Организация математического образования развивающего типа с учётом индивидуальных особенностей и познавательных интересов дошкольников
материал по математике на тему

Трухова Лилия Фаритовна

Организация математического образования развивающего типа с учётом индивидуальных особенностей и познавательных интересов дошкольников в программе ОткрытиЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС ДО определяет один из основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.То есть главное в воспитании - не передача знаний, умений, а развитие возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни. Всем известно, что дети лучше развиваются, если процесс обучения строится с учётом  индивидуальных особенностей и познавательных  интересов каждого ребёнка. Ребенок усваивает  то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. 

ООП ДО, по которой работает наш детский сад разработана на основе примерной образовательной программы «Открытия» (руководитель А.Г.Асмолов). Как же обеспечивается  математическое развитие детей  по программе «Открытия»? Отличительной особенностью программы является индивидуализация образовательного  процесса, учет  интересов каждого ребенка. Для того, чтобы использовать индивидуальные интересы и потребности детей для решения образовательных задач (например,  в  математике),  нужно как минимум знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, специфическом характере его развития. Индивидуализация достигается за счёт учёта уровня развития каждого ребёнка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы возможность добиться успеха.

Изучается уровень математического развития каждого ребёнка посредством каждодневных  наблюдений, диагностики. Наблюдение даёт ответ на четыре основных вопроса:

- Каков уровень готовности детей к содержанию и методам обучения?

- Каковы интересы детей и что их особенно волнует сейчас?

- С какими материалами дети могут работать наиболее эффективно?

- Каков индивидуальный способ познавательной деятельности у каждого ребёнка?

Далее разрабатывается  индивидуальная программа развития каждого ребёнка, в которой определяются  методы, приёмы и средства обучения, позволяющие максимально развить сильные и усилить слабые стороны ребёнка. Исходя, из индивидуальной программы развития планируем  разнообразные виды деятельности, а также вносим изменения в развивающую среду.  

 Для того, чтобы обеспечить  математическое развитие  создали  особым образом организованную развивающую предметно-пространственную среду.   В  группах   оснащены центры:  искусства, строительства, песка и воды,  науки, литературы, математики и манипулятивных игр , сюжетно-ролевых игр. Детям ежедневно предлагается выбор деятельности в центрах активности.

Игровые центры  являются  лабораториями, где  дети самостоятельно  учатся    математике через игру  и исследование материалов. Материалы  располагаются в  контейнерах на полках так, чтобы ими было легко и удобно пользоваться. Можно свободно брать любые материалы и  использовать их по своему  усмотрению.  Центры активности готовятся ежедневно, материалы в них заменяются, дополняются по мере необходимости. То, что ребёнок не захотел, не сумел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день.

Центры активности являются движущей силой  обучения детей математике. Дети ежедневно работают, играют, учатся в центрах по установленному ими  распорядку. Каждый ребенок утром сам  определяет, в каком центре он  будет сегодня работать, и заявляет о своем желании  с помощью символов на специальной доске, так называемой «доске выбора».

Здесь  не обходится без специальных расчётов: на доске выбора каждый центр имеет ограничение по количеству детей. Так в центре строительства может одновременно заниматься только четыре человека. Приходится считать: «В центре четыре крючка. Уже висят три брелочка. Значит, я ещё могу повесить свой брелочек, я четвёртый» или  «Я  не могу сейчас  пойти играть с вами, так как вас уже четверо, но я тоже хотел бы строить. Я запишусь на «лист ожидания» и буду первым, если кто-то из вас захочет перейти в другой центр».        

Несмотря на то, что  дети выбирают разные виды детской деятельности, все центры активности  предоставляют широкие возможности для обучения математике.

Центр искусств позволяет познакомиться с линией, цветом, формой, размером и текстурой. Художественная деятельность предлагает  возможность закрепления взаимно однозначного соответствия, например: кисточка к определённым цветам краски; лист бумаги - каждому ребёнку. Могут вводится простые вычисления, например, если каждый ребёнок использует по три цветных карандаша, сколько всего карандашей у детей? Проектирование может включать геометрию через использование форм и образцов. На простом примере «коробки с цветными карандашами» мы можем познакомить ребёнка с понятием «множества» (один-много, заточенные-сломанные, цветные-простые, короткие-длиные), спектра, объёмных форм.  

