Интегрированный конспект занятия по математике «Путешественники и первооткрыватели».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Филина Ольга Алексеевна

интегрированное занятие по математике и познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_konspekt_zanyatiya_po_matematike.docx56.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный конспект занятия по математике

«Путешественники и первооткрыватели».

Программное содержание:

Обучающие задачи:

1.        Уточнить представления детей о глобусе и географической карте. Вспомнить названия
материков.

  1. Совершенствовать навыки вычислительной деятельности, закрепить представления детей о структуре задачи, формировать умение моделировать ее условие с помощью круговых диаграмм, находить модель арифметического действия «часть-целое».записывать числовое выражение.
  2. Закреплять состав числа 15 из двух меньших чисел.

  1. Совершенствовать навыки измерения жидкостей с помощью условной мерки.
  2. Побуждать детей употреблять слова: «глобус», «названия материков»; ввести в активный словарь слова «путешественники», «первооткрыватели».
  3. Закреплять умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.

7.Формировать представления о том.что всегда ценится способность человека точно планировать свои действия, делать расчеты, предвидеть различные ситуации.

8.Совершенствовать умение действовать точно в соответствии с указаниями педагога, быть организованным на занятии.

Развивающие задачи:

1.        Создать условия для развития логическою мышления, сообразительности, внимания.

2.        Развивать смекалку, воображение.

3.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои  высказывания.

Воспитательные задачи:

1 .Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предшествующая работа:

Цикл познавательных занятий «Путешествие по материкам и странам».

Подготовка сообщений детей. Подготовка взрослого к исполнению роли Пирата.

Материал

Демонстрационный:

Глобус, указка, мяч.числовая прямая, цветные мелки, фляга с водой(0,6 л), на столе воронка для воды, литровая банка, стакан 200 мл, стакан 150 мл; 2 набора карточек с цифрами. Костюм пирата.

Раздаточный: Рабочие тетради по математике, цветные карандаши, модели арифметических действий «часть-целое».

Методические приемы:

  1. Загадка о глобусе
  2. Беседа с детьми о глобусе, материках.
  3. Задание 1.   Корабль.

  1. Задание 2.   Игра «Арифметический мяч». (Воспитатель бросает мяч.стоящим в кругу детям и называет число, а они прибавляют или отнимают 1).
  2. Появление пирата.
  3. Задание 3.  Уточнение воспитателем понятия  и структуры задачи.

У детей рабочие тетради и наборы цветных карандашей. Воспитатель читает условие задачи. Затем на доске и в тетрадях составляется модель задачи в виде круговых диаграмм.дети анализируют задачу, выбирают модель арифметического действия «часть-целое» записывают числовое выражение.

7.Задание 4.   Подвижная игра «Чья команда быстрее переберется через болото». На пол)

для 2 команд выложены наборы цифр. Детям надо наступать лишь на те карточки-кочки. чтобы 2 числа вместе образовывали число 15.

8.Задание   5.   У   пирата   фляга  с   водой(0,6 л),   на  столе   воронка  для   воды,   литровая банка, стакан 200 мл, стакан 150 мл.

Проблемная ситуация: на сколько дней пирату хватит пресной воды во фляге, если в день он будет пить по одному стакану.

Вызванные две тройки детей измеряют объем воды стаканами 2-х размеров. Устанавливают закономерности между величиной мерки и результатом измерения.

9.Физкультминутка.

10.Задание 6.   Собачка (диктант)
1 I.
Задание 7.  Ключ.

  1. Итог занятия.
  2. Оценка воспитателем работы детей на занятии.

Ход занятия.

Ребята, отгадайте загадку:        На столе передо мной

Закрутился шар земной.

Арктика, экватор, полюс.

Уместил всю землю ?...   (глобус)

Воспитатель: Конечно, это глобус, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о путешественниках и исследователях, великих открытиях. Сядьте полукругом на

ковёр.(Дети садятся)

Воспитатель: Мы с вами уже начали изучать нашу Землю. Ребята, что вы знаете о глобусе?

Дети: Глобус-это уменьшенная модель Земли. На нём покачаны материки, острова, моря и океаны. Глобус позволяет представить форму нашей планеты.

Воспитатель: На глобусе очень хорошо видны все материки. Знаете ли вы их названия?

Дети: Да.

Воспитатель: Сколько у нас материков?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Перечислите мне, пожалуйста, названия материков.

Дети: Евразия. Африка. Австралия. Антарктида. Северная Америка. Южная Америка. (Дети перечисляют, я показываю на глобусе)

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо, что вы их назвали. Как вы думаете, зачем люди путешествовали? (Ответы детей)

Воспитатель: Да.человеку всегда хотелось узнать, что его окружает, что там за горизонтом? Какая она наша Земля? Кто населяет Землю? Какие на ней растения и животные. Ребята, как вы думаете, как называли путешественников, которые первыми открывали неизведанные ранее земли?

Дети: Первооткрыватели.

Воспитатель: Совершенно верно. А кого из них вы знаете?

Дети: Христофор Колумб открыл Америку. Русский путешественник Афанасий Никитин первым побывал в Индии. (Дети рассказывают, воспитатель показывает на глобусе)

Воспитатель: Первооткрывателей было много, овсех них вы узнаете в школе. Открытия бесстрашных первопроходцев восполняли белые пятна на глобусе. Может быть, кто-то из вас в будущем тоже станет великим исследователем или путешественником. А хотите, ребята, отправиться в путешествие прямо сейчас?

Дети: Да

Воспитатель: Так давайте прямо сейчас отправимся в путешествие в волшебную страну Математики. И узнаем, умеем ли мы точно считать, решать, измерять, знаем ли мы геометрические фигуры. Команда готова? А на чём же мы отравимся в плавание?

Дети: На корабле

Корабль.

Воспитатель: Для того, чтобы построить корабль необходимо вспомнить, какие бывают  геометрические фигуры. (Ответы детей).

Воспитатель: Возьмите геометрические фигуры, постройте из них корабль, и мы отправимся в путешествие. Приступайте к строительству, ребята.

(Детина местах строят волшебный корабль из геометрических фигур.

Один ребёнок выходит к доске и строит там. )

Воспитатель: Вот и готов наш волшебный корабль.  Молодцы, ребята, вы оказались умелыми строителями. Итак, отправляемся в путь. Начнём отчёт от  1 до 10.

Воспитатель: Boтмы и в море, ребята.

Воспитатель: Дети, в какой день неделе мы отправились в путешествие? А какое сейчас время года, ребята? (Ответы детей)

Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их. (Ответы детей)

Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперёд и уже подплываем к волшебному острову.

Арифметический мяч.

Воспитатель: Встаньте в круг, ребята. У меня в руках арифметический мяч. Я называю число, а вы прибавляете к нему 1. (играют). А теперь отнимайте 1. (играют).

Пират. (Появляется пират)

Пират: А я тоже хочу стать знаменитым, и лихо бороздить моря и океаны! Про какой такой счёт, расчёт, измерения вы говорили? И без них можно обойтись!

Воспитатель: Нет, Пират, всем надо учиться, ты умеешь решать задачи?

Пират: Я-то? Как это не умею? Конечно, умею! А может, и не умею.

Задача.

Воспитатель: Ребята, а теперь садитесь за столы, откройте ваши тетради. Послушайте задачу: «Мореплаватель на своём пути встретил 5 пароходов и 2 яхты. Сколько всего судов он встретил?».

Воспитатель: Повторите задачу. Повторите только условие задачи. Повторите вопрос задачи. Обозначим пароходы прямоугольниками. Их было 5. (рисую на доске). А вы, ребята, нарисуйте 5 прямоугольников слева, (дети рисуют у себя в тетрадях). Яхты обозначим треугольниками. Было 2 яхты. Справа нарисуйте 2 треугольника (воспитатель рисует на доске, а дети у себя в тетрадях). Возьмите черный карандаш и ограничьте яхты и пароходы кругами. (Воспитатель рисует на доске, а дети у себя в тетрадях).

Воспитатель: Это мы выделили части. Это мы знаем. А что спрашивается в задаче? (Ответы детей)

Воспитатель: Сколько всего судов встретил мореплаватель? Этого мы не знаем. Теперь возьмите красный карандаш и обведите и пароходы, и яхты. (Воспитатель рисует на доске, а дети-в тетрадях)

Воспитатель: Это целое, которое мы должны найти. Как вы думаете, какое действие поможет нам найти это целое?

Дети: Сложение.

Воспитатель: Посмотрите  модель действия сложения.

C:\Users\Admin\Desktop\Новая папка\SAM_1270.JPG


Воспитатель: Что обозначает эта модель?

Дети: Это модель сложения. Часть и ещё часть образует целое.

Воспитатель: Какое числовое действие вы сейчас запишите у себя  в тетрадях?

Дети: 5+2=7.

Воспитатель: Правильно, к 5 пароходам прибавить 2 яхты получится 7 судов. (Воспитатель записывает числовое выражение на доске)

Воспитатель: Вы, запишите это числовое выражение у себя в тетрадях. Ну, что. Пират, ты справился с задачей?

Пират: Как просто! Тут на рисунке сразу видно, что нужно прибавлять! Состав числа.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем. Настоящие путешественники часто преодолевают различные препятствия. Представьте, что перед вамп болото, надо шагать осторожно, по кочкам. Вы должны вставать на кочки так двумя ногами, чтобы 2 числа вместе образовали число 15.

Воспитатель: Мы с Пиратом посмотрим, кто быстрее и правильно справиться с заданием.(Подводятся итоги, дети садятся на свои места).

Измерение.

