Дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
картотека по математике (младшая группа) на тему

Зверева Елена Владимировна

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития ребенка. Дидактические игры и пособия направлены на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, формируют у ребенка представление о свойствах предмета, цвете, величине. Значение сенсорного развития велико: -совершенствуется деятельность органов чувств; - накапливаются представления об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_sensorike.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по сенсорному развитию.

Сенсорное  воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития ребенка.

        Дидактические игры и пособия направлены на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, формируют у ребенка представление о свойствах предмета, цвете, величине.

        Значение сенсорного развития велико:

-совершенствуется деятельность органов чувств;

- накапливаются представления об окружающем мире.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель: Познакомить детей с эталонами цвета; закрепить название основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать полоски по цвету. Развивать внимание, память, речь.

Материал: наборы палочек, коробки разных цветов.

Ход игры:

 Воспитатель привлекает внимание детей, сообщает, что кукла Катя хочет с ними поиграть палочками. Дети вместе с воспитателем располагаются за столом.

 Воспитатель обращает внимание на цвет палочек:

        -Какие палочки по цвету?

        -Покажите красную палочку (синюю, зеленую, желтую)

        - Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравится, и назовите цвет палочек.

     

Воспитатель вместе с детьми проговаривает название цветов.

Затем кукла Катя приносит разноцветные коробочки, предлагает детям разложить палочки  в коробочки соответствующего цвета (красную палочку в коробочку красного цвета и т. д).  Дети вместе с куклой и воспитателем смотрят правильность выполнения задания.

Игра «Строим дорожку»

Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать  умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей (использовать слова: одинаковые, такая же).

Материал: наборы цветных палочек или полосок, домики разного цвета, силуэты гномиков разного цвета.

Ход игры:

Воспитатель на столе или на ковре располагает разноцветные домики (белый, красный, зеленый,  голубой  и т. д.). Рассказывает детям, что получила письмо от жильцов этих домиков – гномов. В дождливую погоду им трудно пройти к своему жилью. Гномы просят помочь , построить дорожки к домам, но так, чтобы они были одинакового цвета с домиками.

Каждый ребенок выбирает домик и самостоятельно строит дорожку. Дети выясняют дорожка, какого цвета получилась, что можно сказать о цвете дорожек и домиков. Какая дорожка самая короткая, самая длинная.

 Появляются гномы, благодарят детей, предлагают детям потанцевать.

                                

Игра «Поезд»

Цель: Закреплять название эталонов цвета, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, воображение.

Материал: картина с изображением поезда, набор палочек или полосок.

Ход игры:

  Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением поезда. Беседа по картине. Что изображено на картине, какой поезд, из чего состоит (колеса, вагоны).воспитатель уточняет и дополняет знания детей. Затем предлагает построить поезд из цветных палочек или полосок.. воспитатель выстраивает поезд из цветных полосок на ковролине (белой, голубой, красной и т.д) и объясняет свои действия. можно использовать любые комбинации палочек.

   Дети на столе самостоятельно выстраивают свои поезда. Затем рассматривают что у кого получилось. Затем воспитатель предлагает поиграть с детьми в поезд. Дети выстраиваются друг за другом – они вагончики, воспитатель – паровоз и ездят по группе.

        Паровоз кричит: «Ду - ду, я иду, иду, иду»

        А колеса стучат, а колеса говорят:

        «Так-так, так!»

        Вот поезд наш едет, колеса стучат,

        А в поезде нашем ребята сидят.

        Чу – чу – чу –чу - чу! Бежит паровоз.

        Далеко –далеко ребят он повез.

Игра : «Чудесный мешочек»

Цель: Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.

Материал: набор полочек, непрозрачный мешочек.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть, показывает «чудесный мешочек» и сообщает, что там находятся волшебные палочки.

      1.Детям нужно с закрытыми глазами достать из мешочка любую палочку, посмотреть на нее и сказать какого она цвета.

