Современные подходы к организации математического развития дошкольников
статья по математике на тему

Федорова Светлана Николаевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей имени Г.Ф.Атякшева» (дошкольные группы)

«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»

                                                                               

Подготовила:  воспитатель

1 квалификационной категории

Федорова С.Н.

Город Югорск, 2017

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников математике отводится важное место в образовательном процессе. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризацию, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Тем самым преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья.

В  2015-2016 учебном году в нашем ДОУ продолжается  работа по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр  и созданию  развивающей предметно-пространственной среды  по формированию математических представлений в соответствии с ФГОС ДО.  

Математическое развитие не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. Опираясь на педагогический опыт, можно с уверенностью сказать, что предметно развивающая среда в группе является эффективным средством для решения проблемы по формированию элементарных математических представлений. Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Таким образом, проблема создания предметно-развивающей среды в группе, с целью формирования элементарных математических представлений актуальна для нашего детского сада.  Особое внимание уделяется  насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Так, в  нашем детском саду были приобретены различные современные развивающие игры: сюжетный конструктор «Город», «Замок», конструктор ТИКО, математический планшет, логические пирамидки, деревянные строительные конструкторы «Томик», интерактивный стол, песочные столы, ЛЕГО - столы. В каждой группе есть интерактивные доски, которые помогают разнообразить деятельность педагога и детей, есть доступ для выхода в Интернет, что тоже немаловажно. Благодаря мультимедийному способу подачи информации во время индивидуальных занятий  достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.

Конструирование

   Инструментом развития математических  и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО» - конструктором для плоскостного и объёмного моделирования. В нашем дошкольном учреждении  педагоги, увлечённо работая с конструктором «ТИКО», открыли его большие возможности для математического развития  детей, начиная уже с младшего возраста. В игре с конструктором ребёнок запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники – равносторонние, остроугольные, прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции и др.

Дети учатся моделировать предметы окружающего мира и приобретают социальный опыт.  Большое внимание уделяется использованию деревянного конструктора — это удобный дидактический материал, который тоже широко используется на занятиях. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше - меньше», «выше - ниже», «шире -уже».

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада  занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических  пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок.

ЛЕГО

В 2016 году  наш  детский сад  приобрел  конструктор перворобот LEGO (Шаг 1) для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он  предназначен для сборки и программирования простых ЛЕГО - моделей, которые подключаются к компьютеру. В основе конструктора — детали –кирпичи, с которыми современные дети, как правило, знакомятся очень рано. К ним добавлены датчики и USB-коммутатор для подключения к компьютеру и оживления создаваемых конструкций. Поэтому в группы были закуплены ноутбуки и установлены соответствующие программы. Из конструктора можно создавать разные модели, как по инструкциям Lego, так и придумывая самостоятельно. В детском саду (в этом году) запущена платная услуга по робототехнике, которая пользуется спросом у детей старшего дошкольного возраста. Для детей среднего дошкольного возраста ведётся кружковая работа по ЛЕГО конструированию. ЛЕГО конструирование положительно влияет на математическое развитие ребенка. Это проявляется в том, что ребенок приобретает некие математические знания и умения (обучается счету, овладевает эталонами цвета, овладевает мыслительными операциями сравнения, синтеза, анализа, моделирования и овладевает навыками измерения, ребенок знакомится с геометрическими фигурами).

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а так же уделяют внимание  формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.  

Так, в рамках  «Концепции развития математического образования в Ханты – Мансийском автономном округе - Югра» в 2015 году в нашем ДОУ стартовал региональный проект «Математический знайка», направленный на формирование стойкого интереса детей к исследовательской и творческой деятельности. В рамках проекта было проведено  много мероприятий (проведены тематические недели по математике, мастер-классы для педагогов и родителей, творческие выставки, Шахматный турнир), направленных на развитие математических способностей воспитанников. Ребята принимали участие в дистанционных олимпиадах по математике, в конкурсах разного уровня. В рамках проекта воспитанница старшей группы заняла 2 место в городской научно-практической конференции обучающихся «Наука. Природа. Человек. Общество» (исследовательский проект «Зачем повару математика»). В данный момент этот проект участвует в очном этапе Всероссийского  конкурса  «Серебрянная Сова», который проходит в г. Сургуте.

 Итоговым мероприятием по реализации проекта  «Математический Знайка» стало участие в  городском фестивальном движении педагогических идей и инноваций в области образования «Педагогические практики под знаком ФГОС» (апрель, 2016), в рамках которого был проведен мини-фестиваль по Лего конструированию «Лего – это мир фантазий», «Шахматный бал», математическая  игра «Как помочь Математическому Знайке?»

Таким образом, исходя из выше сказанного  Задача взрослого – это поддержать интерес ребенка! Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок  активно и увлеченно занимался, чего мы и пытаемся достичь в нашем учреждении.  В этом году мы реализуем порциальную программу «Игралочка» под редакцией Л.Г.Петерсона и Е.Е.Кочемасовой. Уже два года подряд в нашем детском саду работает кружок «Юный Шахматист», где совместно с педагогом ДЮЦ «Прометей» воспитанники постигают азы   шахматного образования. Результатом работы являются положительные выступления детей в городском фестивале – конкурсе  «Юный шахматист». Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом  они считают, складывают, вычитают, решают логические задачи, занимаются проектированием.  Таким примером может служить кружок, работающий в нашем детском саду «Физика для дошкольников», где дети через игру, через экспериментирование узнают много новых и интересных фактов. В том году, ребята подготовительной группы создали открытку ветерану и сделали её светодиодной. Данный проект был представлен на городском конкурсе «Я – исследователь», где был отмечен членами жюри.

Взаимодействие с родителями. Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду используем такие формы работы с семьёй: консультации, оформление папок – передвижек, проведение математических развлечений, мастер – классов на темы «Логико – математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста».  В группах родители изготовили вместе  с детьми мини-книжки сказок на математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат", математические альбомы Математика – царица наук» и другие. Педагогами   разработаны брошюры с заданиями по развитию логического мышления дошкольников; буклеты      «Математические игры с ребенком дома», «Математика для развития Вашего ребенка»  для закрепления математических представлений с детьми дома.

Кадры

     Качество педагогической деятельности по использованию современных средств для формирования математических представлений  главным образом зависит от квалифицированных педагогов. В связи с этим,  некоторые педагоги нашего дошкольного учреждения прошли обучение по программе «Развитие технического творчества в образовательной организации в условиях ФГОС» .  Активно участвуют педагоги в семинарах, семинарах- практикумах, проводимых в ДОУ на темы: «Организация и проведение работы по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр», «Особенности организации математических игр в дошкольном возрасте»; международных сетевых семинарах «Дошкольное образование: опыт Италии», где педагоги обменивались опытом по ТИКО конструированию  а также в вебинарах, которые организуют ФГАУ "ФИРО" и журнал "Обруч", такие как  «Как подготовить дошкольника к решению арифметических задач», «Геометрическая пропедевтика в современном ДОУ» и другие.

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Сообщение из опыта работы«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математи...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

Современный подход к логико - математическому развитию дошкольников

    Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навык...

Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Согласно концепции развития математического образования Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего возраста и дошкольного возраста в...

Семинар-практикум на тему: «Современный подход к логико-математическому развитию дошкольников»

Цель:Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и организованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников.Задачи:- Формиро...