Конспект НОД по ФЭМП «В поисках клада»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Шестакова Мария Владимировна

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

 «В поисках клада»

 с использованием логических блоков Дьенеша

(подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_poiskah_klada.docx168.89 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка»

НОД по формированию элементарных математических представлений

 «В поисках клада»

 с использованием логических блоков Дьенеша

(подготовительная группа)

Шестакова Мария Владимировна,

воспитатель первой квалификационной  категории

г. Котлас

2017 год

Пояснительная записка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка» реализует основную образовательную программу, разработанную в соответствии с ФГОС ДО на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования с учётом специфики авторской образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В.

Актуальность методической разработки заключается в том, что тема занятия направлена на развитие логико-математических представлений дошкольников. Это создает условия для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольника. 

Введение.

Занятие для детей подготовительной группы составлено в соответствии с основной образовательной программой, реализуемой в ДОУ. Представленный конспект является авторской разработкой.

Продолжительность занятия 25 минут.

Тема: НОД по формированию элементарных математических представлений «В поисках клада» с использованием логических блоков Дьенеша.

Цель: развитие логико-математических представлений дошкольников

Задачи.

1. Упражнять детей в счете до 10; закрепить знания детей о составе чисел в пределах 10 из двух меньших, в решении задач, в ориентировке на листе бумаги.

2. Развивать умение декодировать информацию, выделять свойства предметов; классифицировать предметы по трем свойствам; способствовать развитию речевой деятельности (высказывания суждений, доказательства); коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослым.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности, самостоятельность, умение действовать по предложенному плану.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

- практический (демонстрация навыков и умений, выполнение математических заданий),

- наглядный (рассматривание карты, схем),

- словесный (ответы на вопросы, ситуационный разговор, диалог),

- игровой (игровая мотивация, элементы сюжетно-ролевой игры).

Использование игровой ситуации позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей.  На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация.

Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Данную методическую разработку могут применить в своей работе педагоги, которые используют блоки Дьенеша в формировании логико-математических представлений дошкольников.

Оборудование: логические блоки Дьенеша; бутылка, карта с намеченным курсом, силуэты ведерок и рыбок, 3 обруча, кодовые карточки, карточки-схемы кораблей, рабочие листы «соедини по точкам», карандаши, сундук.

Прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков

открытого занятия по формированию элементарных математических представлений

 

Ожидаемые результаты

Предполагаемые риски

Дети активны, каждый ребенок включен в работу

Дети не активны, малоинициативны

У детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия

Дети отвлекаются, шумят, внимание не устойчиво

Дети демонстрируют умения составлять числа в пределах 10 из двух меньших

Дети не знают состав чисел в пределах 10 из двух меньших.

Дети классифицируют предметы по трем свойствам, декодируют информацию.

Дети затрудняются в классификации предметов по трем свойствам и декодировании информации.

Воспитатель учитывает при совместной работе зону ближайшего развития ребенка, осуществляя индивидуальный подход с учетом уровня его особенностей (темп речи, внимание)

Воспитатель придерживается своего темпа ведения занятия: торопит детей, индивидуальный подход отсутствует

Эмоциональный уровень занятия удовлетворителен

Эмоциональный уровень занятия неудовлетворителен

 

Основная часть.

Структурные этапы

Дидактические задачи

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

воспитатель

дети

1. Вводная часть.

1.1. Организационный момент

Создать эмоциональный настрой.

Воспитатель говорит:

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня здесь гостей! Давайте поприветствуем их.

Дети приветствуют гостей.  

Создаётся атмосфера эмоционального комфорта.

1.2.Создание игровой ситуации (мотивация)

Стимулировать интерес к образовательной деятельности

-Ребята, как в группе красиво. Ой, а что это такое?

- Откуда она могла к нам попасть?

- Возможно,  бутылка из моря.

-Интересно,  что же там внутри? Как вы думаете?

(Воспитатель открывает бутылку, достает карту, показывает детям)

-Ребята, что здесь нарисовано?

-А с обратной стороны что-то написано.

