Интегрированное занятие в старшей группе (РЭМП и физкультура)
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Никульникова Юлия Михайловна

Математика один из наиболее трудных учебных предметов в школе. Дошкольники об этом ещё не знают и не должны узнать. Поэтому задача дошкольного образовательного учреждения – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей, таким образом, интеграция образовательных областей во время непосредственной образовательной деятельности способствует усвоению элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений на НОД «Физкультура» (ориентировка в пространстве, временные, количественные представления и т.д.)

        В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

        Благодаря различным видам деятельности, старший дошкольник отделяет свойство предмета от него самого. У ребенка возникают категории величины, формы, цвета, пространственных и временных отношений.

        Пятилетние дети считают до 10 и в больших пределах: отсчитывают предметы по образцу и названному числу; определяют равное количество в группах разных предметов, общая числовые значения (здесь всех предметов по три, по шесть, по девять и т.д.);  воспроизводят количество движений по названному числу («подбрось мяч пять раз»). Учатся сравнивать «числа-соседи» в пределах 10;  умеют преобразовывать неравенство в равенство (8 больше 7, если к 7 добавить 1, будет 8, поровну).

        Дети шестого года жизни учатся различать правую и левую руку, ориентироваться на плоскости (пишут графические диктанты, рисуют прямые, волнистые и штрихпунктирные линии в разных направлениях, составляют серии рисунков), осваивают большие пространства (зала, участка) в подвижных играх, хороводах, договариваясь между собой о возможных перемещениях. Совершенствуется координация движений рук, кистей, пальцев при вращении волчка на полу, на столе, наборе веревочек  при выкладывании из них рисунка и т.п.

                Таким образом, на НОД по формированию элементарных математических представлений отводится много времени, чтобы дети получили максимальное количество знаний в области познания окружающего мира.

        Большинство проводимых НОД по формированию элементарных математических представлений носят интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности.

        

Мною проведена работа по формированию у детей элементарных математических представлений на НОД «Физкультура», ведь именно на физической культуре дети учатся управлять своим телом (координация движений), умеют ориентироваться в пространстве.

Итак, программное содержание моего занятия:

  • Развитие умения управлять своим телом (координация движений);
  • Умение ориентироваться в пространстве;
  • Тренировка четкого выполнения движений под музыку;
  • Закрепление математических понятий: «точка», «линия», «отрезок», «прямая линия», «волнистая линия», «штрихпунктирная линия»;
  • Закрепление знаний о направлениях: вперед, назад, налево, направо;
  • Закрепление знаний о временах года, частях суток, днях недели.

С целью получения максимальной сосредоточенности детей группы № 3 на занятии  мы начали с релаксационного упражнения «Солнечный лучик», где дети, закрыв глаза, представляли себе, как «солнечный лучик» касается лба, носа, щек, ладошек, после чего дети освободили себя от лишних эмоций, и полностью сосредоточились на занятии по математике на НОД «Физкультура».

Под выученную песенку («Зарядка» муз. Дыхань, сл. Юрченко Т. ) дети группы № 3 сделали разминку, повторяя движения по тексту:

Громко-громко по утру        прямые руки назад, с наклоном вперед

Спел петух ку-ка-ре-ку

Просыпайся детвора,                  руки вверх, в стороны, вниз

На зарядку всем пора

Припев:

Раз, два, три, четыре, пять –               движения по тексту

Начинаем мы шагать

Раз – присели, два – привстали,        бег на месте

Быстро, быстро побежали

Друг за другом мы идем,               перестроение в два круга

Звонко песенку поем

Руки вверх, вперед, назад,                движения в кругу по тексту

Наклонились все подряд

Припев:

Несколько детей группы № 3 не до конца выучили песенку, соответственно, движения их были не четкими. Например, Андрюша Антонов, Тимур Крючков и Миша Мошкевич перепутали  в припеве слова «шагать» со словом «приседать», и там, где надо шагать, они, соответственно, приседали. Остальные дети, в целом, выполняли четко движения по тексту.

