Формирование пространственных представлений в процессе конструктивной деятельности у дошкольников
статья по математике на тему

Королева Татьяна Ивановна

Формирование у ребенка пространственных представлений важная задача детского сада, т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности; это задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе. Формирование пространственных представлений непосредственно связано с развитием мышления, восприятия, внимания, воображения, речи и деятельности ребенка. Особое внимание необходимо уделять обогащению чувственного, двигательного и практического опыта детей, формирование представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, а так же изменчивости и относительности пространственных отношений. Ориентировка в пространстве складывается как особая целостная сенсорно-перцептивная (чувственная) способность и основывается на владении способами восприятия, воспроизведения и преобразования пространственных отношений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ  Детский сад комбинированного вида № 15

Тема: «Формирование пространственных представлений в процессе конструктивной деятельности у дошкольников»

Педагог-психолог

Королёва Татьяна Ивановна

Формирование у ребенка пространственных представлений важная задача детского сада, т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности; это задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе. Формирование пространственных представлений непосредственно связано с развитием мышления, восприятия, внимания, воображения, речи и деятельности ребенка. Особое внимание необходимо уделять обогащению чувственного, двигательного и практического опыта детей, формирование представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, а так же изменчивости и относительности пространственных отношений. Ориентировка в пространстве складывается как особая целостная сенсорно-перцептивная (чувственная) способность и основывается на владении способами восприятия, воспроизведения и преобразования пространственных отношений.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

  1. Ориентировку на себя (освоение схемы собственного тела). Прежде всего педагог учит малышей различать и называть части своего тела: голова, глаза, уши, нос, грудь, спина, руки, ноги и т.д. Большое значение имеет выделение симметричных частей собственного тела и обозначение их словами «правая», «левая».
  2. Ориентировку на внешние объекты, выделение различных сторон предметов: передняя - задняя, верхняя - нижняя, боковая (левая, правая).
  3. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх- вниз, направо – и налево.
  4. Определение расположения предметов в пространстве от себя: передо мной - за мной, с лева от меня-с права от меня и т.д.

  1. Определение собственного положения в пространстве.
  2. Определение пространственного размещения предметов относительно друг друга. Ребенок должен усвоить относительность пространственных отношений (выполнив поворот на 90 или 180 градусов, ребенок опять должен назвать что где находится) .

Развитие пространственных представлений в ДОУ происходит в 2-х мерном пространстве (на плоскости: ковре, столе, на листе бумаги) и в 3-х мерном пространстве.

Важнейшей задачей формирования пространственных представлений у дошкольников является развитие пространственного и конструктивного мышления. Под конструктивным мышлением понимают умение представлять весь объект в комплексе и соотношение его частей. Конструктивная деятельность знакомит ребенка с сенсорными эталонами формы и величины. Конструктивная деятельность относится к продуктивным видам деятельности. Пространственно-конструктивная деятельность связана с физическим развитием; музыкальным; познанием , социализацией и развитием речи (особенно освоение предлогов и наречий); овладении знаковой (жестовой), вербальной и графической речью, которая ведет к формированию обобщенных представлений, необходимых для моделирования пространства, его преобразования в мысленном плане; развивается мышление ребенка от наглядно-действенного к словесно-логическому.  Ребенок овладевает пространственным анализом и синтезом. Итогом развития ребенка  становится формирование целостной картины мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектом и собственным телом.

Большое значение имеет использование в работе графических средств обучения (схем). При  этом детям дается задания, связанные с трансформацией изображения (например, сложи самолет так, чтобы он летел в правую сторону…).

Наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у дошкольников являются:

  1. Опора на наглядность, показ воспитателя;
  2. Практическая деятельность с конкретными деталями конструктора;
  3. Использование  конструктивных игр разнообразного содержания и материала;
  4. Создание игровых и проблемных ситуаций для обеспечения интереса ребенка.

Основные знания ребенок должен получать в процессе специально организованной совместной деятельности детей и воспитателя, а закрепляет, полученные знания в игровой деятельности.

Пространственно-конструктивная деятельность позволяет решать следующие задачи:

  1. Развитие психических процессов, высокого уровня самооценки и самоконтроля (произвольность), речи, мелкой моторики, функции анализа и синтеза;
  2. Формировать навыки планирования процесса создания собственных и совместных построек (социализация);
  3. Формировать интерес детей к режиссерской игре путем обыгрывания конструктивных построек и образцов;
  4. Формировать сенсорные представления;
  5. Формировать умение работать в коллективе, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками в практической деятельности.

С детьми младшей группы проводим:

  1. Конструирование по образцу;
  2. Преобразование образца по условию;
  3. Конструирование по замыслу.

С детьми средней группы проводим:

  1. Конструирование по образцу;
  2. Преобразование образца по условию;
  3. Конструирование по замыслу;
  4. Конструирование по условию.

С детьми старшего дошкольного возраста проводим:

  1. Конструирование по образцу;
  2. Преобразование образца по условию;
  3. Конструирование по замыслу;
  4. Конструирование по условию;
  5. Самостоятельное конструирование по чертежу, схеме. От использования готовых схем можно переходить к самостоятельному их составлению. Анализируя схемы, ребенок произвольно трансформирует 3-х мерное пространство в 2-х мерное.

  1. Дети учатся планировать работу, делать схемы, планы, при необходимости исправлять ошибки. Овладение конструированием на начальных этапах проходит под руководством взрослого. Важное значение имеет метод обучения. В зависимости от задания, которые даются детям, выделяют конструирование по образцу, по условию, по замыслу, по теме. В старших группах дети строят постройки, объединенные единым сюжетом, которые после занятия остаются в группе. В младших группах необходимо приучать детей по окончанию работы разбирать постройки сверху вниз.  Дети должны знать где хранятся детали конструктора. Это приучает к аккуратности.

Играя в конструктор

Мы вместе строим дом,

Дорожки и заборы,

Ворота под мостом.

Мы обыграть постройку

Сумеем без труда,

Умчат нас паровозы

В далекие края.

Ребятам интересно

С конструктором играть,

И можно постепенно

Задания усложнять.

Научитесь вы строить

Зверей, дворцы, дома,

Большие парки,

Деревни, города.

Мне нравится ребята

Что знаете вы цвет,

И форму всех деталей

И место их в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников»

Статья из опыта работы с дошкольниками по исследовательской деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный ...

Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характерист...

Развитие речи в процессе формирования пространственных представлений у дошкольников с онр

В консультации освещены вопросы необходимости формирования пространственных отношений для развития речи детей с ОНР....

«Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников»

Под познавательной активностью детей раннего возраста следует понимать активность и заинтересованность в принятии информации, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, проявление творчест...