Опыт работы воспитателя. Тема: «Развитие познавательных и математических способностей детей»
опыты и эксперименты по математике на тему

Горбунова Ольга Дмитриевна

Целенаправленная работа по формированию элементарно-математических представлений, помогает развить у детей познавательные способности.

Внедрение  современных подходов  обучения: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение  детьми проблемных ситуаций способствует овладению детьми  определенными математическими знаниями и умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredovoy_opyt_raboty.docx755.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя.

Тема: «Развитие познавательных  и математических способностей детей»  

 

Актуальность выбранной темы.

Вопросам развития познавательных способностей дошкольников в последнее время уделяется особое внимание. Современный подход к построению  образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту, как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни.

По данным известных отечественных педагогов,  значительным потенциалом в развитии познавательных и умственных способностей  детей являются   математические представления.   Так как математика позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить счету.  Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия,  мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация),  внимания, памяти.

 В настоящее время проблему развития   математических представлений  у дошкольников разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.      

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:

  • социальным заказом по развитию элементарных математических представлений у ребенка – дошкольника с момента дошкольного детства;
  • возможностью совершенствования качества развития элементарных математических представлений  детей,  путем использования  игровых методов и приемов на занятиях по математике.

Полноценное усвоение знаний детьми, формирует математические знания и умения и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие детей. Такое обучение требует специальной организации образовательного процесса. Для этого необходимо не только хорошо знать содержание программы, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими целенаправленно формировать непосредственную образовательную  деятельность.

Поэтому для повышения эффективности обучения и развитию познавательных способностей детей, я обратилась к работам, психологов

( В.З. Давыдов, А.В.Запорожец).

Они объясняют, что на развитие  познания  в большей степени влияет интерес. Так как  знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным  положительным отношением, эмоциями  не становятся полезными. Благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор,  с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития  познавательных способностей: логического мышления, памяти, внимания. Развить познавательный интерес ребенка возможно в деятельности эмоционально принятой детьми такой, как игра. Под влиянием игровой мотивации меняется качество самих знаний, они становятся более полными, яркими, образными, лучше усваиваются.

Все вышесказанное дает основание сделать вывод о том, что формирование  элементарно математических представлений является актуальной задачей умственного воспитания детей дошкольного возраста.

А твердая ориентация на игру, как средство, метод, форму организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников помогает   развить познавательные способности детей.

Теоретическое обоснование опыта.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести  с половиной лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания и представления, чтобы процесс обучения  в школе был более легким.  

Основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения,  что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Как следствие теряется интерес к предмету, появляется страх,  что-то не понять и т.п.  Во время  таких занятий,  дети быстро утомляются,  от однообразия информации  и действий у них теряется познавательный интерес.

  Таким образом, у меня  появилась  необходимость в поиске, обучающего материала  по математике, адаптированного  в соответствии с интересами, потребностями и способностями детей, дающего возможность реализовать творческий потенциал педагога.

Для повышения эффективности обучению я стала искать такие формы организации,  которые не только стимулируют и развивают познавательные  способности детей, но и благоприятно влияют на развитие активности и интереса во время обучения.

Для реализации  цели я выбрала педагогические  технологии следующих исследователей:  Е.И. Щербаковой,  З.А.Михайловой, Т.И. Ерофеевой,

 Е.В Колесниковой.

Авторы считают, что обучение математике должно быть  не  скучным занятием для ребенка и предлагают для этого разнообразные методы и приемы работы, а так же практический материал,  который можно использовать  в обучении детей. 

Содержание занятий, строиться  на взаимосвязи элементарной математической деятельности и игровой включающей в себя элементы: конструирования, моделирования, использования различных дидактических и развивающих игр  обладающих большим потенциалом формирования познавательных способностей  детей.

Поэтому  я решила соединить современные требования  математической подготовки  дошкольников с возможностью максимального использования игровых  методов и приемов, а также  средств занимательной математике.

 В процессе работы перед собой я поставила следующие задачи:

  • Способствовать развитию математических  и познавательных  способностей  детей в ходе занятий.
  • Разработать конспекты  обучающих, игровых, математических занятий.
  •  Выявить эффективность влияния проделанной работы на развитие познавательного интереса к математике.

Реализация опыта.

Для успешного  усвоения материала детьми я выбрала  различные эффективные  методы и средства обучения.