(воспитатель читает «Дорогие ребята, это карта, с помощью которой можно найти клад. Если вы не собьетесь с пути и правильно выполните все задания, то в конце путешествия вас ожидает сюрприз.»)

-Скажите, а как называют людей, которые ищут клады?

-Какими качествами должны обладать кладоискатели? (храбрыми, смелыми, ловкими, ничего не бояться, а главное внимательно слушать и запоминать)

- А в вашей группе такие ребята? Вы согласны отправиться в путешествие на поиски клада.

Дети обращают внимание на бутылку.

Дети высказывают свои предположения. Обращают внимание на внешний вид бутылки.

Ответы детей.

Дети дают ответы (море, острова).

Слушают послание.

Ответы детей.

Дети заинтересованы темой образовательной деятельности

2. Основная часть.

2.1. Графический диктант «Кораблик»

Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги

Воспитатель задает вопрос:

-Ребята, как вы думаете,  на чем можем отправиться в морское путешествие?

- А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, когда выполните следующее задание. Воспитатель проводит графический диктант.

Воспитатель подводит итог выполнения задания:

- Ребята, что у вас получилось?

- Молодцы, у всех получились парусники! Вот теперь мы сможем смело отправиться на поиски клада.

- Давайте посмотрим на карту, на какой остров мы отправимся сначала?

- Поднять паруса, полный вперёд!

Дети перечисляют.

Дети проходят за столы, выполняют задание.

Дети отвечают.

Читающие дети могут прочитать «Остров Таинственный».

Дети выходят из-за столов.

Дети демонстрируют навык ориентировки на листе бумаги.

2.2. Игра «Три обруча»

Развивать умение классифицировать предметы по трём свойствам, способствовать развитию речевой деятельности

- Ребята, посмотрите в бинокль.

- Прямо по курсу остров, но он совершенно пустой. Чем же его можно украсить?

Ребята, посмотрите, здесь 3 клумбы. Хотите украсить остров? Выберите клумбу, на  которую вы бы хотели посадить цветы.

Воспитатель дает инструкцию детям по использованию блоков Дьенеша.

По окончании игры воспитатель подводит итог:

- Какие фигуры лежат внутри красного обруча?

- Какие фигуры лежат внутри синего обруча?

- Какие фигуры лежат внутри желтого обруча?

- Какие фигуры лежат внутри красного и желтого обручей, внутри красного и синего обручей, синего и жёлтого обручей?

- Какие фигуры лежат внутри красного, синего и желтого обручей?

Ребята, мы украсили остров цветами, пора продолжать поиски клада.

Дети имитируют бинокли с помощью рук.

Дети предлагают.

Дети классифицируют блоки - «садят цветы» и объясняют свой выбор (работа в группах).

Дети демонстрируют умение классифицировать предметы по трём свойствам. Дети рассуждают, доказывают.

2.3. Физкультминутка «Кораблик»

Снять мышечное напряжение.

Создает условия для смены статической позы детей, проговаривает тест физкультминутки и показывает движения (звучит фонограмма «Шум прибоя»):

- Ребята, посмотрите, какое хмурое небо, сильный ветер и дождь! Кажется, начинается шторм! Давайте спустимся в каюты и переждем бурю. А чтобы нам не было скучно, мы немножко подвигаемся!

Ветер по морю гуляет  (Руки наверху раскачиваем, ноги по очереди сгибаем)

И кораблик подгоняет    (Дуем)

Он бежит себе в волнах                                                       на раздутых парусах.   (Руки на пояс и легким бегом)

Начался вдруг сильный шторм,                        Прогремел на небе гром   (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками)

Наш кораблик закачался,  (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто        сейчас упадем)                                                                               Вверх с волной сперва умчался,  (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)

А потом упал он вниз.  (Сели)

Вверх-вниз, вверх-вниз.  (Приседаем)

Шторм прекратился.

Дети выполняют игровые упражнения, расслабляют мышцы.

Дети расслабляют мышцы.

2.4. Игра «Отремонтируй парусник»

Развивать умение декодировать информацию

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, во время шторма наш парусник наскочил на риф и получил пробоины. Надо срочно их устранить, а то – беда!

