КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (Взаимосвязь изодеятельности с математикой)
консультация по математике (подготовительная группа) на тему

Заболотная Жанна Анатольевна

использование математических методов приёмов  в  изодеятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 21 «Аленький цветочек» муниципального

 образования город Саяногорск

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

      (Взаимосвязь изодеятельности с математикой)

                                                                                                     

                                                                                             :

                                                                                                   Автор – составитель:    Заболотная.Ж.А.

             

Саяногорск 2017.

                                                  «Учиться можно только весело…

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» 

А.Франс

Современное математическое развитие дошкольников уже не рассматривает как сложное методологическое направление, реализующее основную задачу – подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.

Главное, ввести детей в мир логики, т.е. научить мыслить, рассуждать, предполагать, анализировать, постигать математические понятия, способствовать повышению интереса к математике веры в свои силы – вот истинное предназначение сути математического развития дошкольников на современном этапе. Раскрывая удивительный мир окружающих чисел и фигур, математика учит мыслить яснее, последовательней, развивает мозг и внимание, воспитывает настойчивость и волю, учит детей приобретать знания. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов. Серьёзное содержание математического развития может усваиваться современными детьми, если оно доставляет им удовольствие. Поэтому немалую роль играет форма подачи, вызывающая эмоциональную окраску, непринуждённость, заинтересованность, познавательный интерес, перерастающий в познавательную активность ребёнка.

Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность.     Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой  формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми  для элементарного образования».

 В процессе рисования, лепки и аппликации ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

    Создавая изображение, ребёнок осмысливает качество воспроизводимого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средство передачи образов в рисунке.

 Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо иметь о нём, о его форме ясное объёмно-пространственное представление. Поэтому важно, при организации восприятия предметов и объектов окружающего мира, научить детей сравнивать предметы;  обращать их внимание на изменение величин (ребёнок и взрослый), предметы бывают длинные и короткие, по высоте – высокие и низкие, по ширине- широкие и узкие, по размеру- большие и маленькие. Кроме того, предметы сравнивают по форме (круг, квадрат, шар, куб), по цвету (белый- чёрный, спелый- неспелый), соответствующие цвета времён года, разное пространственное положение предметов и их частей (птичка сидит, птичка клюёт зёрнышки, рыбка плавает в разных направлениях, дальше, ближе, выше, ниже). Также, дети узнают, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Сравнивая одинаковые по форме, но различные по величине предметы, получают пропорции. Отношения величины одного предмета к величине другого называется пропорциональным отношением. Отношение высоты предмета к его длине является основной пропорцией.

    Чтобы создать правильный и красивый рисунок, нужно знать этапы его построения:

1. Правильное размещение всех предметов или частей предмета на листе бумаги (композиция рисунка).

2. Пространственные изменения предметов (дальний и ближний план).

3. Определение пропорций, соответствующих натуре (отношение частей к целому).

4. Цветовое решение.

             Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Дети изображают предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру («Домики трёх поросят», «Снежная семья», «Украшение ленты»), на лепке дети лепят большие и маленькие мячи, морковки, овощи, фрукты. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Например : дети создают геометрические узоры, вырезают круг из квадрата, овал из прямоугольника ( «Мишка», «Неваляшка», «Строим дом»). Так же использую дидактические игры: «Составь узор», Дорисуй предмет», «Подбери цвет к предметам», «Укрась коврик», « Собери букет».  «Укрась рукавичку геометрическими фигурами».  «Осенние листья». «Маленькие художники» Создавая изображения ребенок осмысливает качество воспроизводимого предмета, запоминает характерные особенности. Включение в работу нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Совместная математическая и изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, внимания и усидчивости. 

Таким образом для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации, для лепки из глины и пластилина, изготовления сложных игрушек – требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности.

Литература

1.Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2011

2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Мозаика- Синтез, 2005-2010.

3.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М. : Мозаика-Синтез, |К-2010.

4. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c.

 5. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Нищева Наталия Валентиновна. - М.: Детство-Пресс, 2014.

6.Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Дидактические игры

 «Подбери по цвету»

Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета.

Игровой материал: коробка с цветными карандашами (не менее 12).

Ход работы. Педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в кабинете.

 «Маленькие художники»

Цель: Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.

Игровой материал: Набор картинок «Овощи и фрукты» и набор цветных кружков (можно использовать набор гуашевых красок в баночках не менее 12 цветов).

Ход работы. Педагог  раздаёт детям картинки с овощами и предлагает подобрать цветной кружок (краску) к своему овощу или фрукту. Затем обвести пальчиком по контуру нарисованные овощи и фрукты, уточнить форму и назвать цвет.

