Методическая разработка Конспект НОД в средней группе «Путешествие на планету Железяка».
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Белоусова Людмила Евгеньевна

Использование развивающего пособия палочек Кюизенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе с использованием развивающего пособия палочек Кюизенера «Путешествие на планету Железяка».

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; физическое развитие.

Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством палочек Кюизенера.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве на плоскости;
  • Закрепить знания детей о составе числа 5.
  • Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у детей умений разными способами располагать части, составляющие фигуру – силуэт, ориентируясь на образец;
  • Содействовать развитию способностей классифицировать предметы и выделять из данной совокупности предмет, отличающийся какими – либо признаками (размер, цвет);
  • Способствовать совершенствованию точности движения руки.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружелюбие, отзывчивость;
  • Воспитывать умение работать в команде, чувство сотрудничества.

Материал и оборудование: Палочки Кюизенера – по количеству детей; геометрические фигуры (квадрат белого цвета и круг жёлтого цвета); образец – схема для построения ракеты и «домов»; Интерактивная доска.

Предварительная работа: Презентация «Первый полет человека в космос», чтение худ. литературы о космосе.

Ход НОД.

1. Организационный момент. Постановка задач.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мне пришло письмо из далёкого космоса. Роботы с планеты Железяка просят нашей помощи, в планету врезался огромный астероид. На планете серьёзные разрушения. Я предлагаю незамедлительно отправится туда и помочь привести планету в порядок! Мы им поможем?

Ответы детей: Да!

2. Мотивация. Построение из палочек Кюизенера ракеты.

Воспитатель: - На чем мы полетим, вы сейчас должны отгадать.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (Ракета)

Воспитатель: Правильно, мы с вами полетим в космос на ракете, но, чтобы туда добраться нам нужно её построить, схема для неё прилагается. Строить её мы будем с помощью палочек Кюизенера, коробки стоят в верхнем левом углу, а строить будем в правом верхнем углу стола. Приступаем! (предлагается схема ракеты для палочек Кюизенера (на интерактивной доске) и дети строят по образцу -схеме). Молодцы, отличные ракеты у вас получились, вы быстро справились! А теперь в путь!

Видео «старт ракеты

3. Основная часть. Построение цифрового ряда.

Воспитатель: - А вот и планета Железяка! Приземляемся! Я вижу капсулу, а в ней письмо и сейчас я вам его зачитаю: «Мы, роботы, стояли в числовой цепочке, а при столкновении с астероидом звенья цепочки рассыпались. Помогите нам встать по порядку». Дети внимательно рассмотрите номера роботов и скажите, кто из них будет стоять первым. Поднимаем руки, кто знает?

(Дети поднимают руки и выходят один ребенок к доске)

Воспитатель: - Поставь, пожалуйста, робота в числовой ряд

(Дети выходят по очереди и составляют цифровой ряд от 0 до 5).

Затем выходит другой ребенок и ставит оставшихся роботов по порядку: 6, 7, 8, 9.

Воспитатель: - У нас получился цифровой ряд. А сколько всего цифр?

Ответы детей (Всего 10 цифр)

Работа над составом числа 5. Построение дома из палочек Кюизенера в форме квадрата.

Воспитатель: - Роботов мы построили по порядку, а теперь нам надо помочь роботам восстановить их дома. Для этого нам снова понадобятся наши любимые палочки Кюизенера. У вас на столах лежат геометрические фигуры (квадрат со стороной 5 см и круг). Возьмите геометрическую фигуру белого цвета и положите в центр стола. Как она называется? (Квадрат). Напоминаю, что у квадрата все стороны равны и все углы – прямые. Подберите палочку по длине равную стороне квадрата и поставьте в верхней части квадрата. Давайте вспомним, какому числу соответствует эта палочка? (Показ жёлтой палочки)

Дети: Эта палочка соответствует числу 5.

Воспитатель: - А вот эта палочка, какому числу соответствует? (показ белой палочки)

Дети: Эта палочка соответствует числу 1.

Воспитатель: - А теперь под жёлтой палочкой поставьте столько палочек-единичек, чтобы по длине они совпали.

Воспитатель: - Сколько палочек - единичек вы взяли?

Ответы детей (5).

Воспитатель: - Давайте вспомним состав числа 5. (5 – это 1, 1, 1, 1 и 1).

Воспитатель: - Возьмите розовую палочку, какому числу она соответствует?

Дети: Розовая палочка соответствует числу 2.

Воспитатель: - Построим следующий ряд под белыми палочками.

Воспитатель: -  Какую ещё нужно добавить палочку, чтобы по длине ряд совпал с рядом из белых палочек?

Дети: Нужно добавить голубую палочку.

Воспитатель: - Какому числу соответствует голубая палочка?

