю подсказку (код из цифр и алфавит), в которой зашифрован правильный ответ. Каждая цифра означает порядковый номер буквы в алфавите, если выполните задание правильно, у вас получится верный ответ

    20 16 3 1 17 (товар).

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Возвращаемся домой! Садимся в самолет! (звучит музыка, дети читают стихотворение).

    Рефлексия

    Воспитатель интересуется у детей, какие впечатления у них остались от сегодняшнего путешествия? Что вам понравилось больше всего? Что было самым сложным?

    Ребята, за вашу помощь, Рубль благодарит вас и дарит вам на память каждому монету – шоколадку!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну сказок»

    Программное содержание:  учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывк...

    Конспект занятия по теме "Путешествие в страну мыльные пузыри"

    Расширять и закреплять представления детей об отличии и свойствах мыла....

    Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Здоровья»

    Конспект занятие провиденный в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Здоровья»....

    Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Мультипликацию» (подготовительная к школе группа)

    Интегрированное занятие для детей подготовительной группы детского сада...

    Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Мультипликацию» для детей с ОВЗ (подготовительная к школе группа)

    Цель: способствовать социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами детской мультипликации.Задачи: ·        развивать фантазию, ...

    Конспект занятия на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

    Конспект занятия  на тему «Путешествие в страну Красивой речи»...

    Конспект занятия на тему «Путешествие в страну Светофорию» по программе «ОткрытиЯ» во 2 младшей группе № 6 «Золотая рыбка».

    Конспект занятия на тему «Путешествие в страну Светофорию» по программе «ОткрытиЯ» во 2 младшей группе № 6 «Золотая рыбка»....