Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа) на тему

Володько Светлана Борисовна

Начало формирования пространственных представлений у дошкольного возраста – это очень важная и широкая тема. Данной проблемой занимались и занимаются такие педагоги и психологи, как А. А. Люблинская, Б. Г. Ананьев, Ж. Пиаже, и многие другие. Они определили закономерности развития пространственной ориентировки дошкольников.

Пространственные представления повышают и улучшают каждый вид деятельности дошкольников, результаты развития в целом, качество получения и освоения знаний. Развивается познавательная деятельность детей, совершенствуются их интеллектуальные, творческие, сенсорные способности, повышается результативность творческой, познавательной и трудовой деятельности. А главное, формирование пространственных представлений помогает дошкольникам в подготовке к обучению в школе.

Дети познают всё в игре: получают и обрабатывают так информацию. Поэтому одним из средств формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста являются подвижные игры. Согласно исследованиям, подвижные игры являются одним из эффективнейших инструментов формирования пространственного восприятия у детей, ведь в подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. А детям надо учиться использовать свои навыки и умения в жизни – это важнейшая задача.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Бессонова Д. А.

Начало формирования пространственных представлений у дошкольного возраста – это очень важная и широкая тема. Данной проблемой занимались и занимаются такие педагоги и психологи, как А. А. Люблинская, Б. Г. Ананьев, Ж. Пиаже, и многие другие. Они определили закономерности развития пространственной ориентировки дошкольников.

Пространственные представления повышают и улучшают каждый вид деятельности дошкольников, результаты развития в целом, качество получения и освоения знаний. Развивается познавательная деятельность детей, совершенствуются их интеллектуальные, творческие, сенсорные способности, повышается результативность творческой, познавательной и трудовой деятельности. А главное, формирование пространственных представлений помогает дошкольникам в подготовке к обучению в школе.

Дети познают всё в игре: получают и обрабатывают так информацию. Поэтому одним из средств формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста являются подвижные игры. Согласно исследованиям, подвижные игры являются одним из эффективнейших инструментов формирования пространственного восприятия у детей, ведь в подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. А детям надо учиться использовать свои навыки и умения в жизни – это важнейшая задача.

Подвижные игры будут являться эффективным средством формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста, если:

- при объяснении правил обращается внимание на пространственные отношения, направление движения и возможности его изменения;

- в ходе игры используются наглядные ориентиры;

- дошкольники привлекаются к словесному отчету о своих действиях, содержании игр и правил, расположении играющих детей в пространстве.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста, помогает теоретически обосновать возможность использования подвижных игр в формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Выявление исходного уровня сформированности пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста, опытно-экспериментальным путем помогает определить эффективность использования подвижных игр в формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: анализ педагогической документации; диагностические задания, направленные на выявление пространственных представлений ; педагогический эксперимент;

- интерпретационные: методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.

Практическая значимость методической работы состоит в том, что практические материалы исследования по формированию пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста в подвижных играх могут быть рекомендованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у Кроша" по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: Познавательное развитие.Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений.Старший дошкольный возраст СКГ VII вида МБДОУ №30 г. Кызыла.Тема: «Весел...

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от ро...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...

Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...