Программа саморазвития по теме: «Формирование пространственных представлений в процессе конструирования из бумаги».
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Герасимова Анна Евгеньевна

Программа саморазвития с целями, задачами и планом на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_2022-2023.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 154»

Программа саморазвития

 2022-2023г.                                                                            

                                                                 Воспитатель Герасимова А.Е.

Образовательная область: «Познавательное и художественно – эстетическое развитие».

Тема: «Формирование пространственных представлений в процессе

конструирования из бумаги».

Актуальность:

Пространственные представления - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности.

Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни, складывается постепенно, и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития. С раннего возраста ребёнок усваивает самые простейшие представления об этом - слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении. Все эти понятия способствуют развитию пространственных представлений у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Конструирование из бумаги имеет большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению к школе. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространённый в работе с детьми материал. Бумага – благодатный материал. Её легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить, а если слегка подмочить – возникнет бумажная скульптура. Характерной особенностью конструирования из бумаги является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления. Конструирование из бумаги требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Оригами – увлекательнейшее занятие, привлекающее детей, и взрослых. И уже не каждый вспоминает, что любимые детьми лодочки, пароходики, кошельки, защищающие от солнца пилотки – всё это из страны Оригами. Интересное и полезное занятие складывания – сгибания бумаги в определённой последовательности развивает усидчивость, наблюдательность, память, воображение, пространственное мышление, тонкие движения пальцев рук, глазомер.

Цель работы - Формирование пространственных представлений в процессе конструирования из бумаги в технике оригами.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • Формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.; создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук и глазомер; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

  • Воспитывать интерес к конструированию из бумаги; аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

.

  • Развивать концентрацию внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться.
  • Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
  • Заинтересовать детей данным видом деятельности, вызвать желание заняться этой работой в свободное время.
  • Создать ближайшую перспективу, раскрывая где, когда и какие вещи можно сделать из бумаги.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, наглядные, продуктивные, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

 Изучение научно-педагогической литературы;

 Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

 Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

 Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

 Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:

 умение анализировать научно-методическую литературу;

 умение применять полученные знания на практике;

 активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Предполагаемый результат:

  • Воспитанник самостоятельно определяет виды бумаги и правила работы с ней; обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами; базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т. д.)

  • Умеет различать виды бумаги; разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой; определять виды геометрических фигур; конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество; соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

  • Результат занятия оригами –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Форма самообразования: индивидуальная

Изучение учебно-методической литературы:

  • Долженко Г.И. 100 оригами. «Академия развития», Ярославль 2003г.
  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
  • Щеглова А.В. «Оригами для начинающих» «Владис», 2010
  • Сержантова Т.Б. «Оригами Лучшие модели» «Айрис-Пресс »,2003
  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
  • О. Щеглова, А. Щеглова «Оригами для всех».
  • Т. Б. Сержантова «366 Моделей оригами».
  • Н. С. Васина «Бумажные цветы» Р. А. Туфкрео, М. В. Кудейко «Коллекция идей».

        . Месяц

Работа с детьми

Задачи

Сентябрь

Знакомство с оригами. Знакомим с условными и приёмами. Учим складывать. 

Познакомить  детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.                                                                                                 Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.

Октябрь

Базовая форма «Книга» Домик. Коробочка.

Продолжать учить работать с исходной формой квадрат, прямоугольник; развивать точность движений, умение проглаживать линии сгиба; воспитывать интерес к искусству оригами

Ноябрь

Базовая форма «Треугольник» Грибная пора

Развивать умение работать с квадратной и прямоугольной формой;

воспитывать желание создавать коллективную композицию, помогать друг другу.

Декабрь

Базовая форма «Воздушный змей» «Снежинка»

Продолжать учить детей пользоваться базовой формой «воздушный змей».

Закреплять умение соединять детали попарно и склеивать их, закреплять детали на основе.

Уметь пользоваться условными обозначениями и папками схемами.

Январь

Базовая форма «Треугольник» Щенок. Котенок. Зайчонок.

Формировать умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

Февраль

Базовая форма «Воздушный змей»

Лебедь. Путешествие по сказкам Пушкина А.С.

Способствовать умению детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Уметь пользоваться условными обозначениями и папками схемами.

Март

Базовая форма «Дверь»

Мышь. Поросенок. Тюлень

Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.

Апрель

Базовая форма «Двойной треугольник». Ракета. Самолет.

Познакомить с базовой формой «двойной треугольник». Закрепить приёмы складывания и сгибания бумаги в процессе изготовления тематических работ. Учить выполнять работу, соблюдая последовательность

Май

Базовая форма «Двойной треугольник». Бабочка.

Цветы.

Лягушка

Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя,  делать

заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию.

Оригами – это вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной (как, например, при письме или рисовании) и без необходимости удерживания инструмента. 

Оригами - очень полезный процесс для растущего детского  организма, для гармоничного формирования личности и, вместе с этим, увлекательное занятие.

Работа с родителями

Консультации для родителей на темы:

 «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»

«Значение оригами для всестороннего развития ребенка».

«Развитие творческих способностей детей в семье».

«Как воспитать творческую личность».

 «Влияние оригами на развитие умственных и творческих способностей детей»

Мастер класс для родителей «Бабочка-красавица»

Составление альбома «Искусство оригами»

Результаты проведенной работы показали:

  • произошло значительно более активное развитие мелкой моторики рук и глазомера, что, несомненно, пригодится им в будущем на занятиях в школе;
  •  развился художественный вкус, творческие способности
  • повышение уровня развития познавательных процессов; формирование пространственного мышления, развитие фантазии и воображения;
  • речевое развитие; способствует становлению коммуникативных навыков
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими)
  • увеличилась концентрация внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться.

Таким образом, работа в технике оригами требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений в процессе конструктивной деятельности у дошкольников

Формирование у ребенка пространственных представлений важная задача детского сада, т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности; это задача выступает как необходимый элемент подготовки ...

Формирование пространственных представление посредством 3D-конструирования

Формирование пространственных представление посредством 3D-конструирования...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...