Достижение целей и задач по формированию элементарно-математических представлений; осуществлялось с учетом следующих принципов:

  • Принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, чтобы четко знать развитие мышления конкретного ребенка и обеспечить его дальнейшее развитие.
  • Принцип воспитательного обучения. Характеризуется конкретной и практической работой детей, которая развивает самостоятельность интерес к знаниям, а также стремление к активному их использованию.
  • Принцип доступности. Формируются элементарные, но научно достоверные математические знания.
  • Принцип системности и последовательности. Это логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные умения.
  • Принцип активности и сознательности. Это внимание, сосредоточенность детей во время занятия.
  • Принцип наглядности. Использование различного наглядного материала, чтобы задействовать все анализаторы

Стремилась, чтобы содержание занятий было насыщенным,  но не слишком сложным и не слишком простым. При планировании сочетала задачи из разных блоков программы. При этом логически связывала его отдельные части,  для обеспечения правильного распределения умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.

Методические  основы организации  НОД:

  • учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей 
  • создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
  •  использую большое количество разной  наглядности, материала для практических работ; 
  • широкое использование игровой мотивации; интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
  • смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
  • развивающий характер заданий,

Формы проведения работы:

  • Непосредственно образовательная деятельность: игровые,  интегрированные, сюжетные, проблемно-поисковые, конкурсы, викторины.
  • дидактические игры: словесные, с наглядным материалом с занимательным материалом, логические игры,  упражнения,  игры-головоломки, конструирование и моделирование.

Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей на занятии. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно было вызвать и поддерживать на протяжении всего занятия у дошкольника интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность занятий, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.

Для поддержания интереса и активности  я использовала  наглядный и раздаточный материал: таблицы, схемы, плоскостные изображения, объемные предметы, игрушки, геометрические фигуры, природный материал. 

Хорошим средством развития познавательных   способностей является использование рабочих тетрадей.

 В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей,  вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.

Весь наглядный материал эстетично и красочно оформлен, поэтому вызывает у детей желание работать, а также выполняет различные функции.

Функции наглядного материала:

  • реализуют принцип наглядности;
  • адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;
  • помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;
  •  способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от  материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;
  • дают возможность воспитателю организовывать  познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;
  • увеличивают объем самостоятельной  познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне занятий;
  •  расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Таким образом, средства наглядности выполняют важные функции: в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений.

Также во время НОД широко применяла: игровые методы и приемы, проблемно-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы. Использовала   метод активного обучения, где ребенок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. С этой целью  я вводила  знакомые детям по  книгам и мультфильмам  сказочные, игровые персонажи, т.к.  они являются элементом субкультуры детей. Перед детьми либо игровым персонажем возникает проблемная ситуация, которую помогают решить дети. Игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, а практические действия с наглядным материалом помогают лучше усвоить программный материал и вызвать интерес.

 Помогая героям выполнять задания  ( которые  они приносят с собой детям, в виде небольших сувениров, картинок-раскрасок, геометрических фигур, разнообразных эмблем, медалей), дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

  Все части  такой образовательной деятельности  взаимосвязаны между собой одним сюжетом.

Это помогает сохранить интерес, вызвать заинтересованность, познавательную активность.  Организация детей во время НОД подвижная и меняется в зависимости от деятельности детей.           

Детям нравятся занятия в форме сказочных сюжетов, путешествий и т.д.

Сюжет сказки, помогает созданию проблемной ситуации, а ребенок, стремясь вмешаться и повлиять на нее, становится ее участником, что способствует эффективности обучения. В процессе них у детей развивается мышление, речевая активность, ведь ребенку нужно обдумать, высказать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Особое место в работе уделяла интегрированной образовательной деятельности, где  задания вплетаются, и интегрируется с другими областями в различную деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается речь, математические  и конструктивные способности,  знания об окружающем и.д. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту специалистов: учителя- логопеда, музыкального работника, психолога, инструктора по ФИЗО и т.д.  Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.  Интегрированная образовательная деятельность позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности.  Он развивает  не только математические знания и умения, а также фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.  Большой плюс интегрированной образовательной деятельности в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры.

Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические развлечения, квесты. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности, а удовлетворение, которое они испытывают от занятия умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.

С помощью математических конкурсов можно решить целый ряд  важных задач обучения:

  • закреплять, уточнять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах
  • учить применять приобретенные знания в измененных игровых или жизненных ситуациях;
  • развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;
  • формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;
  • развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память;
  • активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.

Математические конкурсы я планирую и провожу один раз в квартал на основе разнообразного занимательного математического материала: дидактических и подвижных игр, упражнений с предметами и игрушками, словестных игр, загадок, считалок, задач-шуток, стихов и т.д.

Использование фольклора создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Материал подбираю с учетом уровня развития детей, их знаний и умений,  приобретенных в процессе обучения на занятиях, а также интереса к различным видам математической деятельности.