      2.С закрытыми глазами нужно найти две палочки одинаковой  длины. Достать из мешочка и сравнить: одинаковые по длине палочки, какого цвета. Воспитатель делает вывод, что одинаковые по длине палочки - одного цвета.

Игра «Дорожки для матрешек»

Цель: Закрепить название цветов. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать воображение, мышление, речь. Познакомить с понятиями «больше», «меньше».

Материал: матрешки разного размера (игрушки или силуэты0, в сарафанах разного цвета, наборы палочек.

Ход игры:

      Дети вместе с воспитателем рассматривают матрешек, сравнивают их по величине, по цвету сарафанов. Например, самая большая матрешка –в синем сарафане, поменьше –в желтом сарафане, еще меньше – в красном, самая маленькая –в зеленом.

        В гости к нам пришли матрешки,

        Принесли они полоски

Воспитатель сообщает, что матрешки собираются в лес за ягодами:

        Мы матрешки, вот какие крошки,

        А на нас, а на нас разные сапожки.

        Не спим, не сидим, в лес за ягодой хотим.

        Мы матрешки – мы матрешки, вот какие крошки

        Сделай нам, сделай нам разные дорожки.

        А дорожки – не простые сене красно голубые,

        Каждой матрешке по своей дорожке.

      Дети вместе с воспитателем выкладывают дорожки: для большой матрешки в синем сарафане – широкую синюю дорожку. Для матрешки в красном сарафане – красную дорожку – поуже, для самой маленькой матрешки в зеленом сарафане – самую узкую дорожку.

     Рассматривают дорожки и матрешек. Сравнивают по цвету и ширине.

        Вот матрешки, посмотрите,

        Наших деток похвалите.

Игра  «Разложи по цвету»

Цель: Закрепить знание эталонов цвета, их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками.

Материал:  наборы палочек или полосок, обручи (красный, синий, желтый, голубой), силуэты цветных человечков.

Ход игры:

      Воспитатель сообщает, что в гости пришли цветные человечки: красный, голубой, желтый, синий. Они раскрашивают предметы в разные цвета, и наши цветные палочки они тоже раскрасили. Красный человечек раскрасил все красные палочки, голубой – все голубые и т.д. Но случилось так, что палочки играли и все перепутались. Цветные человечки просят помочь, навести порядок в разноцветной семье и вернуть шалунишек на место, разложить палочки по цвету.

      Воспитатель располагает цветные обручи на ковре, в каждом обруче по человечку. В красном обруче находится красный человечек, в синем обруче – синий и т.д. Цветные человечки зовут палочки к себе в гости. Дети берут наборы цветных палочек или полосок и раскладывают по цвету в обручи.

        - В красном обруче человечки, какого цвета?

        - Желтые палочки в обруче, какого цвета?

                        Игра «Шарики»

Цель: развивать умение называть и узнавать цвета, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: плоские шарики 4 цветов, 4 ленты такого же цвета.

                        Ход:

         Воспитатель показывает 4 воздушных шарика основных цветов и 4 ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают к каждому шарику подобрать ленточку такого же цвета.

        Красный, желтый, голубой

        Шар выбирай себе любой

        Чтобы шарик удержать,

        Нужно ленту привязать.

        Мы в руки ленточки возьмем

        И шар по цвету подберем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Дидактические игры   по сенсорному воспитанию  дают  возможность проследить процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста, оценить эффективность применяемых средств сенсорного ...

Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Пособие  по сенсорному развитию детей раннего возраста сделанное своими руками....

Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Влияние дидактической игры на сенсорное  воспитание детей дошкольного возраста Воспитатель: Танатарова Э.И.         В настоящее время...

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию нестандартные дидактические игры для развития мелкой мотоки детей дошкольного возраста.                   ...

Памятка для родителей "Дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста"

Дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста...

Дидактические игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста

Предлагаемые игры-занятия развивают зрительное, слуховое и тактильное восприятие....

Дидактические игры в сенсорном развитии младшего дошкольного возраста

В связи с тем, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, в данной статье авторами рассматривается вопрос использования дидактических игр в сенсорном развити...