Ответы детей (3)

Воспитатель: - Добавляем. Назовите состав числа 5 теперь.

Ответы детей: 5 – это 2 и 3.

Воспитатель: - Возьмите голубую палочку и поставьте под розовой палочкой.

Воспитатель: - Какую ещё нужно добавить палочку, чтобы по длине ряд совпал с предыдущим рядом?

Ответы детей: розовую.

Воспитатель: -  Назовите состав числа 5.

Дети: 5 – это 3 и 2.

Воспитатель: - Возьмите палочку красного цвета. Давайте вспомним, какому числу она соответствует

Ответы детей (4)

Воспитатель: - Какую ещё нужно добавить палочку, чтобы получить число 5? Ответы детей (белую).

Воспитатель: - И сейчас назовём состав числа 5.

Ответы детей: 5 – это 4 и 1.

Воспитатель: - Дом мы построили, но чего же у него не хватает?

Ответы детей (Крыши).

Воспитатель: -  Правильно, а теперь составьте крышу из палочек жёлтого цвета, соответствующие числу 5. На какую геометрическую фигуру похожа крыша?

Ответы детей: Она похожа на геометрическую фигуру треугольник.

Воспитатель: - Этот дом не простой, с помощью него мы повторили состав числа 5. Но мы с вами так устали и сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Релаксационная пауза. Физкультминутка «Космос».

Один, два, три, четыре, пять,    (ходьба на месте)

В космос мы летим опять.         (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,                 (подпрыгнуть)

долетаю до Луны.                       (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,                    (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.              (ходьба на месте)

Конструирование из палочек Кюизенера, по задуманному сюжету, соблюдая ориентировку и композиционное расположение предметов.

Воспитатель: - Дети у вас на столах лежит ещё одна геометрическая фигура желтого цвета. Что это за фигура?

Ответы детей: Это геометрическая фигура - круг

Воспитатель: - Как вы думаете, на что она похожа?

Ответы детей (колесо, блюдце)

Воспитатель: - А мне она напоминает наше любимое солнышко. Я предлагаю вам взять эту геометрическую фигуру и построить для жителей планеты Железяка солнышко, добавив к нему лучики. Солнышко вы разместите над крышей вашего дома. Лучиками для солнышка послужат наши волшебные палочки.

Воспитатель: - Возьмите палочки желтого цвета и разместите их вдоль всего круга (дети выполняют задание).

Воспитатель: - Я смотрю у ваших солнышек разное количество лучиков. Воспитатель поочередно подходит к детям и вместе с ними считает сколько у них получилось лучиков?

Воспитатель: - Ваши построенные дома уже переместились на планету Железяка, и солнышко над ними уже светит.

Воспитатель: - А чего же еще не хватает?

Ответы детей.

Воспитатель: - Предлагаю озеленить эту планету и построить деревья, кустарники, цветы (дети возводят постройки под музыку).

Воспитатель: - Ребята, вы отлично справились, смотрите, какая красивая стала планета Железяка. Но нам пора отправляться в путь, жители планеты благодарят вас за помощь. Давайте попрощаемся с нашими друзьями-роботами и вернёмся на нашу прекрасную планету.

Полетели! (запуск ракеты, на доске)

6. Рефлексия. Оценка своих действий детьми. Оценка воспитателем активности работы воспитанниками на разных этапах занятия

Воспитатель: - Вот мы снова и дома. Ребята, где же мы с вами побывали? Кому помогали? Чем мы занимались на планете Железяка?

Строив дома для роботов, мы повторила состав какого числа? Для вас это было сложно?

Воспитатель: - Молодцы, вы справились со всеми заданиями и помогли восстановить планету.

На первом этапе необходимо было построить ракету по образцу и у всех вас это отлично получилось, потому что вы были внимательны и четко следовали образцу.

Но мне очень понравилось, как вы украсили планету роботов, построив на ней солнышко, деревья, цветы и даже птиц. Вы настоящие волшебники!

Воспитатель: - Спасибо ребята, за вашу помощь! Мы еще не раз посетим эту планету!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – экспериментирования с бумагой в средней группе «Путешествие на Бумажную планету»

экспериментирования с бумагой в средней  группе по программе Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А..Васильевой "От рождения до школы"...

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Методическая разработка занятия для детей средней группы «Путешествие по стране безопасности!» на конкурс по противопожарной безопасности «Неопалимая купина»

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благо...

Методическая разработка конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну роботов»

Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество – STEM...

Методическая разработка. Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в мир вежливости и доброты".

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в мир вежливости и доброты"....

Методическая разработка конспекта развлечения в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Методическая разработка конспекта развлечения в старшей группе «Путешествие в страну сказок».Цель: активизировать творческую деятельность детей с помощью знаний, полученных из сказок....