Далее дети группы №3 закрепили знания  математических понятий, таких как «точка», «линия», «отрезок», «прямая линия», «волнистая линия», «штрихпунктирная линия». «Точка» - наглядный персонаж нашего занятия загадала детям загадки: «От дома начинается, у дома и кончается». Ицхакина Валентина, Саватеева Анастасия, Воробьева Варвара и Баранюк Марк сразу,  без затруднения отгадали загадку (Дорога), после чего я и «Точка» выложили маты «прямой линией», и дети отвечали на вопросы -  Какая дорога? Какая линия? Все дети ответили, что дорога прямая. Далее, сделав дорогу «штрихпунктирной линией», отделив маты друг от друга на расстояние, детям были заданы вопросы – А какая эта дорога? Какая линия? Ицхакина Валентина и Саватеева Настя ответили без затруднения, большинство же детей затруднились ответить. Детям было подробно разъяснено, какая линия называется штрихпунктирной.  Все дети без запинки повторили движения, заданные воспитателем – пройти по дороге змейкой, а в конце подлезть под дугу левым боком. Снова загадка «Точки» - «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». Все дети хором отгадали загадку (Речка). Выложив канат (речку) волнистой  линией, дети, в целом, все отметили ее направление (влево, вправо, вперед, назад), кроме Тимура Крючкова и Антонова Андрея – мальчики неуверенно отвечали направления течения реки.  Было предложено вспомнить, где «лево», а где «право». Дети подняли сначала все правую руку, затем левую. Задание все выполнили без ошибок.

Далее я поиграла вместе с детьми в интеллектуальную игру под названием «Мозговой штурм», где дети разделились на две команды, и поочередно отвечали на вопросы воспитателя:

  • Какой сегодня день недели?
  • Какие бывают дни недели?
  • Сколько всего дней недели?
  • Какие бывают времена года?
  • Какое сейчас время года?
  • Какие месяца в году?
  • Какой сейчас месяц?
  • Назовите зимние, весенние, осенние, летние месяца (кварталы)?
  • Наступил декабрь. На лугу расцвели 3 ромашки и 1 василек. Сколько цветов расцвело на полянке?

Команде, ответившей на все вопросы, были вручены поощрительные призы. Валентина Ицхакина, Саватеева Настя, Варвара Воробьева, Соня Бакута, Ксения Аксенова, Маргарита Рысева ответили без затруднения на все вопросы. Баранюк Марк и Вова Крученко с затруднением, но ответили, а Тимур Крючков и Миша Мошкевич, к сожалению, не ответили на вопросы.

        Не обошлось без сюрпризного момента на занятии. «Точка» приготовила для нас сюрприз – много веревочек. Дети группы № 3 посчитали количество веревочек, и отметили, что веревочки разной длины. Затем  сделали человечков из веревочек, исходя из фантазии детей. Все дети проявили фантазию и сообразительность, особенно красивые человечки получились у Насти Саватеевой и Сони Бакута.

        И, наконец, наше занятие подошло к концу, я поблагодарила детей за внимание и активное участие в занятии.

        Таким образом, на занятии дети закрепили математические понятия, закрепили знания о направлениях, о временах года, частях суток и днях недели, более того, неотъемлемой частью формирования у детей элементарных математических правил является умение детей ориентироваться в пространстве. Более того, детки группы № 3 имели небольшие сложности в процессе НОД по физкультуре, многие затруднялись назвать свое положение относительно друг друга. После проведенного занятия мы закрепили пространственные понятия – влево, вправо, назад, вперед, ребята с уверенностью отвечают на вопросы, касающиеся ориентировки в пространстве, смело отвечают, где лево, а где право. Формирование элементарных математических представлений на НОД «Физкультура» считаю успешно проведенным, так как ребята с интересом познавали математические правила в игре, в движении. Знания детей группы № 3легко усвоились и закрепились.



