консультация для воспитателей "Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях".
методическая разработка по теме

Силкина Оксана Олеговна

Перед дошкольной педагогикой стоит задача определить, как формируются у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vaimosvyaz_tvorchestva_i_obucheniya.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Перед дошкольной педагогикой стоит задача определить, как формируются у ребенка эстетическое отношение к действительности и его художественные способности.

Обучение отнюдь не механический процесс передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной деятельности, педагог должен не забывать, что художественные возможности индивидуальны. Важно создать наилучшие условия для каждого ребенка, воспитывающегося в коллективе. Заботясь о качестве педагогических методов и приемов, мы должны учитывать реакцию детей на них. Лишь побуждая ребенка к самостоятельным, сознательным художественным проявлениям, вызывая положительные эмоции, развивая способности, можно рассчитывать на успех. О результатах художественного обучения следует судить не только по тому, что ребенок правильно и выразительно спел, нарисовал, прочитал стихотворение, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, стремится ли он к самостоятельной деятельности, ощущает ли недостатки своего исполнения, способен ли их преодолеть. Обучение отвечает своему назначению, если носит воспитывающий и развивающий характер.

Важное значение придается формированию эстетического отношения детей к произведениям искусства, отражающим жизненные явления. Ребенок сопереживает то, что выражено в художественной форме, и тем самым приобщается к миру прекрасного. Эти переживания влияют на моральный облик ребенка, обогащают его духовный мир. Одна из наиболее важных педагогических задач - создание эмоционального отношения детей к своей художественной практике в единстве с обучением технике танца, пения, рисунка. Они испытывают удовольствие от чистых интонаций песни, красивых сочетаний цветов, выразительного контура в рисунке. Овладение навыками побуждает детей к свободе самовыражения, к творчеству.

Усвоение ребенком способов восприятия, направленных на самостоятельное обследование предметов, их форм, вслушивание в звуки певческой и поэтической речи, различение их свойств - все это активизирует обучение, развивает художественно-сенсорные способности. Так, в процессе обучения рисованию дети сопоставляют и смешивают цвета, комбинируют их в различных сочетаниях. Они усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета Все это приводит к более правильному, выразительному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческой фантазии.

Творчество как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Психология характеризует творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Соответствуют ли этим показателям детские рисунки, стихи, рассказы?

Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность. Различные масштабы, уровни, результаты творчества у отдельных авторов совершенно очевидны. Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности.

Пути формирования художественного творчества своеобразны. Важнейшее педагогическое условие - организация наблюдений детей за окружающей жизнью, нахождение того, что может быть отражено в их пении, рисунках, инсценировках. Развитие способов «выслушивания», «высматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира -путь, по которому развивается творчество ребенка

Творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение. Важны этапы формирования детского творчества с постановкой разнообразных заданий.

Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Следует отметить его два компонента Задания названы творческими, т.к. дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, т.е. самостоятельно находить новое выражение. Так, в изобразительной деятельности, в исследовании, вначале у детей трех лет развивали способы передачи в рисунке ритмических действий (падает снег, идет дождь), затем применялись разнообразные сочетания ярких пятен (на лугу выросли цветы, вот разноцветные шары). И наконец, детей подводили к изображению предмета линейным контуром.

Затем заканчивали мелодию, начатую взрослым (своеобразные «Музыкальные вопросы и ответы»). Позже дети усваивали способы импровизации контрастных попевок. Им надо было понять, как можно выразить радость, сожаление, грусть, веселье. Качество песенных импровизаций оценивалось по таким показателям: выразительность мелодии, повторность или вариационность интонаций, ритма, логичность построения, общность мелодии и текста

Творческие задания стимулируют художественную образность, в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают к воображению. Конечно, многое происходит интуитивно, неосознанно. Но данные психологии свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую-либо новую задачу.

Исследование путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.

1.        Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создается установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

2.        Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа ребенок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменить, улучшить сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества с взрослым, ребенок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

3.        Задания, предлагающие самостоятельные действия детей. Они обдумывают замысел игры, рассказа, лепки, планируют свои действия, намечают, какими художественными средствами лучше воспользоваться. Эти задания выявляют способности каждого ребенка, он видит и чувствует возможность применения своей продукции в жизни (выставки детских рисунков, концерт детских песен, стихов и т. д.).

Необходимо деятельность продуктивного творчества ввести в содержание художественного воспитания детей. Задачи развития творческих способностей, предусмотренные программой, должны получить конкретное решение.

Обучение и творчество имеют свои специфические мотивы.

При обучении детей побуждают к активному усвоению художественного опыта, они должны подражать определенным эталонам выражения и изображения в пении, рисунке, в выразительном чтении, проявляя при этом инициативу, самостоятельность действий. В творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций, вариантов.

Выяснилось, что творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения и дети имеют определенный уровень художественного развития. Поддержана необходимость осуществления подготовительного периода, который вводит детей в новый вид деятельности и ориентирует их в нем.

Убедились и в том, что формирование образного начала в художественной деятельности должно возникать с раннего детства и подготавливать детей к творчеству.

Подтвердилась целесообразность поэтапного формирования творчества, так как это организует сложный педагогический процесс, который до сих пор казался очень неопределенным.

