НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей ТНР по теме "Одежда"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему

Данный материал представляет собой интеграцию нескольких образовательных областей - "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие". Материал сопряжен с лексической темой "Одежда". Хорошо стрктурирован. Включает в себя приемы активизации детей - задачи на логическое мышление, динамическую паузу, пальчиковую игру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_otkrytoe.docx53.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП  в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (лексическая тема «Одежда»).

Программное содержание:

ОО «Познавательное развитие»:

1. Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

2. Продолжать  учить измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.

3. Развивать умение моделировать пространственные отношения с помощью заданного алгоритма (схемы расположения предметов одежды).

4.Развивать произвольное внимание, память, пространственное восприятие, логическое мышление.

5. Воспитывать устойчивый интерес к математическим знаниям, любознательность.

ОО «Физическое развитие»:

1. Развивать общую моторику, координацию речи с движениями пальцев рук.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнеров.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»:

1. Продолжать знакомить с творчеством В.И. Сурикова, с историей зимних забав.

ОО «Коммуникативное развитие»:

1. Закреплять лексику по теме «Одежда», развивать связную речь, умение подбирать определения к существительному.

Приемы активизации детей в процессе НОД:

  • пальчиковая игра
  • задачи на логическое мышление
  • динамическая пауза

Оборудование:

  • демонстрационный материал: Мудрая Сова (кукла), письмо от Совы с наклейками, загадки  на логическое мышление,   репродукция картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», портрет  В.И.Сурикова, аудиозапись с вальсом Вивальди, схема частей задачи (пирамидка), 7 белых кругов («снежки»), прозрачный кувшин с водой, мерная кружка, прозрачное ведерко.
  • раздаточный материал: счетные палочки, числовой ряд,  комплекты «одежды» (по 2 шапки, 2 носка, 2 варежки, 2 шарфа на каждую команду), 16 прищепок (по 8 в каждой  емкости), 2 схемы для игры «Сушим одежду», 2 веревки, привязанные к стульчикам.
  • Предварительная работа: рассматривание картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка», строительство снежной крепости на прогулке, решение ребусов.

Этапы

Действия педагога

Действия детей

1. «Хитрые загадки» (логическое мышление)

- Ребята, к нам прилетела Мудрая Сова. Она слышала, что вы много знаете об одежде.  Сегодня Мудрая Сова решила вас проверить и приготовила для вас хитрые загадки про одежду. Попробуем отгадать?

* Первая загадка  - зашифрованные  слова.

«Коф .» (Кофточка)

«3  КО» (Трико)

«Тол100вка (Толстовка)

*Что произойдет с белой футболкой, если её опустить в Черное море? (Будет мокрой)

*Бабушка связала внукам на зиму варежки. Всем поровну. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)

*Закружились вдруг метели,

Шапки, шубки все надели,

Назовите время года,

Где морозная погода. (Зима)

(Сова хвалит детей и улетает)

Отгадывают загадки.

2. Рассматривание репродукции картины В.Сурикова «Взятие снежного городка»

 - Ребята, а вы любите зиму? А во что можно поиграть зимой на улице?

Мы с вами  начали строить снежную крепость, но не достроили. А чтобы завершить строительство,  давайте поучимся - посмотрим, как это делали в давние времена.

Я вам предлагаю вспомнить одну зимнюю картину. Пройдемте к мольберту. Кто вспомнит название этой картины?

А кто написал  эту картину?                          

-Верно. Василий Иванович Суриков жил в холодном сибирском крае, где суровые зимы и очень много снега.

- Что изображено на картине?

 - Такие забавы назывались на Руси игрища. Чаще всего игрища устраивали в праздничные дни. На них приходили целыми семьями – и взрослые, и дети, чтобы позабавиться, поиграть.                                Как вы думаете, какое настроение у людей?

Перечисляют зимние забавы

(можно слепить снеговика, кататься с горки на санках, кататься на коньках, лыжах и т.д)

 Под музыку рассматривают репродукцию картины, припоминают название.

- Василий Суриков.

