Использование игровых технологий для развития логического мышления дошкольников.
учебно-методический материал по математике (средняя группа) на тему

Щедрина Татьяна Сергеевна

 

       Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в  более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

       Поэтому меня заинтересовала проблема  развития  логического мышления у детей дошкольного возраста. Анализируя результаты анкетирования родителей, пришла к выводу, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию  мышления у детей (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования игровых технологий.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых технологий для развития логического мышления дошкольников. Воспитатель МБДОУ д/сад №46 «Дружные ребята» г.Ельца Липецкой области Щедрина Татьяна Сергеевна

Слайд 2

В 21 веке, веке информационных технологий наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Воспитывать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности, самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, поддержка инициативы и самостоятельности детей. Навыки , умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Поэтому меня заинтересовала проблема развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Анализируя результаты анкетирования родителей, пришла к выводу, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию мышления у детей (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования игровых технологий.

Слайд 3

Игровые педагогические технологии это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат Цель игровой технологии Не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого

Слайд 4

Целевые ориентиры игровых технологий: Дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков); Развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий); Самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности; Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.).

Слайд 5

Реализация игровых ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям: - дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; - деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства; - в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

Слайд 6

Игровая технология строится как целостное образование. - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и др.; - группы игр, в процессе которых у ребенка развивается умение отделять вымысел от реального.

Слайд 7

Игры и упражнения я предлагаю детям в совместной и индивидуальной образовательной деятельности. В группе создала центр « Знайка » .

Слайд 8

Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В.В. Воскобовича Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер – физик.

Слайд 9

Ц ель технологии развитие интеллектуальных способностей детей. Задачи: - формирование познавательных интересов; - развитие наблюдательности; - исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности; - развитие творческого мышления, эмоциональной сферы; - формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей. Этапы технологии: На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомится с цветом (формой), усваивает некоторые представления. На втором этапе – с помощью образа запоминает понятия, символы. На третьем этапе – знакомится с закономерностями (принципами) взаимодействия

Слайд 10

Отличительной особенностью развивающих игр Воскобовича являются: Многофункциональность. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение . Вариативность. В рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Слайд 11

Творческий потенциал каждой игры Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг» Универсальность использования Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т. д. Широта использования Уникальность развивающих игр Воскобовича состоит в том, что их можно использовать как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в, коррекционных учреждениях, детских развивающих центрах, институте родителей. Широта возрастного диапазона участников игры С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда ученики средней школы.

Слайд 12

Геоконт

Слайд 14

«Квадрат Воскобовича »

Слайд 16

« Чудо-крестики » Цель игры: научить ребенка свободному пространственному конструированию. Для этого к рамке с вкладышами прилагается инструкция с образцами и схемами различных фигур, силуэтов, узоров и орнаментов. «Чудо-соты» Цель: развивать сенсорные способности (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера); - умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей; - внимание, память; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук.

Слайд 18

Развивающие игры Воскобовича способствуют: : Эффективному развитию психических процессов Творческому развитию детей. Развитию речи. Социально-нравственному развитию. Художественному воспитанию.

Слайд 19

Игровая технология Бориса Павловича Никитина Борис Павлович Никитин — советский и российский педагог, один из основоположников методики раннего развития , педагогики сотрудничества .

Слайд 20

«Сложи квадрат» Развитие цветоощущения и сообразительности;составление из частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений . 1. Сначала дать образец СК-1, и СК-2, если различает цвета можно дать сразу 4 квадрата. 2. Увеличивать число квадратов, прибавляя по 1-2 новых. 3. Смешивать кусочки от квадратов, чтобы у ребёнка была возможность рассортировать их сначала по цвету, а затем сложить квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.. 4. Смешивать кусочки от 5-10 квадратов и даже более (до 15 квадратов, в зависимости от возможностей ребёнка, затем разложить квадраты в кучки не только по цвету, но и в порядке номеров (когда дети уже считают и знают цифры), а затем сложить квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку. 5. Самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, кусочки которых предварительно перемешаны. 6. Для усвоения нумерации чисел от 1 до 24, перевернув все части квадратов тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждой части квадрата. 7. Задание на время: кто быстрее соберёт.

Слайд 22

Игра – головоломка « Танграм » Цель данной игры-головоломки, или геометрического конструктора состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу. Игра-головоломка развивает : п ространственные представления; воображение ; конструктивное мышление; логическое мышление; комбинаторные способности; сообразительность ; целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач

Слайд 24

Логические блоки Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш . Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур : а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры . Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Слайд 27

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА это множество , на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования). Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Слайд 29

Что умеют счетные палочки? 1)Задачи на построение простых фигур; 2)Задачи на построение сложных фигур; 3)Задачи на преобразование фигур (головоломки- добавь/убери палочки)

Слайд 31

Игры на закрепление геометрических фигур «Геометрические фигуры» «Развивающее лото»

Слайд 32

Игровые технологии способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, развивают ум. Дети стали более внимательными, научились мыслить ясно и четко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что: а) большинство детей группы знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Почти всем понятны способы использования логических игр и применение их на практике; б) примерно 70% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности; в) дети достигают нужного результата ; г) работа по развитию мышления на основе логических игр принесла свои плоды: дети стали более активными и умными.

Слайд 33

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование ТРИЗ-технологий для развития логического мышления дошкольников"

В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, о...

Использование ИКТ технологий для развития логического мышления у старших дошкольников.

Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовател...

ИННОВАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. «Путешествие по развивающим играм»...

Доклад "Инновационные игровые технологии в развитии логического мышления дошкольников 4-5 лет"

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при п...

Презентация "Семинар для педагогов "Игровые технологии в развитии логического мышления у дошкольников"

Педагогам в использовании в работе с детьми  игровых технологий для развития логического мышления...

Статья "Игровые технологии в развитии логического мышления младших дошкольников"

В данной статье я представляю вашему вниманию свои творческие разработки, которые я использую в работе с младшими дошкольниками в рамках программы профессионального мастерства «Игровые технологи...

Программа профессионального развития педагога "Игровые технологии в развитии логического мышления младших дошкольников" на 2021-2022 учебный год

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах...