Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Измерение объёма жидких веществ»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Снигирева Валентина Александровна

     Конспект  НОД: «Измерение объёма жидких веществ».

Цель:

Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10, свойства геометрических фигур.

Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.

Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок

Оборудование: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx329.18 КБ

Предварительный просмотр:

     Конспект  НОД: «Измерение объёма жидких веществ».

Цель:

Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10, свойства геометрических фигур.

Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.

Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок

Оборудование: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.

План занятия:

Элементы занятия

Время

Продолжительность, мин.

1. Организационный момент.

1

2. Постановка цели и задач занятия.

1

3. Изучение нового материала.

15

4. Физкультминутка.

5

5. Повторение ранее изученного материала.

5

6. Подведение итога занятия.

3

Итого 30 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Методическое обоснование и самоанализ

1.

Предлагает детям сесть на стулья;

раздаёт раздаточный материал;

приветствует детей

Садятся на стульчики;

слушают воспитателя;

настраиваются на работу.

Словесный метод, учитывать, с каким настроением пришёл каждый из детей.

2.

Воспитатель входит с коробкой.

- Сегодня на занятие я пришла с посылкой! Давайте откроем её,

посмотрим что там? Ага! Письмо от кота Леопольда! Он прислал свой портрет. http://otvet.imgsmail.ru/download/f3f1b4a908c7ed7949a4f4b249331c8f_i-426.jpg

Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаёт письмо и читает.

-Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Леопольду?

Слушают воспитателя;

проявляют

заинтересованность;

настраиваются на работу;

- Да!

Сюрпризный момент: заинтересовывает детей, активизирует детей к деятельности (помочь).

3..

Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.

http://bokaloff.ru/images/detailed/0/760005213126336064e3d330648086.jpg http://andi.md/image/data/Posuda/Grafini/20.jpg

- Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?

- Чем отличаются друг от друга кувшины?

Воспитатель помогает уточнить.

- Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.

Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.

- В какой кувшин вошло больше воды?

- А что нужно сделать, чтобы узнать?

- Чем будем измерять?

Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:

— Посчитаем, сколько стаканов получилось.

- Что же мы ответим Леопольду?

Воспитатель напоминает вопрос.

Воспитатель достаёт из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит:

http://www.spidernfsoft.ru/badfood/food44.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/245/93245442_1.jpg http://i00.i.aliimg.com/photo/v2/652513602/decal_glass_milk_bottle_set.jpg

- Второй вопрос от Леопольда: Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.

Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:

- Это литровая банка и помещается сюда литр воды.

Воспитатель заполняет её водой и говорит:

-Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?

-Верно!

Воспитатель достаёт две пол-литровые банки и говорит:

- В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?

Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаёт детям вопросы:

- Алёша, повтори, что ты сейчас сделал?

- Что мы узнали?

- Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!

Воспитатель:

- А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?

- Что надо сделать?

- Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.

Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:

- В литр помещается пять стаканов!

Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.

Давайте решим с вами, что напишем Леопольду?

Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.

- Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр — это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.

А давайте Леопольду отправим литровую и пол-литровую банки.

Дети высказывают свои предположения.

Дети дают характеристику предметов.

-Не знаем.

- Измерить!

Стаканами! 

(Дети видят, что на подносе много)

Дети начинают выполнять практическую деятельность, проявляется интерес к познанию через действие.

Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану.

Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.

- Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов!

Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.

Дети отвечают:

- Сока в обоих кувшинах будет одинаково.

Дети с интересом рассматривают 

банку.

Дети следят за действием воспитателя.

- Половина этой воды.

-Да!

-Измерить!

Дети высказывают свои предложения.

Формы:

коллективная и групповая.

Методы:

Практические, словесный, наглядный.

Дидактические задачи:

Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра.

Развивающие задачи:

Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.

Развивается общение детей между собой, уважительные отношения друг к другу.

4.

Воспитатель:

- Давайте отдохнём. Физкультминутка. Поиграем в мяч.

Далее воспитатель, бросая мяч, задает вопросы детям:

- Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6.

- Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д.

Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке.

Форма:

Коллективная.

Приёмы: игровой, вопросы детям;

Дидактическая задача:

Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10

5.

После окончания игры, воспитатель:

-А вы помните, что у Леопольда день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить аппликации.

Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развития. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/10/112/273/112273878_qeJ7PVEM6_I.jpg

http://luntiki.ru/uploads/images/b/3/1/5/86/9e24d590a5.jpg

http://cdn1.imgbb.ru/user/145/1457421/201503/5298438b6eea30163a89db7dc3e7462b.jpg

Во время работы воспитатель контролирует работу детей . В заключении, каждая группа детей свою работу должна положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали.

Дети работают в группах. 

Аппликации разноуровневого характера.

В заключении,

каждая группа детей свою работу должна

положить в посылку, но при этом назвать, сколько каких фигур они использовали.

Форма:

Дифференцирован-

ная.

В первую группу входят дети, которые имеют низкий уровень математического развития, работают с первой картинкой. В ней меньшее количество геометрических

фигур.

Во вторую группу объединены дети, имеющие средний уровень математических способностей. В третью группу входят дети, имеющие высокий уровень.

Методы: словесный

(инструкция); практический (продуктивная деятельность).

Дидактическая задача:

Повторить свойства геометрических фигур.

Воспитательные задачи:

Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.

6.

Воспитатель:

- Ну, ребята, на вопросы Леопольда мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу!

По мере возможности дети помогают убрать оборудование

Методы: словесный (беседа).

Связь с трудовой деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по математике "Измерение объёма жидких веществ."

Цель:показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки.Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы п...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада № 91 «Измерение объёма жидких веществ».

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)в подготовительной группе детского сада № 91«Измерение объёма жидких веществ...

Конспект Организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Измерение объема жидких веществ»

Конспект Организованной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. «Измерение объема жидких веществ»     Воспитатель: Стёпкина Н.А.Тема: «Каникулы&ra...

Измерение объёма жидких веществ

          Тема: «Измерение объёма жидких веществ» Цель: показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада на тему: «Измерение объёма жидких веществ».Конкурс "Воспитатель года 2022".

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада на тему: «Измерение объёма...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Измерение»

Цель:Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах девяти; составлять фигуры из треугольников; развивать мышление....