-Люди построили снежную крепость, одна команда её защищает, а вторая  - хочет её захватить.

- Радостное, веселое, задорное, праздничное, игривое, отличное, прекрасное, приподнятое, восторженное.

3. Игровое упражнение «Строим снежную крепость»

(составление задачи)

- У нас тоже было прекрасное настроение, когда мы строили свою снежную крепость. Как мы это делали?

А давайте составим и решим задачу, о том, как мы начинали строить крепость. Садитесь за столы.

 -Для начала вспомним и назовем части задачи. А поможет нам пирамидка.  Что есть в любой задаче?

(выложить пирамидку)

(На магнитной доске размещается 5 белых кругов, («снежки») и отдельно 2 белых круга)

 - Давайте составим условие задачи.

  Сколько мы слепили снежков сначала? Давайте пересчитаем снежки.

 Сколько снежков мы слепили потом?

Давайте повторим условие задачи - наш маленький рассказ, в котором есть цифры.

 - Что мы можем узнать в задаче? (Обвести указкой общее количество)

Да, это вопрос задачи.

-Лепили снежные комья и плотно их укладывали.

Садятся за столы

Называют части задачи: условие, вопрос, решение, ответ.

Один ребенок у доски пересчитывает круги. (5 снежков)

Ребенок добавляет 2 круга

Формулируют условия задачи

 - Сколько  всего снежков сделали для крепости?

 

3. Игровое упражнение «Реши задачу» (решение задачи на вычитание)

-Как же нам решить задачу?

Сколько же стало всего снежков?

-Давайте выложим решение задачи при помощи цифр.

-Итак,  каков же ответ задачи? Сколько слепили снежков?

Восстановите, пожалуйста, свой числовой ряд.

(Убрать «снежки» и цифры)

К 5 прибавить 2 будет 7.

На доске один ребенок выкладывает решение: 5+2=7 (остальные выполняют на столах, используя цифры числового ряда)

Всего слепили 7 снежков.

4. Игровое упражнение «Отмеряем воду для строительства ледяной дорожки»

(составление и решение задачи на сложение)

- Чтобы до нашей крепости атакующей команде добраться было непросто, давайте зальем перед ней ледяную дорожку.  Во что превращается вода на морозе? А лед какой?

Верно, передвигаться по нему сложно.

А чтобы нам не пролить ни капельки воды на себя, потренируем наши пальчики, чтобы они стали сильными и ловкими, а заодно вспомним, как вещи мы надеваем на прогулку.

  • Пальчиковая игра «Считаем вещи»

1, 2,3, 4, 5 –                                        

Будем вещи мы считать.

Платье, брюки и носочки,

Юбка, кофточка, платочки,

Шарф и шапку не забудем,

Их считать мы тоже будем!

(проводится стоя)

-Садитесь, ребята.

(Проверка осанки)

Ноги вместе? Локти у края? Спина прямая? Тогда продолжаем!

У меня есть  кувшин, в котором 9 кружек воды. Выложите перед собой 9 палочек.

Для заливки дорожки нам нужно 4 кружки воды. Как нам отмерить это количество воды? Может быть при помощи линейки?

У нас в кувшине 9 кружек воды, что же нужно взять за условную меру?

  Да, вода имеет свойство занимать какой-либо объем.

Мы выбрали условную меру, давайте будем отмерять воду для заливки дорожки. (Вызвать к доске одного ребенка)

Уточним, сколько кружек нам надо отмерить и перелить в ведерко?

Давайте договоримся, что воду в кружку мы будем наливать до красной отметки.

Каждый раз, когда будем переливать воду из кружки в ведерко, вы отложите вправо 1 палочку.

- Сколько палочек вы отложили вправо? Что показывает число 4?

-Сколько палочек у вас осталось слева?

-Что показывает это число?

- А  теперь давайте составим задачу про то, что мы сделали.

Какое будет  условие задачи?

 - Каков вопрос в задаче?

 - Как решим задачу?

-Выложим решение  нашей задачи цифрами.