«Золушкины игры».

Цель: Развитие мелкой моторики, совершенствование восприятия формы.

Игровой материал: Картинки с силуэтными изображениями грибов, пуговицы или фасоль.

Ход работы. Педагог предлагает  выложить  пуговицами  по контуру гриба.

 « С какого дерева листочек».

Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев. Совершенствование восприятия формы листьев.

Игровой материал: набор картинок «Деревья и листья».

Ход игры: Педагог показывает картинку с деревом. Дети называют его. Предлагается одному из детей выйти к столу и найти картинку с листиком от этого дерева. Подумать и сказать, на что по форме похож этот лист. В этом могут помочь и другие дети.

 «Осенние листья».

Цель: Упражнять в выборе листьев по определённому цвету, совершенствование восприятия цвета и формы.  Развитие умения сравнивать, быстро

реагировать на словесный сигнал.

Игровой материал: два набора картонных листьев деревьев разных цветов.

Ход работы. Один набор раздаётся детям, другой у педагога. Он показывает листок и говорит: «Раз, два, три такой листочек   лети».

 «Выложи из палочек ежа».

Цель: Развитие воображения, учить создавать схематичное изображение.

Игровой материал: наборы с счётными палочками по кол-ву детей.

Ход работы. Педагог предлагает детям подумать и выложить из счетных палочек изображение ежа.

 «Тактильные дощечки».

Цель: развитие образного мышления, творческого воображения.

Игровой материал: дощечка №1 - кусочек пушистого натурального меха; дощечка №2 -  кусочек искусственного меха; дощечка №З -  ткань типа фланели или байки; дощечка №4- наждачная бумага.

Ход работы. Педагог предлагает   закрыть глаза и представить, что дети попали в лес. В лесу стоит теремок, а в теремке живут… погладь  дощечку  и  назови  кого  ты  гладишь. Педагог может и сам предложить детям погладить зайчика, лисичку, ёжика и т.п..

 «Аквариум».

Цель:  Развитие зрительного внимания, совершенствование восприятия формы тела рыбки.

Игровой материал: картинка аквариум, силуэты:  Золотая рыбка, меченосец, гуппи, улитка.

Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение  рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать   «кто поменялся местами?».

 «Геометрическая мозаика. Зайчик».

Цель: Развитие воображения. Учить создавать схематичное изображение животного.

Игровой материал: Два набора геометрических фигур (овалы разного размера) для фланелеграфа.  

Ход работы. Педагог предлагает одному из детей на фланелеграфе  выложить  фигурку сидящего  зайчика. При необходимости привлекаются к помощи и другие дети. Из второго набора детям предлагается выложить фигурку зайчика, который «встал как столбик под сосной».

«Собери снежинку».

Цель: развитие  умения анализировать,  формирование сообразительности, сосредоточенности.

Игровой материал: разрезные картинки из 3-4 частей с изображением снежинок.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части картинки и составить картинку снежинки. Затрудняющимся детям предложить образец.

 «Геометрическая мозаика. Цыплёнок».

Цель: Развитие воображения, умения создавать схематичное изображение. Формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: набор счётных палочек и геометрических фигур по одному на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает выложить из геометрических фигур и счётных палочек  силуэт цыпленка.

 «Собери семью».

Цель: развитие внимания, совершенствование восприятия формы и строения.

Игровой материал: Цветные изображения домашних птиц  (куринная семья, утиная семья).

Ход работы. Педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением взрослых птиц, просит рассмотреть их, вспомнить названия, найти сходство и различия. Выясняет, знают ли дети, какие из этих птиц умеют плавать. Затем педагог показывает детям изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят,  раздаёт изображения детям и предлагает собрать семью.

 «На кормушке»

Цель: Совершенствование восприятия  формы, строения и внешнего вида птиц. Развития умения ориентироваться в пространстве.

Игровой материал: картинки с птицами, картинка с кормушкой.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть птиц, которые прилетели на кормушку. Назвать их отличительные особенности. Затем педагог предлагает назвать, где находятся птицы (над кормушкой, на кормушке, слева от кормушки и т.д.). Просит детей вспомнить, чем можно накормить птиц.

 «Укрась рукавичку геометрическими фигурами».

Цель: Развитие умения построения  узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: силуэтные изображения рукавичек на правую и левую руку, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить рукавички узором из геометрических фигур. ( Можно предложить каждой паре детей украсить рукавички одинаковым узором.)

 «Назови пальчики».

Цель: развитие моторики, закрепление названий пальцев руки.

Ход работы. Педагог читает стихотворение:

Мой мизинчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

Ну а этого встречал и  конфеткой угощал.