Воспитатель: Пират, а что это у тебя привязано к поясу?

Пират: Фляга с водой. В море же вода солёная, а пить можно только пресную воду.

Воспитатель: А ты знаешь, на сколько дней тебе хватит этой пресной воды?

Пират: Ну, несколько дней-то продержусь.

Воспитатель: Так дело не пойдёт! Ты как любой путешественник, должен точно знать.сколько дней ты можешь продержаться в море, если, например, выпивать по одном) стакану воды в день.

Пират пожимает плечами.

Воспитатель: Дети, как узнать, сколько стаканов воды у пирата?

Дети: Её надо измерить. Перелить воду, подсчитать стаканы.  (Воспитатель вызывает двоих детей к столику, дети переливают  воду из фляги в стаканы)

Воспитатель: Сколько всего стаканов получилось, ребята?

Дети: Всего 3 стакана воды.

Воспитатель: Значит, на сколько дней воды хватит Пирату?

Дети: На 3 дня.

Воспитатель: А сели Пират будет пить воду из маленького стаканчика. (Ьллтё двое детей измеряют количество воды во фляге, только маленькими стаканчиками)

Дети: Получилось 4 стакана, значит,  воды хватит на 4 дня.

Пират: Это что? Воды во фляге стало больше?

Дети: Нет, это стаканчик был меньше. Чем меньше стаканчик, тем больше получится результат.

Пират: А. понял! Если я буду пить воду не стаканами, а глотками, то глотков получится ещё больше, значит и воды хватитна больше дней.

Воспитатель: Правильно! Только тебе, Пират  придётся быть очень выносливым, чтобы так экономно расходовать воду.

Физкультминутка.

По утрам всех солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде раз!

А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде два! Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон, и два-наклон

Зашумел листвою клён.

(наклоняемся вперёд, руки в стороны)

Ветер дует, задувает

Нашу мельницу вращает.

(вдох через нос.руки через стороны вверх, руки опускаем-выдох)

Воспитатель: Наш корабль плывёт дальше. Проплываем огромный остров Число Град.

Графический диктант «Собака»

Воспитатель: Вот мы подплываем к острову. Но сойти не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. Чтобы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание. Сейчас мы с вами проведём графический диктант.

2-влево.2-вверх. 2-вправо,2-вверх. 1-вправо, 2-вниз, 1-вправо. З-вверх.1 -влево. 3-вниз, 1-влево. 2-вправо. 2-вниз, 2-влево. 4-вниз, 2-вправо.1-вниз. 2-влево. 1-вверх. 4-вправо. 1-вниз, 2-вправо. 1-вверх. 2-влево. 2-вправо. 1-вверх. 1-вправо. 2-вверх, 1-влево. 2-вниз, 3-вверх. 4-влево.

(проводится графический диктант)

Воспитатель: Кто же охраняет этот остров, ребята?

Дети: Собачка.

Воспитатель: Вы справились с очень сложным заданием, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, но где же искать сокровища? Для этого нам надо разгадать ребус.

Сокровища.

Воспитатель: В любой волшебной стране есть свои сокровища. У жителей математической страны они называются геометрическими фигурами. Вот они перед вами. Давайте рассмотрим их.

(рассматриваем плакат «Сокровища волшебной страны»)

Воспитатель: Сколько красных фигур?

Воспитатель: Сколько здесь треугольников?

Воспитатель: Сколько вы видите маленьких фигур?

Воспитатель: Как называется единственная фигура, ребята?

Воспитатель: Ребята, сколько фигур, которые не имеют углов?

Воспитатель: По каким признакам можно разделить все фигуры?

Воспитатель: На сколько групп можно разделить эти фигуры по цвету?

Воспитатель: На сколько групп можно разделить эти фигуры по форме?

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы легко справились с этим заданием. Нашли все сокровища.

Ключ. Воспитатель: А что лежит в этом сундучке? Он закрыт, чтобы его открыть, необходимо найти ключ. И этим ключом мы сможем открыть сундучок.

Воспитатель: (показывает плакат с изображением трёх квадратов) Дети, вам надо из трёх квадратов переложить 4 палочки так, чтобы получился ключ. И этим ключом мы сможем открыть сундучок.

Воспитатель: Что же здесь? (Открывает сундучок и достаёт учебник по математике)

Воспитатель: Дети! Это самая важная книга. По ней вы научитесь решать задачи, и примеры. Это  будет ваш учебник в школе. Вот мы и нашли клад, выполнив все задания жителей волшебной страны. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад.  Возьмите пульты управления в руки и дайте обратный отчёт от 10 до0. Закройте глаза. Вот мы и вернулись в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в старшей группе: «Морское путешествие на корабле по островам математики»

воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий;воспитывать умение понимать  задачу и выполнять ее....

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математика»

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математика»...

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в «Помощь планете Математике»

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в «Помощь планете Математике»...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...