Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей, уровня активности и интересов по программе «Вдохновение».
статья (младшая группа)

Шаповалова Алла Петровна

     Разработка предметно-пространственной развивающей среды нашей группы осуществляется на основе характеристик детского сообщества:

  • возрастного состава малышей;
  • психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);
  • количественного соотношения мальчиков и девочек.

     Групповое пространство насыщено зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно потрогать,  взять в руки, исследовать, из чего они состоят; применить в игре.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №34 «Рябинка»

г.Усть-Илимск

Воспитатель Шаповалова Алла Петровна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей  и  возможностей детей, уровня активности и интересов по программе «Вдохновение».

     Освоение пространства детьми всегда связано с чувствами. Они, в свою очередь определяют, как дети относятся друг к другу в этом пространстве.

     Разработка предметно-пространственной развивающей среды нашей группы осуществляется на основе характеристик детского сообщества:

  • возрастного состава малышей;
  • психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.);
  • количественного соотношения мальчиков и девочек.

     Оснащение пространства отражает индивидуальные интересы детей группы, позволяет им развернуть свою игру.

   Мы с помощью зонирования пространства выделили «помещение в помещении»  (два разноуровневых подиума со ступенями  и специальными нишами в них) и тем самым даём возможность небольшим группам детей, не мешая остальным использовать в игре интересующие их возбуждающие любознательность, сложные предметы, которые они передают друг другу или вовлекают в деятельность  всё новые и новые материалы. Чем младше дети, тем больше свободного пространства, поскольку они осваивают  мир с помощью  двигательной активности, которая не должна ограничиваться  никакими барьерами. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточится на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

     В центрах сенсорики, творчества, конструирования, физической  активности контейнеры с материалом дети могут легко передвигать по групповой комнате.

     Продумываем разные способы размещения детей во время  развивающего взаимодействия воспитанников и педагога (круг общения, минутка тишины, релаксация).  

     В нашей группе это именные подушки, на которых можно удобно расположиться, поговорить, поиграть, рассмотреть иллюстрации и тд.

     В индивидуальных кармашках малыши хранят свои  маленькие секретики напоминающие им о доме, родных в период адаптации и не только.

     Оформление пространства отражает интересы детей в данный момент,

     Каждую неделю  обновляем  экран тематической недели,  дополняем его творческими работами детей, фото, зрительными ориентирами и тд.

     Игрушки в группе располагаются на доступном для детей уровне: на полках и в прозрачных контейнерах, на которых имеются маркеры, чтобы малыш легко достал любую интересующую его игрушку, а также самостоятельно убирал ее на место по завершению игры.  

     Групповое пространство насыщено зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно потрогать,  взять в руки, исследовать, из чего они состоят; применить в игре.

     Для первых ролевых игровых действий детям нужны бытовые предметы  в  натуральную величину из «настоящего мира»  - платья, брюки, сумки и др.,

чтобы  попробовать различные варианты переодевания.  А также  предметы, с помощью которых они могут имитировать  действия взрослых. Венчиком взбить крем для торта, щётка подмести пол, раскатать тесто скалкой, нарезать яблоко на разделочной доске, валиком покрасить стены дома.

    Используем разнообразные полифункциональные предметы и материалы. Что  позволяет менять облик групповой комнаты и создавать уютное кафе «Маша и медведь» с мягкими креслами и диваном из мягких модулей. А длинный кусок ткани на полу превращается в реку Ангару с рыбками. Как приятно нашим мальчикам посидеть с удочкой на «берегу» реки.

     В группе выделена пространственная зона для самостоятельных творческих занятий.

     Исследования и свободное экспериментирование является естественной частью  ежедневной деятельности детей в группе.

    Детям предоставляется возможность для экспериментирования с различными  веществами и предметами:

- ткани различной текстуры, вязанные корзинки, клубочки ниток;

- деревянные игрушки и палочки, срезы деревьев, шишки, листочки;

- камушки гладкие и шершавые, песок, земля, глина;

- гуашь, пудинговая и пальчиковая краска, мыльные пузыри, тесто  обычное и цветное;

- кисти узкие  и широкие, текстурные валики,  печатки из овощей;

- фольга,  калька, крафтовая и цветная бумага;

- скотч цветной и  малярный, целлофановые пакеты  и пищевая плёнка.

     Исследуя мир вокруг себя, дети хотят выяснить, какое значение имеют вещи, что можно с ними делать, испытывая при этом разнообразные совершенно удивительные чувства.

     Малыши меняют виды деятельности стремительно. Дети  могут взаимодействовать друг с другом, но также и уединиться, выйти из игры, успокоиться, расслабиться, спрятаться под пледом, за ширмой или в домике.

     Также учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются уже в раннем возрасте.

Обстановка может модифицироваться в зависимости от изменения потребностей, интересов и возможностей детей.

     Ребёнок не должен уставать в коллективе сверстников, именно поэтому при создании предметно-пространственной среды предусматриваются различные центры, где есть несколько уровней: можно залезть на подиум или наоборот спуститься в «сухой» бассейн, уединиться в уголке-домике,  за ширмой. Ребенок может отдохнуть, побыть в

одиночестве, особенно после шумных и подвижных игр, чтобы избежать нервного перенапряжения и тд.

     В результате у малышей появятся чувство уверенности, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....