- Каков же ответ нашей задачи? Сколько воды осталось в кувшине?

- В лед

-Скользкий, гладкий.

 

Соединяют пальцы одной руки с соответствующими пальцами другой руки

Сжимают, разжимают кулачки.

Загибают пальцы на руках

Сжимают и разжимают кулачки.

-Нужно  взять кружку.

-4 кружки.

Один ребенок отмеряет 4 кружки воды, остальные откладывают

- 4 кружки мы перелили в ведро.

-Осталось 5 палочек.

-5 кружек воды осталось в кувшине.

-В кувшине было 9 кружек воды, мы отлили 4 кружки воды.

-Сколько кружек воды осталось в кувшине?

-От 9 отнять 4 получится 5

Один ребенок выкладывает числовое выражение на доске, остальные – на столах.

- В кувшине осталось 5 кружек воды.

5. Динамическая пауза «Строим снежную крепость»

- А теперь можно попробовать достроить нашу крепость.

Мы из снега шар катаем

И наверх его кладем.

Хоть работа непростая,

Будем строить день за днём.

Тут все силы на войну!

Все для обороны!

Даже так, как в старину

Каркают вороны.

Крепость снежную свою

Защищаем мы в бою.

Всех снежками закидаем,

Все удары отражаем!

Потрудились славно, дружно!

А теперь сушиться нужно!

Идут друг за другом, «катают ком».

Руки поднимают вверх.

Руки на поясе, качание головой из стороны в сторону.

Руки согнуты перед собой, смена рук.

Руки согнуты к плечам.

Повороты в стороны, руки приставить ко лбу

«Машут» руками

Маршируют.

«Кидают снежки».

Повороты направо, налево, разводя руки в стороны.

Прыжки.

6. Игровое упражнение «Сушим одежду»

(развитие навыка анализа)

Ох, как мы промокли! Можно ли ходить в мокрой одежде? Почему? Надо нам срочно просушить нашу одежду. Разделимся на 2 команды. Эта одежда – для первой команды, а это  - для второй. Развесьте всю одежду  на веревочке, но не просто так, а в определенном порядке, согласно своей схеме.

Размещают предметы одежды согласно схеме.

8. Релаксация

Пока наша одежда сушится, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Ребята, вот так сюрприз! Оказывается, Мудрая Сова оставила для вас какой- то конверт. Сейчас посмотрим, что в нем. А в нем письмо «Ребята, какие же вы молодцы! Я всем в лесу расскажу, что знакома с очень умными и любознательными детьми. До новых встреч!».  Да тут ещё ваши любимые наклейки! Я вам их с удовольствием  вручаю!

Вспоминают этапы

Скелет:

*Динамика:

1.  «Хитрые задачи» - стоят полукругом.

2. Рассматривание репродукции - стоят полукругом.

3. Задача на сложение - сидя за столами.

4.Задача на вычитание с мерой –

Пальчиковая игра- стоя

Задача - сидя

6. Динамическая пауза - стоя

7. Работа по схемам – стоя.

  • Размещение оборудования:

На столах у каждого:

*круглые коробки со счетными палочками

*числовой ряд

КОФ  .

3  КО

ТОЛ 100 ВКА

*Что произойдет с белой футболкой, если её опустить в Черное море? (Будет мокрой)

*Бабушка связала внукам на зиму варежки. Всего она связала 6  варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)

*Закружились вдруг метели,

Шапки, шубки все надели,

Назовите время года,

Где морозная погода. (Зима)

- Ребята, а вы любите зиму? А за что вы её любите? Ведь зимой так холодно! (Ответы)

-Мы с вами  начали строить снежную крепость, но не достроили. А чтобы завершить строительство,  давайте поучимся - посмотрим, как это делали в давние времена.

Я вам предлагаю вспомнить одну зимнюю картину. Пройдемте к мольберту.

1, 2,3, 4, 5 –                                                                            

Будем вещи мы считать.

Платье, брюки и носочки,

Юбка, кофточка, платочки,

Шарф и шапку не забудем,

Их считать мы тоже будем!