Творческие задания признаны удачной организационной формой, и они должны быть разнообразными.

Характер материалов опытной проверки творческих заданий был различным. Воспитателями и музыкальными руководителями детских садов представлены дневники с наблюдениями, планы и учеты, строго фиксирующие ход опытной работы, индивидуальные характеристики детей. Помимо дневниковых записей, были сделаны попытки первых обобщений этих материалов. И, наконец, представлены материалы для докладов на конференции.

Было выяснено место творческих заданий в общей системе художественного обучения, связь между обучением и развитием творчества, место, дозировка творческих заданий при усвоении программного материала.

Обучение включает в себя усвоение навыков художественного восприятия картины, сказки, музыки, овладение образовательными сведениями, упражнение в исполнительских навыках (правильность изображения в рисунке, чистота певческих интонаций, точность произношения речи). Все это происходит на занятиях, которые имеют сложившуюся структуру. Это построение учитывает возрастные возможности детей.

Руководство детским творчеством требует от педагога большого такта, хорошего знания всех детей и творческих поисков в методах. В этом отношении следует одобрить инициативу воспитателей, которые использовали основные рекомендации, но вносили в них свои приемы. М. Б. Лукьянова и Е. Н. Соковнина применили принципы поэтапного формирования творчества в иных видах музыкальной деятельности и самостоятельно разработали последовательность постановки творческих заданий.

М.Б. Лукьянова наметила план формирования танцевального творчества. Она предлагает детям сначала импровизировать отдельные элементы танцевальных движений. Когда у детей уже накоплен некоторый опыт, педагог предлагает им сочинять парные танцы, где дети сами придумывают движения, предлагают различные варианты. И, наконец, следуют задания по сочетанию сюжетно-игровых танцев. Е. Н. Соковнина применила рекомендации в методике обучения игре на металлофонах. Она использовала репертуар из «Музыкального букваря», отобрала разные попевки, народные песни и показала, как на основе первоначального обучения игре на инструментах (сначала воспроизведения ритмических рисунков, затем несложных песенок) дети начинали импровизировать простейшие мелодии. Интересный опыт представлен В. Н. Щенниковой, которая осветила роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии творческих действий детей, в их самостоятельной игровой деятельности.

Опыт  многих  педагогов  подтвердил,  что  в  условиях правильного соотношения творческих и учебных заданий особенно активно совершенствуются специальные способности. Е. Н. Квитницкая отмечает, что музыкальное развитие активизируется, если дети усвоили навыки сопоставления различных свойств музыкальных звуков. В свою очередь это приводит к обогащению песенного творчества: дети импровизируют разнообразные интонации, строят их в определенной тональности, стараются не подражать друг другу. Конечно, устойчивость интонаций достигается не всеми. Многие дети в своих песенных импровизациях «сползают»из одной в другую тональность. Но если музыкальный слух развит достаточно, в меру возможностей детей, то и песенное творчество успешно развивается.

Формирование художественного творчества происходит последовательно. Разумеется, разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств - цвета, формы, звука и т. д. В этом смысле примечателен опыт работы О. Н. Кругловой и Э. П. Костиной. Они отметили, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста творческие способности хорошо развиваются в игре. Играя, дети напевают несложные мелодии (убаюкивают куклу, подпевают во время танца), украшают комнату своих кукол и т. д.

Опытная проверка заданий в практике позволила наметить следующие условия, благоприятствующие развитию детского творчества:

  • побуждение детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий;
  • учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей;
  • установление правильных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями на занятиях;
  • варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов художественной деятельности.

Таким образом, постановка задач творческого развития и реальное их решение побуждают педагогов к поискам новых организационных форм, и в частности подводят к вопросам детской самостоятельной художественной деятельности.

Основное условие успешной активизации детской деятельности - это творческое отношение к ней самих педагогов. Предлагаемые лабораторией эстетического воспитания творческие задания дают лишь общее направление работы. Надо проявить много выдумки, педагогического такта в руководстве детским творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Виды упражнений используемых на логопедических занятиях" задачи 1 периода обучения совместное занятие родителей с детьми

Интересное совместное занятие-практикум в игровой форме для родителей детей логопедической группе...

Консультация для педагогов «Разработка классических занятий подготовительных групп детского сада. Идеи, которые я реализую при обучении на занятиях.»

   Целесообразность подготовки ребенка обусловлена стремлением создать благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ребенка с учетом его индивидуаль...

Интерактивная консультация для педагогов "Проблемное обучение на музыкальных занятиях в ДОУ"

Проблемное обучение на музыкальных занятиях заключается в основном в решении творечских задач, где постановка проблемы носит диалогический характер. Интерактив - замечательный способ общения с педагог...

Консультация для коллег «Структура (основных этапов) занятий по обучению детей рассказыванию и пересказу»

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами выс...

Презентация к консультации для коллег «Структура (основных этапов) занятий по обучению детей рассказыванию и пересказу»

    Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Обучая ребенка...

Консультация для педагогов "Методика обучения технике "Пластилинография на занятиях в детском саду"

Для обеспечения оптимальной и продуктивной творческой работы в технике пластилинографии важно правильно подобрать оборудование и материал, организовать рабочую зону, умело создать рабочее настроение и...