Консультация для воспитателей по обучению чтению на тему: «Формирование навыка послогового чтения у дошкольника, как один из этапов обучения грамоте».
методическая разработка по логопедии
Данная разработака представлена для воспитателей и учителей-логопедов, работающих в садах. Предлагаю рассмотреть важный вопрос: стоит ли обучать детей чтению до школы? И с чего нужно начать это обучение? В докладе представлена подготовительная работа для формирования навыка послогового чтения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по обучению чтению на тему: «Формирование навыка послогового чтения у дошкольника, как один из этапов обучения грамоте» от 20.11.2024.
Подготовила и провела учитель-логопед: Сальникова Ирина Геннадьевна.
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обменяться опытом на тему «Формирование навыка послогового чтения у дошкольника, как один из этапов обучения грамоте». Рассмотрим такой важный и животрепещущий вопрос: «Как научить дошкольника читать и с чего начать это обучение?». С 1 сентября 2023 года все детские сады перешли на работу по новой федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), утверждённой Приказом Минпросвещения №1028 от 25.11.2022. В связи с этим в рабочую программу детского сада по подготовке к школе должны быть включены занятия по обучению чтению. В соответствии с новой программой, ребёнок к концу подготовительной группы должен уметь:
- проводить анализ слов, выделять словесное ударение, определять место звука в структуре слова, характеризовать звуки: гласный - ударный/безударный, согласный - твёрдый/мягкий (пп. 5 п. 20.6.2);
- читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.
- дети должны уметь читать с пониманием (пп. 5 п. 20.7.2).
Почему дети должны освоить навык послогового чтения ещё до школы? Дело в том, что с приходом в 1 класс детей ждёт насыщенная программа и непростой адаптационный период. Результатом этого раньше были возникающие у детей проблемы с чтением, поэтому учителя начальных классов надеются, что с введением новой программы положение изменится, и школьники будут испытывать меньше трудностей в этом непростом процессе. Мы понимаем, что нормально взаимодействовать с социумом, чувствовать уверенность в собственных силах, быть инициативным, ребёнок сможет только тогда, когда будет успевать за общим темпом класса. Исходя из этого, мы приходим к выводу, что научив дошкольника читать по слогам, мы формируем его внутреннее спокойствие и уверенность в собственных силах, помогаем избежать «отставания» от классного коллектива.
Особенности внимания дошкольника
Рассмотрим особенности внимания дошкольника. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Это навык, который необходимо сформировать у ребёнка, приучить его обращать внимание на детали: на погоду, природу, чем занимались сегодня в группе, кто во что играл, что видели на прогулке и т.д.Начинать обучение рассуждению нужно с простого, с того, что хорошо знакомо дошкольнику, с режимных моментов, постепенно переходя к рассуждению об услышанной сказке, рассказе или истории. Далее необходимо научить малыша творческому рассуждени, т.е. предложить ему пофантазировать сначала на бытовые темы, а затем на материале художественных произведений. Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредоточивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20 секунд. Продолжительность концентрации внимания у детей 5-6 лет в среднем 12-18 миниут. В каком же возрасте лучше всего ребёнку начинать осваивать навык послогового чтения? Ответ прост: только тогда, когда дошкольник к этому готов. Приблизительно оптимальный возраст, в котором можно понемногу начинать обучение чтению — 5,5 лет.
Процесс формирования навыка чтения
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного. Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются.
Рассмотрим этапы формирования навыка чтения
Т.Г. Егоров (советский психолог и педагог) выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:
- Овладение звуко-буквенными обозначениями.
- Послоговое чтение.
- Становление синтетических приемов чтения.
- Синтетическое чтение.
Перед началом обучения чтению и в процессе обучения, крайне важно, активно развивать фонематические процессы, чтобы ребёнок учился слышать разные речевые и неречевые звуки, узнавать их и уметь вычленять из общего потока. Для формирования и развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза существует огромное количество упражнений. Их можно проводить как на занятии, так и во время прогулки. Давайте разберёмся, что же входит в понятие фонематические процессы.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.
Давайте рассмотрим упражнения и игры на развитие фонематических процессов.
Для начала необходимо играть с неречевыми звуками. Игра «Угадай, что звучит». Детям предлагается послушать разные звуки (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку. Так же можно поиграть с музыкальными инструментами, животными.
Постепенно переходим к речевым играм. Игра «Лесенка». Для игры понадобится картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка (любой персонаж, например, зайчик). Зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребёнок) – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля», можно произносить какое-то слово) то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче. После показа взрослым ребёнок сам поёт песенку с разной силой голоса (тихо-громче-громко и наоборот) в соответствии с передвижением зайчика по лесенке.
Игра «Найди ошибку».
1 вариант: взрослый называет предметы, изображенные на картинках, сознательно делая ошибки в некоторых словах. Например, показывая на каску, взрослый говорит: «Это кашка». Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры), услышав ошибку в слове, при возможности (если ребёнок выговаривает все звуки, входящие в состав этого слова) ребёнок называет правильный вариант.
2 вариант: аналогичным образом можно поиграть в эту игры с предложениями. Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса»); «Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку»). У козы маленькие ложки (вместо рожки). Малина (вместо Марина) собирала грибы. В поле созрел длинный голос (вместо колос).
Игра «Поймай звук». Сначала игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков, потом можно использовать слоги и слова. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук (можно использовать сигнальные флажки) (а, у, ы, в, а, ш, а; па, ны, му, со, ны, рэ, мы, ла, ны; дым, шок, шум, лес, нос, зонт, шаг, сон, шуба).
Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?». Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист, сок, рис, сын) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д. На первых этапах взрослый должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук. Так же можно играть, предлагая определить ребёнку первый или последний звук в слове.
Игра «Назови слова с заданным звуком». Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов), ребёнок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук. Для детей, которые посещают логопункт лучше брать те звуки, над которыми мы работаем (сон-сук-рот, зубы-дым-зонт, шина-шум-стук, шкаф-жук-жаба, рысь-мыло-рука).
Игра «Хлопаем». Ребёнку предлагается разделить слова на слоги, отхлопывая каждый слог, затем назвать количество слогов в слове. (бу-сы, до-ро-га, ду-га, лом, ко-ле-со, но-ра, дверь, ко-ро-ле-ва)
Игра «Бусинки». Ребёнку предлагается собрать рассыпавшиеся бусы, расставив по порядку «слова-бусинки» (для игры используются заранее подобранные картинки): каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее (радуга – аист – туфли – иголка - ананас - стул - лыжи - индюк - кран - нога и т.д.).
«Сложи звуки». Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА, [К], [У] - КУ; [М], [О] - МО; [С], [О], [К] - СОК; [Т], [О], [К] - ТОК, [Д], [Ы], [М] - ДЫМ, [М], [О], [С], [Т] - МОСТ, [Н], [О], [С] - НОС.
Овладение звуко-буквенными обозначениями начинается с обучения буквам алфавита. Учить буквы можно традиционным методом с использованием букваря, при помощи кубиков, плакатов с картинками (но здесь нужно очень внимательно выбирать наглядный материал, чтобы буква соответствовала звуковому образу в слове). Сначала учим малыша умению соотносить букву и звук. Необходимо наглядно показать, чем отличаются звук и буква. Ни в коем случае нельзя учить ребенка названиям букв, как в алфавите: «эм», «бэ», «вэ». Не [бэ], а [б], не [эм], а [м]. Если согласный смягчается гласным, тогда нужно отражать это в произношении: [т'], [м'], [в'] и т.д. Для того, чтобы лучше запомнить образ буквы, нужно задействовать, как можно, больше анализаторов (т.е. используем тактильность, слуховой анализатор и т.д.). Лепите буквы из пластилина, рисуйте и раскрашивайте, учите стишки про алфавит, выложите буквы с помощью пуговиц, нарисуйте пальцем на блюдце с мукой или манкой, раскрашивайте буквы карандашами. Я предлагаю вам ощутить себя детьми и попробовать с помощью разных материалов выложить первую букву вашего имени.
На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, выделяют звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой). Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней.
Подведём итоги:
1. ФГОС не требует от нас обучения чтению дошкольника, но мы понимаем, что ребёнку нужно прийти в школу подготовленным, чтобы «угнаться» за темпом класса, поэтому знакомим детей с навыками послогового чтения.
2. Внимание дошкольника непроизвольное, непродолжительное и удерживается только яркими и привлекательными для него предметами.
3. Перед обучением чтению и в процессе активно развиваем фонематический слух, звуковой анализ, синтез и восприятие с помощью и игр и упражнений.
4. Обучение чтению начинаем с изучения букв алфавита (формируем у ребёнка разницу понятий «звук» и «буква», обучаем называнию букв не «эм», а [м]). Стараемся закрепить зрительный образ буквы с помощью тактильных ощущений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Акимовой Антонины Николаевны по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»
Инновационный опытпо формированию навыков безопасного поведения представлен в виде отчета.....

Конспект интегрированного занятия для дошкольников с ОВЗ, II этап обучения (индивидуальное занятие) Тема: В гости к солнышку.
Тема: В гости к солнышку.Вид занятия: индивидуальное.Цель: Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук. Дифференцировать звуки «П-Б» в слогах .Задачи:·...

ДОКЛАД ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»
основные аспекты разговорной речи...

Опыт работы по теме: «Формирование навыков сотрудничества у младших дошкольников посредством социо — игровой технологии».
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, обнаруживать и развивать свои способност...

Конференция на тему «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников в быту»
Конференция на тему«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников в быту»...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни
Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...