«Ребята, какие же вы молодцы! Я всем в лесу расскажу, что знакома с очень умными и любознательными детьми. До новых встреч!».  Да тут ещё ваши любимые наклейки! Я вам их с удовольствием  вручаю!

Мы из снега шар катаем

И наверх его кладём.

Хоть работа непростая,

Будем строить день за днём.

Тут все силы на войну!

Все для обороны!

Даже так, как в старину

Каркают вороны.

Крепость снежную свою

Защищаем мы в бою.

Всех снежками закидаем,

Все удары отражаем!

Потрудились славно, дружно!

А теперь сушиться нужно!

- У нас тоже было прекрасное настроение, когда мы строили свою снежную крепость. Как мы это делали?

А давайте составим и решим задачу, о том, как мы начинали строить крепость. Садитесь за столы.

 Для начала вспомним и назовем части задачи. А поможет нам пирамидка.  Что есть в любой задаче?

(выложить пирамидку)

На магнитной доске размещается 5 белых кругов, («снежки») и отдельно 2 белых круга.

 - Давайте составим условие задачи.

  Сколько мы слепили снежков сначала? Давайте пересчитаем снежки.

 Сколько снежков мы слепили потом?

Давайте повторим условие задачи - наш маленький рассказ, в котором есть цифры.

- Что мы можем узнать в задаче? (Обвести указкой общее количество)

Да, это вопрос задачи.

-Как же нам решить задачу?

Сколько же стало всего снежков?

-Давайте выложим решение задачи при помощи цифр.

-Итак,  каков же ответ задачи? Сколько всего слепили снежков?

Восстановите, пожалуйста, свой числовой ряд.

(Убрать «снежки» и цифры)

- Чтобы до нашей крепости атакующей команде добраться было непросто, давайте зальем перед ней ледяную дорожку.  Во что превращается вода на морозе? А лед какой?

Верно, передвигаться по нему сложно.

А чтобы нам не пролить ни капельки воды на себя, потренируем наши пальчики, чтобы они стали сильными и ловкими, а заодно вспомним, как вещи мы надеваем на прогулку.

Пальчиковая игра

У меня есть  кувшин с водой, в котором 9 кружек воды. Выложите перед собой 9 палочек.

Для заливки дорожки нам нужно 4 кружки воды. Как нам отмерить это количество воды? Может быть при помощи линейки или полоски?

У нас в кувшине 9 кружек воды, что же нужно взять за условную меру?

  Да, вода имеет свойство занимать какой-либо объем.

Мы выбрали условную меру, давайте будем отмерять воду для заливки дорожки. (Вызвать к доске одного ребенка)

Уточним, сколько кружек нам надо отмерить и перелить в ведерко?

Давайте договоримся, что воду в кружку мы будем наливать до красной отметки.

Каждый раз, когда Чулпан перельёт воду из кружки в ведерко, вы отложите вправо 1 палочку.

- Сколько палочек вы отложили вправо? Что показывает число 4?

-Сколько палочек у вас осталось слева?

Что показывает это число?

- А  теперь давайте составим задачу про то, что мы сделали.

Какое будет  условие задачи?

 - Каков вопрос в задаче?

 - Как решим задачу?

-Выложим решение  нашей задачи цифрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».

Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР: «Состав числа 4»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей с ЗПРТема занятия: Состав числа 4.Цель: Знакомство  с составом числа 4....

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Зайчик в гостях у детей».

Цель ООД формировать представления  о свойствах предметов (цвет, форма, размер);развивать   наблюдательность, познавательный интерес,формировать навыки  самостоятельной работ...

СЦЕНАРИЙ НОД «Помощь детям из сказки «Кукушка.» («Познавательное развитие», ФЭМП) В подготовительной к школе группе №2

Закрепить представления о составе чисел 6-8, тренировать умение решать простейшие примеры в пределах 8, печатать цифры 6-8 в клетках;Тренировать умение соотносить числа и символы, решать простейшие пр...

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) «Спасём снежинку»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опрно-двигательного аппарата)...