Работая с набором строительных материалов в Центре строительства, и составляя свою собственную конструкцию, дети на интуитивном уровне осваивают такие  понятия как размер, форма, вес, высота, толщина, пространство, направление, образец, план; классификация, составление плана, предположения; разное употребление одного и того же объекта (например, поместить     блок не горизонтально, а вертикально); равновесие, баланс, устойчивость; измерение, счёт; сходство, различие; равенство (два  половинных блока равны  одному полному); упорядочивание по размеру или форме

В Центре кулинарии дети могут  узнать о количествах и измерении, когда наливают один литр сока и размешивают в нем две столовые ложки сахара. Они постигют значение количества, когда отсчитывюти два яйца, пять столовых ложек муки, пол чашки молока. Дети знакомятся с  понятием часть целого, когда разрезают пирог на порции  или наполняют мукой половину мерной чашки. Они приобретают первоначальное чувство времени, когда один час держат в духовке кекс или десять минут варят яйцо. А также используют геометрические формы для приготовления печенья или бутербродов. Вместе с воспитателем дети могут  записывать рецепты на бумаге, с пропорциями, представленными в виде картинок, схем, моделей, пиктограмм.

Центр песка и воды- любимое место  малышей.  Математическое  развитие  происходит  благодаря насыпанию или   наливанию  равных  количеств   песка и воды в сосуды разной  формы (сохранение количества); исследованию  того, как  много  мисок  воды  или   снега потребуется, чтобы   наполнить  ведро (навыки счёта); сравнению  веса  мокрого  и сухого песка (понятие «больше», «меньше»); использованию  формочек разной формы и размера (форма).

Экспериментирование, ставящее детей перед необходимостью взвешивать, измерять объём, величину, подсчитывать, решать алгоритмические действия, классифицировать – это возможности  математического развития Центра науки и естествознания. 

В центре литературы  подобран набор хорошо иллюстрированных книг, с чёткими, простыми цифрами и интересными картинками для вычисления. А так же различный дидактический материал: кроссворды, ребусы, алгоритмы, карточки с различными зашифрованными заданиями и так далее.

В Центре сюжетно-ролевой игры дети используют группы и подгруппы предметов. Им приходится отсчитывать необходимое для кормления кукол количество посуды, классифицировать чайную и столовую посуду, устанавливать равенство предметов. В играх они знакомятся с понятиями «меньше», «больше», «тяжелее», «шире», «уже». 

Для обеспечения математического развития  специально  создан  Центр  математики (манипулятивных игр).  В этот центр вносятся материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитатать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью широко применяются

-любые  унифицированные  кубики;

-напольные  цифры - нескользкие  квадраты с изображением  цифр от 1 до 10;

-измерительные  приспособления; весы, линейки, ленты, термометры;

-числовые ряды полезны, когда дети начинают  понимать  смысл подсчета  и упорядочения  и начинают  выполнять   простые вычисления;

-паркетные блоки дают   возможность  для  изучения  геометрических  форм и последовательностей;

-атрибутивные  блоки. Этот вид пластиковых  блоков  может  быть  очень полезен   при освоении  математических  понятий. Это  блоки  трех  форм, трех размеров, трех  цветов;

-монеты. Игрушечные  деньги и настоящие  монеты  малого  достоинства;

-учебные  часы с  большим  циферблатом, секундной, часовой   и минутной стрелками;

-разрезные картинки- головоломки помогают  сосредоточиться  на  размерах, формах, отношениях  части и целого. Головоломка  с буквами  способствует  формированию  готовности  к чтению.

-доски  с отверстиями и колышками. Они годятся   для классификации и сортировки;

-лото.  Лото  построено на  идентификации цвета, цифр или картинок;

-конструктор  Лего и Дупло. Эти  конструкторы представляют  бесконечные  возможности   для  формирования  понятий;

-домино.   В некоторых видах от детей  требуется состыковывания фигур. В  других - картинки или  цвета. В  третьих - числа, обозначенные  точками  или  цифрами;

-цветные  бусы. Дети с их помощью  осваивают  паттерны;

-цветные  магниты. Деятельность  с ними   дает  возможность  для  развития  понятия  числа и геометрических  представлений;          

- простые игры с карточками, (которые включали подсчёт карточек и конструирование из спичек), и настольные игры  предполагающие подсчёт шагов на игровом поле, точек на игральных костях или использование числового волчка могут быть забавой для детей и полезным средством при закреплении понятий числа и количества.

-картонные трубочки разной длины- для выделения упорядочивания. Дети могут работать в парах, прибегая к помощи взрослого, чтобы расставить их по порядку от самой короткой до самой длинной. На трубках должны быть написаны числа, чтобы закреплять упорядочивания.

-пуговицы, сортировка имеет более важное значение, когда она является разрешением проблем  в деятельности, инициированной детьми. Например, коробка с пуговицами может быть рассортирована на группы, объединенные по форме, цвету или размеру, с использованием отдельных упаковок для каждого выделяемого признака.

Отличной деятельностью для исследования свойств геометрических фигур является занятие на доске с гвоздями. Небольшие гвозди вбиваются неглубоко в квадратную доску так, чтобы они образовали решетку. Используя резиновые ленты, протянутые от одного гвоздя к другому, дети экспериментировали, конструируя различные формы, используя ленты различных цветов, можно частично перекрывать фигуры и сравнивать их.

В центре предоставляются задания разного уровня сложности, от простых до более сложных, для того, чтобы предоставить каждому ребёнку возможность выбора по интересу и индивидуальным особенностям, т.е. ориентируемся на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Игровая  площадка также работает на развитие математических представлений. Играя, дети могут закрепить навыки счёта (прямой, обратный, двойками, тройками), понятия «чётный» и «не чётный»,  геометрические фигуры,  величину.

Ребёнок приходит в детский сад. По дороге он может пересчитать ступеньки, по которым поднимается, и может самостоятельно проверить правильность счёта, сравнить их количество с написанными здесь же цифрами. Проходя по коридорам детского сада он знакомится с геометрическими фигурами, символами, которые поселились на стенах детского сада, а различные  мобили-подвесы упрощают задачу развития пространственной ориентации.

День начинается с обучающего ритуала утреннего сбора, который даёт возможность для использования  счёта и классификации по различным признакам: «Сколько здесь девочек?», «Сколько человек одето в красное?». Также на утреннем сборе с помощью календаря происходит знакомство с днями, неделями, месяцами. Работа с календарём может стать интересной для каждого ребёнка. Например, 11 сентября – День рождения Саши. Уже заранее подсчитываем, сколько дней осталось до её праздника, а заодно выясняем, как давно отмечали День рождения Даши. Месяц слишком продолжителен, числа,  месяцы и годы – абстрактны.  Для детей помладше можно предложить недельный календарь, где на каждой странице показаны  семь дней.

Почти все дети любят измерять. В приёмной, спальне они могут сделать отметку на стене, а затем сравнить их.  

В группах  на стене  стенд «Здравствуйте, я пришёл».  Приходя, каждый ребёнок  вешает свой брелочек с фотографией на стенд, многие считают: «Уже двое пришли, я третий». Учёт детской посещаемости служит практикой счёта и вычисления, знания дней недели («Какой сегодня день недели?» «Сколько присутствует?», «Сколько отсутствует?», «Сколько всего человек?», «Присутствует 10,а должно быть 14, сколько отсутствует?»).                                            

Созданная  развивающая среда служит в большей степени, реализации самостоятельных замыслов ребёнка, его саморазвитию, а не обеспечению замысла педагога при организации занятия.  

Мы не исключаем  и такую форму обучения,  как занятия. Следует отметить, что  практикуем специально организованные занятия с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях  используем игровые (блоки Дьёныша, палочки Кюизинера, игры Воскобовича) и ИКТ технологии. Учет неповторимости и уникальности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....

Развитие вокальных способностей ребёнка – дошкольника, с учётом индивидуальных особенностей и задатков.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

Презентация опыта работы «Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника»

Система здоровьесберегающей деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольника...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей, уровня активности и интересов по программе «Вдохновение».

   Разработка предметно-пространственной развивающей среды нашей группы осуществляется на основе характеристик детского сообщества:возрастного состава малышей;психологической характер...

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...

Описание опыта работы «Использование развивающих игр и упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений с учётом индивидуальных особенностей ребенка»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта воспитанника играет математическое развитие. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,...