Вначале математического конкурса провожу разминку (умственная гимнастика), цель которой - «собрать» внимание детей, настроить их на решение познавательных задач. В качестве разминки хорошо предложить несложные задачи, загадки, логические упражнения. Они оживляют занятие, побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ. Владение объяснительной  и доказательной речью пригодится ребенку в жизни.

В ходе конкурса использую различные варианты доступного детям занимательного математического материала, предусматриваю смену умственной и двигательной активности, коллективного и индивидуального выполнения заданий, работа с использованием наглядного материала и без него, различные виды детской активности. Трудный материал чередуется с более легким.

Музыкальное сопровождение конкурса придает ему положительную эмоциональную окраску, поднимает настроение участников и болельщиков.

Дети особенно любят соревнования, конкурсы на определенную тему  связанные единым сюжетом, например: «Путешествие по математическим островам»,   «Космический полет» и т.д.

Сохраняя тему, сюжет конкурса, можно усложнять или упрощать задания в зависимости от уровня развития детей, их знаний и умений.

Таким образом, опираясь на концептуальные подходы и  принимая во внимание особенности развития детей,  я разработала  и  апробировала ряд развивающих занятий по математике. Которые помогли укрепить и развить познавательные интересы дошкольников, а также сделать содержание  обучения богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности детей более разнообразными, творческими, продуктивными.

Результаты  реализации  работы.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития познавательных способностей  на занятиях по  формированию элементарных математических представлений, я получила хорошие результаты, а именно:

1. По результатам опрос диагностики 80% детей справились с заданием на достаточно высоком уровне; 75% детей выделили математику в разряд одного  из любимых занятий (опрос)

2.  Была отмечена большая активность детей на занятиях, в том числе детей с дефицитом внимания.

3. Дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия.

4. Стали выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций, доказывать их.

5. Расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей

6. У детей  развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление

7. Используя, средства занимательной математике дети с интересом занимаются, лучше запоминают, эмоционально вовлечены в занятие

8. Дети чаще стали использовать в самостоятельной деятельности игры с математическим содержанием.

Мониторинг формирования элементарных математических представлений.

Вывод: из результатов мониторинга можно судить об эффективности проведенной работы

в 2012 – 2013 дети показали следующие результаты:

из 26 общего количества детей

высокий уровень развития показали  4 воспитанника, что составило  15 %

средний уровень развития показали 15 воспитанников, что составило 58 %

низкий уровень развития показали 6 воспитанников, что составило 27 %

в 2013 – 2014 воспитанники показали следующие результаты:

из 26 общего количества детей

высокий уровень развития показали 7 воспитанников, что составило   27 %

средний уровень развития показали 14 воспитанников, что составило 54 %

низкий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 19 %

в 2014 – 2015 воспитанники показали следующие результаты:

из 26 общего количества детей

высокий уровень развития показали  6 воспитанников, что составило  23 %

средний уровень развития показали 20 воспитанников, что составило 77 %

 

Из этого следует, что целенаправленная работа по формированию элементарно-математических представлений, помогает развить у детей познавательные способности.

Внедрение  современных подходов  обучения: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение  детьми проблемных ситуаций способствует овладению детьми  определенными математическими знаниями и умениями.

Библиографический  список

1.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

2.Колесникова Е.В. «Математика для дошкольников 5-6 лет» (Сценарии учебно-игровых занятий) ООО «Гном-пресс», 1999.

3.Арапова-Пискарева Н.А. Развитие элементарных математических представлений.- М. Мозаика-Синтез,2005.

4.Волина. В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) -

М.: Знание,1993.

5.Юзбекова.Е.А. Ступеньки творчества.- М.,ЛИНКА-ПРЕСС., 2006.

6.Метлина Л.С. Математика в детском саду.- М., 1984.

7.Михайлова.З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: М Просвящение,1990.

8.Попова Г.П., В.И. Усачева Занимательная математика. – Волгоград: Учитель, 2006.

9.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.

М.А.Васильевой, В.В Гербовой, Т.С.Комаровой. М., 2005.

10.Никитин Б.П., Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- М.,1999.

11. Тарабарина Т.И. Елкина Н.В. « И учеба и игра: математика» Ярославль, 1997.

12.Шевелев К.В. «Дошкольная математика в играх» М. Мозаика –Синтез,2005.

13. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников» Москва «Просвещение» 1997.

14. Доронова Т.Н. «Из ДОУ- в школу» Линка- Пресс  Москва, 2007.

15.Помораева И.А. , Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений» М. Мозаика- Синтез, 2008.

16. Новикова «Математика в детском саду» М.Мозаика- Синтез, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...

Опыт работы воспитателя Тема: Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детейстаршего дошкольного возраста.  Актуальность моего опыта я вижу в том, что: пред...

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...

Опыт работы по теме «Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»

Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкал...