Рабочая программа кружка “Занимательная математика”
рабочая программа по математике на тему

Гаязова Миляуша Махмутовна

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю, в средней группе 20 минут, в старшей группе 25 минут, в подготовительной к школе группе 25 – 30 минут. Во второй половине дня.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию  логических форм мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnaya_matematika.gayazova_m.m.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №34 «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЕМР                              

                          Рабочая программа кружка

            “Занимательная математика”

                               (Срок освоения 3года)

Воспитатель: Гаязова М.М.

Паспорт программы.

Название программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика».

Составитель:

Гаязова Миляуша Махмутовна, воспитатель.

Вид:

Адаптированная.

Направление программы:

Познавательная.

Цель программы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи программы:

  • 1.Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • 2.Развитие математических способностей и склонностей;
  • 3.Качественная подготовка ребенка к школе;
  • 4.Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

Возраст детей, на которых рассчитана программа:

4 – 7 лет.

Срок реализации:

3 года.

Основные блоки:

  1. «Количество и счет».
  2. «Ознакомление с геометрическими фигурами».
  3. «Определение величины».
  4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

     «Решение  логических задач».

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю, в средней группе 20 минут, в старшей группе 25 минут, в подготовительной к школе группе 25 – 30 минут. Во второй половине дня.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию  логических форм мышления.

Цель кружковой работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи кружка:

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • развитие математических способностей и склонностей;
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Разделы рабочей программы:

1.   «Количество и счет»

  • Цель: развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

2.  «Ознакомление с геометрическими фигурами»

  • Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3.  «Определение величины»

  • Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

     4.  «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

  • Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени;  познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

 5.  «Решение  логических задач»

  • Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач.

Методическое обеспечение.

Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:

• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;

• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;

 

• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются

  • проблемно-развивающее обучение;
  • адаптированное обучение;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • информационные технологии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

                Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- эвристическая беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- дискуссия;

- творческая работа.

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- тестирование;

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

Используемые  пособия:  блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

Список детей

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка

 во времени, пространстве,

на плоскости»

«Решение  логических задач»

Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования:

4 балла – высокий уровень

3 балла – средний уровень

2 балла – низкий уровень

1 балл – низший уровень

Планирование занятий по кружковой работе «Занимательная математика».

Разделы программы

Всего занятий

1.

  1. «Количество и счет»

4

2.

  1. «Ознакомление с геометрическими фигурами».

4

3.

           «Определение величины».

8

4.

  1. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

14

5.

     «Решение  логических задач».

6

Итоги Занятий:

36

По окончанию проведения кружковой работы дети должны знать:

Знать:

Нестандартные методы решения различных математических задач;

Логические приемы, применяемые при решении задач;

Историю развития математической науки.

Иметь представление:

     О форме предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

     О цветах ( красный, зелёный, синий, жёлтый, коричневый, белый, чёрный).

Уметь:

Рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

Систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

Применять нестандартные методы при решении программных задач.

Тематическое планирование (средняя группа)

Сентябрь.

1. «Волшебная страна - математика». «Знакомство с цифрами».

2. «Геометрические фигуры»

3«Счёты»

4. «Волшебные фигуры».

«На что похоже?»

Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.

Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

Октябрь.

1. «Волшебные превращения

геометрических фигур

(сгибание, разрезание, вырезание)»

2. «Кошкин дом»

3.«Деление целого

на части». « Волшебные пазлы».

4. «Осенний урожай»

Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.

Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.

Ноябрь.

1. «Порядковый счёт». «Что такое «порядок»?

2. «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»

3.«Какой? Сколько?»

4. «По порядку рассчитайся!»

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  Уметь называть своё местоположение относительно других.

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

Декабрь.

1. «Ориентирование на плоскости (на листе бумаги)

2. «Аппликация на листе»

3.«Лесенка»

4. «Рисование фигур по точкам»

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Январь.

1. «Ориентирование

 в пространстве». «Левая и правая рука».

2. «Близко – далеко.

 Ох, ориентироваться

как нелегко»

3.«Ориентирование

во времени». «Сутки. Часы. Минутки».

4. «Ориентирование

во времени». «Дни недели»

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»

Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

Февраль.

1. «Ориентирование

во времени». «12 месяцев».

2. «Время года. Сезоны»

3.«Измерительные

приборы: линейка,

весы, часы». «Знакомство с часами».

4. «Весы. Их использование».

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их.

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»

Март.

1. «Какие бывают линейки».

2. «Рисуем по линейке».

3.«Королевство цифр». «Пишем цифры: 0,1».

4. «Пишем цифры: 2,3»

Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.

Учить проводить прямые линии и рисовать. по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Развивать мелкую моторику рук.  Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

Апрель.

1. «Пишем цифру: 5»

2. «Расставь числа по порядку»

3.«Логические задачки». «Задачи на смекалку»

4. «Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

Развивать умение расставлять числа  по порядку.

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять  арифметические действия.

Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Май.

1. «Задачи на составление целого

из частей»

2. «Задачи на разделение целого

  на части»

3«Волшебные монетки». «Деньги. Их значение».

4. «Волшебная страна -математика». Итоговое занятие.

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Познакомить детей с деньгами, их назначением

Тематическое планирование (старшая группа)

Сентябрь.

Тема:

Цель:

1.«Количество и счет»

«Расставь числа по порядку»

2. «Количество и счет»

«Соседи числа»

3.«Геометрические фигуры»

«Волшебные фигуры»

4.«Геометрические фигуры»

«На что похоже?»

Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа  по порядку.

Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа.   Систематизировать  понятия «предыдущее, последующее».

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур

Октябрь.

1.«Количество и счет»

«Порядковый счёт»

«Что такое «порядок»?»

2. «Количество и счет»

«Порядковый счёт»

3.«Определение величины»

«Весёлые кошечки»

4.«Определение величины»

Игра «Танграм»

Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание

Закреплять счет в пределах 10. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. Изготовление поделок.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов.

Ноябрь.

1.«Количество и счет»

«Счёты»

2.«Количество и счет»

«Какой? Сколько?»

3. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко»

Интересные слова «между», «за», «после», «перед».

4 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

 «Левая и правая рука»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение.  Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение.

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени.  Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  Уметь называть своё местоположение относительно других.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

Декабрь.

1.«Количество и счет»

«По порядку рассчитайся!»

2.«Количество и счет»

«Весёлые домики»

3.«Решение  логических задач»

«Деление целого на части»

4.«Решение  логических задач»

«Задачи на смекалку»

 Закреплять счет  в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

Закреплять счет  в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять  арифметические действия.

Январь.

1. «Количество и счет»

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

2. «Количество и счет»

«Пишем цифры: 4,5,6»

3.«Геометрические фигуры»

«Кошкин дом»

4.«Геометрические фигуры»

«Волшебные превращения

геометрических фигур»

«Сделай сам зверюшек»

(сгибание, разрезание, вырезание).

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук.  Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел  и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Закреплять знания  о фигурах  (трапеции, ромбе), дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Закрепить фигуры (трапеция, ромб), понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами.

Развивать зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Февраль.

1. «Количество и счет»

«Пишем цифры: 7,8,9»

2. «Количество и счет»

«Весёлые домики»

3.«Определение величины»

«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»

«Линейки»

4.«Определение величины»

«Весы. Их использование»

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять  состав чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес»

Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Март.

1. «Количество и счет»

«Весёлые птички»

2. «Количество и счет»

«Весёлые птички»

3. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

«Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки»

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени»

«Дни недели»

Закреплять счет в пределах 10.  Систематизировать  понятия: больше, меньше, знаки <, >.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать чувство времени;  расширять представления о  часах, днях недели, названия  месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с часами.

Развивать  чувство времени; расширять представления о  часах, днях недели, названия  месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей  дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

Апрель.

1. «Количество и счет»

2. «Количество и счет»

3.«Решение  логических задач»

«Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

4.«Решение  логических задач»

«Задачи на разделение целого

  на части»

«Волшебные монетки»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.

Май.

1. «Количество и счет»

2. «Количество и счет»

3.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

4.«Решение  логических задач»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени;  познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Тематическое планирование (подготовительная к школе  группа)

Сентябрь.

1. «Количество и счет»

2. «Величина»

3. «Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве»

4.« Геометрические фигуры»

Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом.

Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера.

Закреплять временные представления

Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник

Октябрь.

1. «Количество и счет»

2. «Величина»

3. «Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве»

4.« Геометрические фигуры»

Числа и цифры от 1 до 4. 

Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -. 

Большой, маленький, поменьше.

Знакомство с названием осенних месяцев. Ориентировка на листе бумаги.

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

Ноябрь.

1. «Количество и счет»

2. «Величина»

3. «Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве»

4.« Геометрические фигуры»

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

Длинный, короче, еще короче, самый короткий.

Понятия:лево -право, впереди, сзади.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

Декабрь.

1. «Количество и счет»

2. «Величина»

3. «Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве»

4.« Геометрические фигуры»

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

Часть и целое.

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

Январь.

1. «Количество и счет»

2. «Величина»

3. «Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве»

4.« Геометрические фигуры»

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

Февраль.

1. «Количество и счет»

2. «Величина»

3. «Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве»

4.« Геометрические фигуры»

Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

Длинный - короткий. Часть и целое.

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур

Повторение  названий геометрических фигур.

Март.

1. «Количество и счет»

2. «Величина»

3. «Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве»

4.« Геометрические фигуры»

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

Апрель.

1. «Количество и счет»

2. «Величина»

3. «Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве»

4.« Геометрические фигуры»

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

Длинный - короткий. Часть и целое.

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

Май.

1. «Количество и счет»

2. «Величина»

3. «Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве»

4.« Геометрические фигуры»

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
  2. «Формирование математических представлений», Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А.
  3. «Я считаю до 5», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/.

  1. «Я считаю до 10», Колесникова Е.В. /рабочая тетрадь/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

программа интеллектуального математического развития детей 4-5 лет...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружковой работы по математике.Программа состоит из пояснительной записки, содержания ,тематическое планирование, список литературы....

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Рабочая программа  «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие дошколят.Отличительной особенностью данной про...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика»

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.Формирован...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика»

КРУЖОК «Занимательная математика».Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-  детский сад № 6 с. Раевский муниципального района  Альшее...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 2022-2023 г

   Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранить и развить стр...