Дети показывают пальчики, затем называют их.

 «Выложи узор».

Цель: Развитие умения построения  узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: силуэтные изображения предметов одежды, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить одежду для кукол. Даёт указание, что  узор должен располагаться в центре и по краям.

                                                                                   

 «Когда весело, когда грустно».

Цель: развитие умения определять настроение картинки по её цветовой гамме.

Игровой материал: иллюстрации из книг.

Ход работы. Педагог показывает иллюстрацию и предлагает детям определить, какое настроение она вызывает, объяснить свой выбор.

 «Когда это бывает».

Цель: Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.

Ход работы. Педагог называет признак или показывает схематичную картину с признаком времени года и просит детей назвать когда это бывает.

 «Разрезные картинки».

Цель: развитие  умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности

Игровой материал: разрезные картинки из 5-6 частей с изображением  овощей и фруктов.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части  и составить картинку без образца.

 «Куда плывёт рыбка».

Цель:  Развитие зрительного внимания и ориентировки в пространстве.

Игровой материал: картинка аквариум, силуэты рыбок.

Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение, местонахождение рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать, что изменилось?

 «Чьи детки».

Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев, их строении и отличительных особенностях. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: набор картинок: деревья, листья и плоды.

Ход игры: Педагог показывает картинки с деревьями  и говорит, что каждое дерево имеет свои листья и плоды.  Затем картинки с деревьями, листьями и плодами  раздаются детям. Детям  предлагается   найти дерево.  с которого упали «детки».

 « Найди  по  силуэту»

Цель: развитие  наглядного  мышления, внимания, образной  памяти. Игровой материал: бумажные фигурки сказочных героев.

Ход работы. Педагог с детьми  рассматривает  фигурки сказочных героев со  всех  сторон, объясняет, что  такое  силуэт( накладывает  фигурку-шаблон  на  чистый  лист  бумаги  и  обводит  её  карандашом). Затем, переворачивает  несколько  фигурок  обратной  стороной  и  просит  найти  героев  сказки.

 «Рисовальный конструктор».

Цель: развитие  воображения, развитие умения создавать образы на основе схематического изображения.

Игровой материал: листы бумаги с контурным изображением геометрической фигуры, карандаши.

Ход работы. Педагог с детьми  рассматривает  нарисованные геометрические фигуры. Затем раздает детям по одной фигурке и предлагает дорисовать её, чтобы получилось изображение предмета.

 «Оденем кукол на прогулку».

Цель: Упражнять в нахождении оттенков темнее или светлее заданного цвета.

Игровой материал: 4 пальто красного, зелёного, синего, коричневого цветов. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные более тёмных оттенков.

Ход работы. Педагог вызывает ребёнка и предлагает подобрать одежду кукле для прогулки: к красному пальто подобрать более светлые сапожки и более тёмную шапочку и т.д.. Можно вызвать сразу троих детей и предложить им подобрать более темные шапочки и сапожки, чем пальто.

 «Составь узор на круге».

Цель: Развитие умения построения  узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: бумажные круги, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы.  Педагог предлагает   украсить тарелочку для кукол. Даёт указание, что  узор должен располагаться в центре тарелочки и по краям.

 «Цветные краски».

Цель:  Формировать представление о холодных и тёплых цветах.

Игровой материал: иллюстрации времен года, бумажные цветные квадратики холодных и теплых цветов.

Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть зимние иллюстрации и обратить внимание на цвет красок, которыми пользовался художник. Предлагает детям подобрать цветные квадратики, которые соответствовали бы этим краскам. Уточняет понятие тёплые цвета, холодные цвета.

http://thisislab.ru/photos/5931105a4c2cb.jpghttp://thisislab.ru/photos/5931105a4c2cb.jpghttp://thisislab.ru/photos/5931105a4c2cb.jpghttp://thisislab.ru/photos/5931105a4c2cb.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях  дошкольного учреждения  возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....

консультация для воспитателей "Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях".

Перед дошкольной педагогикой стоит задача определить, как формируются у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности....

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе"

Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь музыкального руководителя и всопитателя. "

Консультация для воспитателей  ДОУ на тему "Взаимосвязь музыкального руководителя и всопитателя. "...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь инструктора по физической культуре и воспитателя в физическом воспитании детей" 2017 г.

Подготовила и провела инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна....

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе по развитию речи учителя-логопеда и воспитателя»

Данный материал поможет воспитателям узнать о специфике взаимосвязи в работе с учителем-логопедом, о направлениях и коррекционных задачах, а также о работе с родителями....

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Основная задача коррекционной работы логопеда и воспитателей с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.Определяя содержание работы, сп...