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе (РЭМП и физкультура)

Программное содержание:

  1. Развитие умения управлять своим телом (координация движений);
  2. Умение ориентироваться в пространстве;
  3. Тренировка четкого выполнения движений под музыку;
  4. Закрепление математических понятий: «точка», «линия», «отрезок», «прямая линия», «волнистая линия». «штрихпунктирная линия»;
  5. Закрепление знаний о направлениях: вперед, назад, налево, направо;
  6. Закрепление знаний о временах года, частях суток, днях недели.

  1. Релаксационное упражнение «Солнечный лучик». (Звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Представьте, солнечный лучик коснулся лба, носа, щек, ладошек. Давайте погреем наши ладошки, они стали теплые, подружим их… Молодцы!

  1. Воспитатель: А теперь под нашу выученную речевку выполняем разминку.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,

Смекалку, фантазию нашу возьмем.

Дорогой с пути никуда не свернем.

И для начала разминку начнем!

Выполняются задания:

  • Ходьба по залу, соблюдая дистанцию;
  • Корригирующая ходьба на носках, на пятках;
  • Ходьба парами;
  • Медленный бег;
  • Бег парами
  • Спокойная ходьба (дышим носом)

  1. ОРУ под фонограмму песни «Зарядка» муз. Дыхань, сл. Юрченко Т.

Громко-громко по утру        прямые руки назад, с наклоном вперед

Спел петух ку-ка-ре-ку

Просыпайся детвора,                  руки вверх, в стороны, вниз

На зарядку всем пора

Припев:

Раз, два, три, четыре, пять –               движения по тексту

Начинаем мы шагать

Раз – присели, два – привстали,        бег на месте

Быстро, быстро побежали

Друг за другом мы идем,               перестроение в два круга

Звонко песенку поем

Руки вверх, вперед, назад,                движения в кругу по тексту

Наклонились все подряд

Припев:

На проигрыше дети перестраиваются в один круг: ходьба с высоким подниманием колена «петушки», дробным шагом «курочки». Спокойная ходьба.

Дети: Раз – два – три – четыре - пять – мы пришли поиграть!

  1. Что такое «точка»?

Дети отвечают…

В зал входит персонаж «Точка».

4.1. «Точка» загадывает загадку: От дома начинается, у дома и кончается

Дети: Дорога

Точка из матов строит дорогу.

Точка: На какую линию похожа эта дорога?

Дети: Прямая

Воспитатель: Сейчас мы пойдем по прямой дорожке, а в конце подлезем под дугу правым боком, не касаясь руками пола…Молодцы.

Воспитатель: Теперь мы продолжим свой путь. Что произошло с нашей дорогой? На какую линию она похожа?

Дети: На пунктирную.

Воспитатель: Идем по ней змейкой, а в конце подлезаем под дугу левым боком…Молодцы.

4.3. Речка

«Точка» загадывает загадку: Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит, не выбежит

Дети: Речка

Точка: На какую линию похожа речка? Назовите правильно ее.

Дети: На волнистую

Воспитатель: А теперь назовите правильно направления течения реки.

Ответы детей

4.4. Задание «Мозговой штурм»

Воспитатель:   Делимся на две команды. Одна команда «четная», другая «нечетная». На каждый правильный ответ вам дается карточка с цифрой, соответственно, для команды «четных» - четная цифра, для команды «нечетных» - нечетная цифра. В конце задания дети называют полученные цифры.

  1. Сюрприз.

Воспитатель: Дети, посмотрите, «Точка», хитрая, приготовила для нас сюрприз – много веревочек. Давайте посчитаем, сколько всего веревочек.

Дети: Десять

Дети под музыку выкладывают из веревочек веселого человечка. 2 веревочки – руки, 2 веревочки – ноги, 3 веревочки – платье, 2 веревочки – голова, 1 веревочка – бант (и т.д.). каждый ребенок изображает своего человечка. «Точка» благодарит детей и уходит.

Воспитатель: Итак, подведем итоги нашего занятия. Что вам понравилось на данном занятии? Какое задание показалось особенно интересным? А какое задание показалось самым трудным?

Дети отвечают

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Спасибо вам, ребята! Вы были молодцами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по физкультуре и математике «Путешествие в королевство «Математика»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по физкультуре и математике  «Путешествие в королевство «Математика»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...