Пробоину можно закрыть только определенной фигурой, а какой, вам подскажет карточка (дети выбирают карточку со свойствами фигуры, которой можно закрыть пробоину)

- А теперь поменяйтесь парусниками и проверьте друг у друга, правильно ли подобрал фигуру каждый из вас.

Ребята, парусники отремонтированы, продолжим наш путь.

Дети садятся за столы и выполняют задание на своих рабочих листах с изображением парусника.

Дети проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Дети демонстрируют умение декодировать информацию.

2.5.Составь и реши задачу.

Закрепить умение решать задачи

Воспитатель обращается к детям:

- Посмотрите на карту, какой остров на нашем пути?

На острове живут рыбаки, которые очень любят ловить рыбу. А нас просят сосчитать рыбу.

Ребята, а вы умеете считать? Тогда давайте поможем рыбакам.

Внимательно посмотрите, что вы видите?

Рыба разложена в два ведра. Составьте задачу и решите ее. Сколько рыб в красном ведре? А в синем? Придумайте задачу про рыбу, которую поймали рыбаки. Что обязательно есть в каждой задаче? (условие и вопрос)

-Мы помогли рыбакам сосчитать рыбу, а вот клад так и не нашли.

Воспитатель обращает внимание детей на карту:

-Впереди нас ждёт «Остров сокровищ».

Отправляемся в путь. Закрывайте глаза, нас ждет последнее задание (звучит фонограмма «Шум прибоя»).

Читающие дети могут прочитать «Остров Рыболовов».

Дети составляют и решают задачу. Решение выкладывают с помощью карточек (работа в парах) и формулируют ответ.

Дети обращают внимание на карту.

Дети демонстрируют умения составлять и решать задачу на сложение.

2.6. Игра «Найди камни»

Закрепить знания детей о составе числа в пределах 10.

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, посмотрите, что мы нашли? Сундук. Ребята, а здесь послание.

Чтобы открыть сундук, нужно найти ключ. Ключ находится под одним из камней .

Свойства камня зашифрованы с помощью знаков символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры каждого задания

Дети обращают внимание на то, что сундук закрыт.

Дети предлагают найти ключ.

Ребята решают примеры и расшифровывают свойства камня, под которым спрятан ключ.

Дети демонстрируют умение складывать и вычитать числа в пределах 10

3.Заключительная часть.

3.1. Рефлексия.

Формировать элементарные навыки самооценки.

Воспитатель предлагает детям ответить на следующие вопросы:

-Прежде чем открыть сундук, мне интересно, что понравилось вам в нашем путешествии?

-На каких островах мы побывали?

- На каком острове больше всего понравилось?

-Какое задание было самым трудным?  Почему?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети объективно оценивают свои действия.

3.2. Итог занятия.

Подвести итог НОД.

Воспитатель  подводит итог занятия с точки зрения качества выполненной работы, обобщение полученного опыта детьми.

Воспитатель отмечает:

-Ребята, вы смогли найти клад, потому что были внимательными, дружными.

Дети слушают.

Дети осмысливают свою деятельность.

3.3. Сюрпризный  момент.

Создать условия для удовлетворения детьми результатами деятельности.

Воспитатель дарит на память о путешествии каждому ребенку  шоколадные монеты.

Дети благодарят за интересное путешествие и сюрприз.

Дети удовлетворены результатом деятельности.

5. Заключение.

Использование в практике с детьми данной методической разработки позволяет развивать логико-математические представления дошкольников. Для успешного применения конспекта педагогам необходимо систематически включать в свою работу с детьми игры с логическими блоками Дьенеша.

6. Литература.

1. Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников», Санкт - Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 год

2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, февраль 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП " На поиски клада"

конспект НОД  для подготовительной группы....

Конспект НОД по ФЭМП «На поиски клада»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП  «На поиски клада»Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учеб...

Конспект занятия по ФЭМП "В поисках клада"

Конспект занятия по ФЭМП "В поисках клада"...

Конспект НОД по ФЭМП «В поисках клада» в подготовительной группе с использованием игровой методики «Круги Луллия»

Закрепить умение детей считать предметы в пределах 10 по образцу, Закрепить счёт до 10. Умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал...