Конспект НОД по образовательной области РЕМП в подготовительной группе
картотека по математике на тему

Соскина Людмила Евгеньевна

Конспект НОД по бразовательной области развитие элементарных математиеских представлений в подготовительной группе. На тему "Увлекательное путешествие".

Картотека игр на развитие воображение.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области развитие элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Тема: «Увлекательное путешествие».

Задачи:

  • Уточнить представление о числовом ряде, порядке следования чисел в числовом ряду;
  • Тренировать умение решать простейшие примеры на сложение и вычитание;
  • Формировать опыт работы в парах, взаимопроверки и самопроверки по образцу;
  • Тренировать умение сравнивать числа с помощью определения в числовом ряду;
  • Тренировать умение пользоваться часами, выполнять самопроверку по образцу;
  • Формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности.

Используемый материал:

  • Карточки с цифрами от 1 до 10 на каждого ребёнка; з
  • Карточки с изображением часов;
  • Листы с контурным изображением бабочки и вырезанные из цветного картона детали бабочки.
  • Вырезанные из цветного картона детали бабочки. На белой стороне деталей написаны примеры.
  • Изображения нескольких бабочек.

Виды детской деятельности:

  • Познавательно - исследовательская
  • Коммуникативная
  • Изобразительная

Форма организации обучения:

  • Индивидуальная, фронтальная, групповая, подгрупповая.

Методы и приемы:

  • Словесный метод
  • Наглядный метод
  • Практический метод
  • Метод введения в проблемную ситуацию для мотивации воспитанников.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть.

Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей и введение в игровую ситуацию, создавая проблему.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- На каких видах транспорта вы путешествуете?

- Давайте отправимся в путешествие в математическую страну.

-под музыку отправляемся.

-ответы детей

Основная часть.

  • Цель: Уточнить представление о числовом ряде, порядке следования чисел в числовом ряду;
  • Формируемые умения:

Умение ориентироваться в числовом ряду.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

На ковре в тарелочках лежат карточки с цифрами от 1 до 10. (работа в четвёрках)

Остановка «Числовая».

Подойдите к тарелочкам по четыре человека.

Разделите карточки так, чтобы у всех были одинаковые.

Какие карточки оказались у каждого из вас?

Выложите числа по порядку, т.е. образуйте числовой ряд.

-Что происходит с числами при движении вправо (влево).

-Что получится, если к числу прибавить (отнять) 1?

-Насколько следующее число больше предыдущего?

Игра «Цифры соседи».

Отправляемся дальше.

Остановка «Примерная».

Воспитатель собирает детей около доски, на которой размещены изображения несколько бабочек.

Летом было очень много бабочек.

-Что вы можете сказать о крылышках, которые расположены у бабочек слева и справа?

-Хотите выложить бабочку? Сможете это сделать?

Вы будете работать в парах и выкладывать одну бабочку на двоих.

-Для того, чтобы выложить красивую бабочку, сначала нужно решить примеры, написанные на деталях.

-Как вы распределите работу в парах?

После того как все дети решат примеры, предлагаю выложить бабочку (ответ на детали должен совпадать с число, написанным на соответствующей части контура бабочки.

Остановка «Игровая».

Стульчики стоят по кругу.

Игра «Меняйся местами».

-Поменяйтесь местами те, у кого числа  > 5 но < 8.

> 7 но < 10.

> 3 но < 6….

Остановка «Часовая».

«Нарисуй стрелки так, чтобы будильники показывали то же время, что электронные часы».

-Как вы думаете, нужно ли уметь определять время.

-Зачем это нужно уметь?

-Как называются часы, изображённые на картинке?

-Чего не хватает на будильниках?

-Сколько стрелок должно быть на часах?

-Какое время показывают электронные часы наверху слева?

Как надо расположить стрелки на будильнике, чтобы он показывал то же время?

-Как можно проверить правильность выполнения задания?

Остановка «Конечная».

- дети, распределяются  по четвёркам,

договариваются, как разделить, делят.

-дети: 1,2,… 10.

-дети раскладывают числа от 1 до 10.

-Числа увеличиваются (уменьшаются)

- Получится следующее (предыдущее) число.

-На 1.

-дети называют числа.

-Крылышки, расположенные справа, такие же, ка и слева.

Дети по двое садятся за столы (на каждом столе находится лист с контурным изображением бабочки и вырезанные из цветного картона детали бабочки, лежащие белой стороной кверху. На белой стороне деталей написаны примеры).

Ответы детей.

Самостоятельная работа детей.

Для проверки в парах меняются своими деталями и осуществляют проверку.

Дети выкладывают бабочку.

Проверяют с образцом на доске.

Дети берут карточку с любой цифрой и садятся на стульчик.

Дети,  у которых 6 и 7 меняются местами.

Дети садятся за столы.

Ответы детей.

-Электронные и будильники.

-Стрелок.

-5 часов.

Большая стрелка должна быть на 12, а маленькая – на 5.

Дети рисуют стрелки. Аналогично выполняют остальные задания.

Можно посмотреть на часы, расположенные в группе.

Заключительная часть.

Цель: Формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

-Во что вы сегодня играли?

-Какие трудности у вас возникали?

-При желании любые трудности преодолимы.

 

Ответы детей.

 



Предварительный просмотр:

Основные виды воображения

  1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
  2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
  4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Дидактические игры на развитие воображения  дошкольников

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Игра «На что похожи облака?»

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по  цвету, но и по форме.

Воспитатель обращает внимание на то,  что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.

Игра «Портрет заговорил».

Цель. Продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ.

Ход. Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе

Игра «Угадай настроение».

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица.

Ход.  Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.

Игра. «Отгадай и обойди».

Цель. Научить детей определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет.

Ход. Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный - руки как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по  плоскости стола.

Игра «Найди недостаток в портрете».

Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.

Игра « Составь натюрморт».

Цель. Закрепить знания детей о натюрмортах.

Ход. 1задание. Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе.

2задание.Предлагается составить натюрморт из разных предметов (посуда, продукты, цветы, игрушки а также фон для натюрморта). Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.

Игра « Найди картину на палитре».

Цель. Развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры ( холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.

Ход.  1-е задание. Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор. Игра

«Волны».

Ход. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается  «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

Игра. «Игра Шторм».

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.

 Ход. Воспитатель говорит: «Беда тому кораблю, который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, , соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.

Игра «Чего не стало?».

Цель. Развивать наблюдательность. Внимание.

Ход. Педагог закрывает на картине, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.  

Игра « Скульптор и глина».

Цель. Закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.

Ход. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую – ни будь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.

Игра « Найди эмоцию».

Цель. Учить выделять картины по настроению.

Ход. Воспитатель раздаёт детям  пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают глядя на картину

Игра – упражнение « Опиши соседа»

Цель. Учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

Упражнение. «Волны шторма»

Цель. Научить показывать руками «волны» с разной амплитудой движения: первые волны можно изобразить сидя. Дети вместе с педагогом показывают высоту волн  -  каждого вала; называют словами « первый вал», « второй вал»……..  «девятый вал».

Перед упражнением рассматривается картина И.Айвазовского «Девятый вал».

Пластический этюд «Алёнушка»

Цель. Продолжать знакомить детей со сказочным жанром живописи. Показывать  настроение переданное художником на картине, а также позу и эмоциональное состояние

Ход. По желанию ребёнок изображает позу девушки изображённой на картине и её настроение, и затем  предлагает свой вариант её действий дальше.

Игра «Найди в природе яркие и блёклые цвета»

Цель: Учить детей находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их.

Ход. Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях

Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе».

Цель. Погружение в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Ход. Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.

 

Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

      Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 Упражнение «Танец».

      Цель:  развитие эмоциональности и творческого воображения.

      Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную  музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.  Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

   

 Игра «Камешки на берегу».

      Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

      Используется большая картина, изображающая  морской берег. Нарисовано 7-10 камешков  разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.  Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

 

  Упражнение «Волшебная мозаика».

      Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

      Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

      Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить  много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто  сможет сложить из своей мозаики  больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

 

 Игра «Волшебные картинки».

      Цель: учить воображать предметы и ситуации  на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

      Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

      Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

 

Игра «Чудесный  лес».

      Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

      Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами  лес, полный чудес, и рассказать  про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.   Для  задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

Игра «Перевертыши».

      Цель:  учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

      Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку  можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами  все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну  карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

 

 Упражнение «Сказка – рассказ».

      Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

      После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

История жизни

Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

Новые старые сказки

Возмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно она будет не слишком далека от истины?

 

Продолжи рисунок.

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

 

"Фантастическая история".

Вырежьте малышу (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг). Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ.

 

Сладкий арбуз

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно перевести в маленькие игровые эпизоды. Например, ребенок приносит маленький мячик. Взрослый говорит: “Какой красивый мячик. А давай поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем”. Взрослый двигает рукой над мячиком, имитируя разрезание, делает вид, что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: “Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек”.

В другой раз мячик может стать куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек.

Вот еще несколько примеров обыгрывания предметов, которое не займет много времени, но доставит детям большое удовольствие, поможет им в дальнейшем разнообразить свою игру.

 

Посмотри в окошко

Увидив, что ребенок ходит по комнате с колечком в руке, подойдите к нему и спросите: “Что это у тебя, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко?”. Затем, поочередно с ним, посмотрите через колечко комнату, назовите кто, что видит.

Точно также колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка “похожим на бабушку или на дедушку”.

 

Согреем птенчиков

Если ребенок без конца вкладывает одну в другую мисочки-вкладыши, никак не разнообразя игру, то это занятие легко сделать более интересным, если показать малышу несколько шариков и сказать: “Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?” Если ребенок не может сам найти предмет-заместитель, можно сказать: “Посмотри на эту мисочку. Пусть она понарошку будет гнездышком. Хорошо?”. Ребенок наверняка охотно примет это предложение и вместе со взрослым уложит яички в мисочки-гнезда. Затем гнездышки накрываются салфеткой и отставляются в сторонку, чтобы не беспокоить птенчиков. После этого ребенок может продолжить игру сам или вернуться к прежнему занятию. Через некоторое время можно поинтересоваться у малыша, не вылупились ли птенчики. Для дальнейшего развития игры можете положить в другую мисочку несколько фасолин и радостно воскликнуть: “Посмотри, вылупились птенчики, пищат “пи-пи-пи”.

 

Разноцветные салфетки

Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: “Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?”.

Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах.

В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая - песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.

 

Найди зайчика

Если ребенка ничем не занят, достаньте чистый носовой платок (салфетку из ткани) и, держа его за два соседних угла, загляните за него то с одной, то с другой стороны, приговаривая: “А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем”. Затем быстро завяжите каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши: “Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?”. Взрослый берет за оставшийся конец платка и завязывает маленький хвостик: “Вот и хвостик. Давай погладим его”. В то время, когда ребенок гладит хвостик, взрослый незаметным движением подбрасывает зайчика: “Ах, проказник, выпрыгнул. Давай покрепче держать”.

 

Совушка-сова

Перед тем, как играть в эту игру, желательно познакомить малыша с изображением совы в книжке про птиц, вместе рассмотреть, какие у нее большие глаза, какой клюв.

Взрослый берет мячик среднего размера и рисует на нем мелком круглые совиные глаза, уши и клюв. Затем показывает “сову” ребенку, говорит: “Посмотри, какая птичка, это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?” и читает стишок:

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела (вертит перед ребенком мячик)-

Во траву свалилася,

В яму покатилася!” (роняет мячик и наблюдает вместе с малышом, как катится “сова”).

Повторив эту игру несколько раз, можно предложить ребенку самому повертеть сову в руках, показать, как она катится в яму.

 

Яблочко

Покажите ребенку маленький мячик или шарик (деталь от конструктора или пирамидки): “Посмотри, какое у меня яблочко”. Затем положите его на стол и подталкивайте, читая стишок:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду -

Бульк! (шарик падает со стола).

Игра повторяется несколько раз. Наверняка, ребенок захочет и сам покатать яблочко.

 

Дудочка

Покажите ребенку фломастер, карандаш или круглую палочку: “Посмотри, какая у меня есть дудочка. Послушай, как она играет”. Затем “играет” на дудочке: “Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во дуду”. После этого предлагает подуть в нее ребенку, вновь повторяя слова потешки.

Игру можно сделать совместной, если взять две “дудочки” и дудеть в них одновременно или по очереди.

 

Бабочки

Для этой игры нужно приготовить небольшой цветной плотный лист бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги. Положите маленькие листочки на картон и покажите ребенку: “Посмотри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели”. Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает ребенку поймать бабочек и посадить их на лужок.

 

Курица и цыплята

Если ребенок передвигает с места на место кубики, придвиньте один из них к себе и разбрасайте рядом камушки (крупные пуговицы): “Посмотри, вот курочка. Она гуляет со своими детками-цыплятками. Она говорит им: “Ко-ко-ко. Клюйте зернышки, как я”. Положите руку поверх кубика с выставленным вперед указательным пальцем, имитируя им клев, затем предложите сделать то же самое ребенку с кубиком и с камушками, изображая писк птенцов.

Можно ввести в игру два кубика-курочки разных цветов и играть с ребенком параллельно.

 

Где мое окошко?

Эту игру можно организовать с дидактическими материалами, лучше всего объемными формами-вкладышами. Взрослый показывает ребенку объемную форму с вкладышами и говорит, что это домик, где живут малыши. Малыши отправились гулять, а потом захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки они могут попасть в дом. Предложите рассмотреть окошки и помочь малышам зайти в дом. Похвалите ребенка за старание, поблагодарите его от лица малышей.

 

Козлята и волк

Положите на стол коробку из-под обуви и несколько маленьких кубиков: “Это козлята, а это их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вдруг прибежал волк (с помощью большого кубика или, сжав кисть своей руки, изобразите волка), хотел съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в свой домик. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем”. Вместе с ребенком быстро спрячьте кубики в коробку. Волк убегает. По желанию ребенка игру можно повторить.

Эту игру можно разнообразить, играя, например, в “зайчиков и лису”, в “кошки-мышки”, “воробышки и кошка” и пр.

 

Качели

Привяжите ленточку или шнурок к небольшой крышке (от духов, пластмассовой банки и пр.), предварительно сделав в ней отверстия, и скажите ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика (качает). А сейчас посажу на качели птенчиков (кладет в коробку маленькие шарики или пуговицы). Хочешь их покачать?». По ходу игры можно спрашивать у пупсика или птенчиков, не боятся ли они, в зависимости от «ответа» качели можно раскачивать посильнее или послабее.

Качели можно превратить в карусели и весело раскручивать их.

 

Игры с проволокой

Для этих игр нужно подобрать мягкие проволочки, обмотав их разноцветными толстыми нитками. Взрослый показывает ребенку проволочку и говорит: “Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон машинка едет, а вон мишка сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?” Ребенок вместе со взрослым делает окошко, рассматривает в окошко комнату, называет то, что видит.

Затем взрослый говорит: “А давай, теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось, светит для всех”. Покажите, как солнышко медленно поднимается. Потом предложите ребенку самому поиграть с солнышком.

После этого можно сделать из проволочки домик и согнуть ее в виде треугольника. - “Посмотри, какой домик. Тук-тук, кто в домике живет?”.

Взрослый: “ А теперь на что это похоже?” (снова сворачивает проволочку в кольцо). Если ребенок придумывает что-то свое, например, говорит, что это руль от машины (на третьем году жизни дети сами могут придумывать оригинальные замещения предметов), подхватите предложение и дайте возможность ребенку самому поиграть в такую машинку.

Обыграв таким образом проволочку, можно предложить ребенку самому что-нибудь сделать из нее, каждый раз интересуясь, что получилось.

Приведенные примеры показывают, насколько разнообразными и неожиданными могут быть способы использования самых разных предметов. Для того, чтобы расширить возможности такого рода фантазий, нужно, чтобы в комнате было выделено специальное место для хранения предметов, не имеющих определенной функции. Таким местом могут стать коробки из-под обуви, пластмассовые или деревянные емкости разных разметов. В них можно хранить пуговицы, катушки, жестяные и пластмассовые крышки от банок, ореховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, мягкие проволочки, отдельные детали конструкторов и мозаик. Имея под рукой все это богатство, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу, тропинку, ручеек или речку, палочку - в мостик или лодочку, камушки - в конфетки, катушку - в плиту и т.д. И вокруг каждого из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

 

Солнечные зайчики

В эту игру весело играть в солнечную погоду. Возьмите маленькое зеркальце и пускайте солнечных зайчиков на потолок, на стены, на пол. Следите за ними вместе с малышом и читайте стихотворение:

Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики.

Мы зовем их –

Не идут.

Были тут –

И нет их тут.

Прыг, прыг

По углам.

Были там – и нет их там.

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не нашли?

(А. Бродский)

 

На что это похоже?

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе со взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в таких материалах что-то знакомое. Играть в такие игры можно, например, на прогулке. К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.). Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в неопределенном рисунке на платьице или на курточке.

 

Волшебные фигурки

Достаньте коробку с небольшими кубиками и скажите ребенку: «Знаешь, это волшебные кубики. Из них можно сделать любую фигурку. Хочешь, я соберу из них звездочку?». Выложите кубики уголками так, чтобы получилась звездочка. Затем предложите малышу самому собрать такую же фигурку, спросите, что малыш хочет сделать еще.

От вашей фантазии зависит, сколько фигурок вы можете предложить ребенку. Это могут быть цветочки разных цветов и размеров, большая и маленькая клумбы, любые ритмические композиции.

Представь себе, что ты…

Эта игра — разновидность известного всем со студенческой скамьи «Крокодила». Она способствует развитию не только воображения, но и актерского мастерства. Играть в нее можно на занятиях, прогулках и даже в гостях. Причем число участников не ограниченно.

Ход игры:

  • Загадайте ребенку слово и попросите его изобразить. Начинать игру нужно со слов: «Представь, что ты… арбуз (медведь, грузовик, доктор, камень и т. д.)»
  • Сообщите, что вы забыли слово, которое загадали малышу, и постарайтесь «угадать» изображаемое ребенком. Не торопитесь с правильным ответом. Сделайте вид, что никак не получается — выдвигайте смешные версии. Но не переусердствуйте, 2–3 ошибки достаточно.
  • Потом обязательно похвалите ребенка и предложите ему угадать слово, которое вы будете изображать.

Со временем вы можете привлечь к этой игре всех домочадцев. В этом случае угадавший слово будет показывать следующее. Поверьте, такая игра хорошо развлечет вас и разовьет воображение ребенка!

Что будет, если…?

В этой игре вы и ребенок будете оперировать словесными образами. Для подкрепления фантазии продукт воображения можно фиксировать на бумаге.

Ход игры:

  • Попросите ребенка рассказать, что будет, если… любое фантастическое действие (у холодильника вырастут ноги, слон проглотит дом, рыба купит шубу и т. д.).
  • Внимательно слушайте рассказ малыша и можете даже нарисовать комикс на бумаге.
  • Если ребенок затрудняется самостоятельно фантазировать, помогите ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте свой вариант развития событий.

Если ребенку очень тяжело, начните игру с нефантастических идей. Предложите ему представить, что будет, если в гости придет его друг или бабушка испечет пирожки. И не переживайте, что к 5 годам ребенок может не справляться с продуцированием сложных фантазий. Всему свое время!

Помощь художнику

Эта игра направленно развивает творческое воображение ребенка. Вариантов ее несколько. Это и рисование по точкам, и дорисовывание второй половинки картинки, и раскрашивание, и детализация рисунка, и многое другое.

Кстати, для подобной игры вовсе необязательно самостоятельно подготавливать исходный материал. Можно приобрести уже готовые раскраски с заданиями для детей 4–5 лет. Нужно сразу отметить, что такие же дидактические материалы есть и для более старшего возраста. Они помогают развивать творческое воображение и мелкую моторику рук, что благотворно сказывается на подготовке к школе.

Игры для развития воображения у дошкольников 6–7 лет

К этому возрасту у детей большой багаж знаний, умений, образцов поведения и прочих образов, которыми они могут оперировать. Поэтому основная задача — научить составлять планы и комбинировать различные образы. При этом ребенок уже должен четко понимать, как бывает в реальности, а как нет. Справиться с этими задачами помогут игры:

  • Чудо-лес
  • Цепочка ассоциаций
  • Писатель

Чудо-лес

Эта игра способствует развитию творческого воображения. Для нее понадобится листок с нарисованными заранее несколькими деревцами и разнообразными точками, линиями, фигурками и «загогулинами». Задача ребенка — превратить все это в лес. Причем по желанию взрослого это может быть настоящий лес или фантастический. Обязательно уточните этот момент, когда будете давать задание ребенку.

Точно по такому же принципу можно создать «чудо-поляну», «чудо-океан», «чудо-Африку» и прочие «чудесные» картины. После рисования можно продолжить «работу» с полученными изображениями. Например, попросите ребенка составить рассказ по нарисованной им картине. И опять же, только от вас зависит, будет ли рассказ фантастическим или реалистическим.

Цепочка ассоциаций

Эта игра напоминает всем известную игру «Слова». Но в отличие от нее ребенку следует подбирать не слово на последнюю букву, а слово соответствующее эпитету. Например, такая цепочка может выглядеть следующим образом: «кот-полосатый-матрас-мягкий-мех-шуба-…" Продолжать игру можно сколь угодно долго.

Также для развития воображения будет хорошо поиграть в видоизмененную игру — в «Цепочку противоречий».

Ход игры:

  • Называется слово
  • Ребенок говорит: «Это хорошо, потому что…»
  • Взрослый опровергает аргумент: «Это плохо, потому что…»
  • Ребенок опять хвалит аргумент взрослого и так далее.

Пример подобной игры: Лето — хорошо, потому что можно загорать на пляже. Загорать на пляже плохо, потому что можно сгореть на солнце. Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями.

Эта игра учит критическому восприятию прописных истин и позволяет ребенку уйти от стереотипного мышления. К тому же «Цепочка противоречий» развивает способность во всем видеть только хорошее, что пригодится малышу и во взрослой жизни.

Писатель

Эта игра способствует развитию творческого воображения и учит ребенка планированию действий. Для нее вам понадобится тетрадь и цветные карандаши или фломастеры. Сообщите ребенку, что отныне он писатель и должен сочинить сказку. В первый день попросите составить план сказки. Это должен быть последовательный ход событий. Кратко запишите этот план в тетрадь и попросите ребенка нарисовать «обложку» для сказки.

Начиная со следующего дня, ежедневно расписывайте события сказки в подробностях. Сочинительством, конечно же, должен заниматься ребенок и иллюстрированием тоже, а вот, записывать истории за ним придется вам. Получившиеся произведения можно вечером зачитывать в семейном кругу. Если ребенку забава понравится, то можно написать целую серию сказок. Только следите, чтобы все рассказы были последовательны и соответствовали предварительно составленному плану.



Предварительный просмотр:

Конспект

 занятия по познанию ФЭМП

«Путешествие в сказку»

(старшая группа).

Составила воспитатель Соскина Л.Е.

Тема: Число 0. Цифра 0.

Цель:

1)сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

3) тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры с количеством;

4) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Материал:

Карточки с цифрами от 1до9, с записью числа 0; карточки с изображением одного и того же  дерева в разное время года.

Раздаточный:

Карточки  с разным количеством геометрических тел; квадраты разного цвета (3 оранжевых, по 1 красный, коричневый, синий, зелёный, розовый, серый.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Введение в игровую ситуацию.

Педагог: «Ребята, сегодня утром, когда я пришла на работу, мне на вахте вручили письмо. Но я не стала распечатывать это письмо, так как оно адресовано вам.                               Давайте его откроем?                                                                                                                Педагог читает: «Дорогие ребята, помогите, пожалуйста! У нас в стране Чудес приключилась беда. Злой Карабас – Барабас захватил в плен Буратино. Помогите освободить Буратино.              Жители страны Чудес».                                                                                                                                                                                                                                                            

- Поможем жителям страны Чудес освободить Буратино? (Да.)                                                                                  - Итак, отправляемся в путь, в страну Чудес.

Актуализация знаний.

Ребята, а вы не заметили в группе на полу ничего необычного?

Посмотрите, да тут же лежит волшебный камень. Давайте обратимся к нему. Может он нам подскажет, как попасть в страну Чудес. Посмотрите, под камнем лежит письмо.  

Педагог читает: «Если хотите найти Буратино, то  сначала наведите порядок. Вы должны отобрать все карточки, на которых нарисовано 9 геометрических тел.

Дети выбирают карточки с нарисованными на них 9 одинаковыми геометрическими телами.

Воспитатель проверяют с детьми правильность выполненного задания, если кто-то выполнил не правильно, исправляют с детьми.

Одно задание выполнили.

Отправляемся дальше.

  Найдите в группе такой предмет,  на котором есть  цифра 5.                                                                                                                    Дети находят в группе шкатулку с цифрой 5.                                                                                         Открываем шкатулку, а в ней письмо и конверты  с заданиями.

Педагог читает письмо: «Вы  найдете дом Буратино, если   выполните  мои задания! Карабас – Барабас.»

Помогите Мальвине решить задачку и научить Буратино писать цифру 0.                                                                                                                                                               Педагог: Попробуем выполнить задания?  

Дети подходят к столам. Перед каждым ребёнком находятся 9 квадратов: 3 оранжевых, 1 красный, 1 коричневый,1 синий, 1 зелёный, 1 розовый, 1 серый.

Однажды Мальвина учила Буратино.

Пошла Мальвина в лес и нашла вот столько (1) подберёзовиков.

- Как выдумаете, почему этот гриб так называли? (Ответы детей).

Дети перед собой кладут коричневый квадрат.

Потом нашла вот столько (3) лисичек.

Почему эти грибы так называли?

В корзину к Мальвине случайно попал один мухомор. Дети кладут перед собой красный квадрат.

Затем она нашла вот столько (4) разноцветных сыроежек. Дети берут 4 квадрата разного цвета.

-Сколько всего грибов собрала Мальвина?

Села она на пенёк, а тут к ней ёжик и белка подошли. Стали они вместе пересматривать грибы. Мухомор сразу выбросили (Дети отодвигают в сторону красный квадрат).

Лисички и подберёзовик Мальвина отдала ёжику (дети отодвигают в сторону).

Остальные отдала белочке.

-Что можно сказать о количестве грибов, которые Мальвина отдала ёжику и белке.

- Сколько грибов осталось у Мальвины?

Затруднение в игровой ситуации.

Стала Мальвина проводить урок с Буратино.

Просит написать Буратино,

- Сколько грибов осталась у меня?

Буратино думал, думал и поставил кляксу.

-Ребята покажите, какую цифру надо было написать?

Если дети взяли разные карточки, выясняем, кто прав.

-Что же нам делать?

Открытие нового знания.

-Что делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (ответы детей).

Дети открывают учебник и узнают правильную запись числа 0.

Делаем вывод: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».

Теперь мы тоже, знаем, как пишется цифра 0. Отправляемся в путь.

На полу имитация болота прыгнем с кочки на кочку, и оказываемся около домика (театр. уголок, где сидит Буратино). Здороваемся с Буратино и приглашаем с нами поиграть.

Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

Дид. игра «Времена года». (по книге).

Объясняем Буратино, что такое 0 и как пишется цифра 0.

Предлагаем с нами остаться в группе и учиться вместе.

Работав учебнике-тетради Ч.3. №1.стр.13.

Итог занятия.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в страну Чудес. Мы смогли помочь Буратино, чем мы помогли ему?

Воспитатель хвалит детей за то, что научили Буратино узнавать цифру 0.



Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной группе

«Электричество в нашей жизни».

Составила воспитатель Соскина Л.Е.

Вид проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: Познакомить детей с электричеством, где и как оно используется.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как будем узнавать?

Нельзя втыкать предметы в розетку.

Чтобы не сидеть в темноте, мы включаем свет.

Электричество передаётся по проводам.

Откуда в проводах электричество?

Почему в фонарике не горит лампочка, если нет батарейки?

Что такое электростанция?

Прочитаем в энциклопедии.

Проведём эксперимент.

Спросим у папы.

Посмотрим интернете.

Задачи:

  • Познакомить с тем, от куда к нам приходит Электричество.
  • Рассказать о значении электричества в современной жизни.
  • Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
  • Формировать потребность в экономии электроэнергии.
  • Развивать исследовательские умения (задавать вопросы, наблюдать, видеть проблему, сравнивать, обобщать, анализировать…)
  • Вызвать у родителей желание вместе с детьми экономить энергию.

Ожидаемый результат: Воспитанники, знающие историю возникновения электричества, умеющие рассказать о его необходимости в современной жизни; желающих принимать участие в экономии электроэнергии. Родители, с желанием участвующие в проекте, помогающие детям правильно пользоваться электроприборами, экономить электроэнергию.

Продукт деятельности:

  • Подбор иллюстраций об электричестве.
  • Оформление дидактической игры «Путешествие во времени».
  • Экспериментирование «Как загорается лампочка?»

Стихи и загадки об электричестве.

Реализация проекта:

Игровая деятельность.

  • Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
  • Дидактическая игра «Путешествие во времени».

Познавательная и речевая деятельность.

  • Стихи и загадки об электричестве.
  • Рассматривание иллюстраций и презентаций с изображением электростанций.
  • Чтение произведений об электрическом токе.

Творческая деятельность.

  • Беседа на тему: «Откуда к нам приходит электричество?»
  • Беседа на тему: «Электричество и электроприборы».
  • НОД «Волшебное электричество».

Работа с родителями.

  • Привлечь к подборке иллюстраций, презентаций, литературы об электроэнергии, электроприборах, электростанциях.
  • Помощь в создании элементарной электроцепи (проводки, батарейка, лампочка) «Как загорается лампочка».

Презентация проекта: 

Составление миниатюрных фонариков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД о образовательной области "Познание" в подготовительной группе."Грибы".

Целью НОД является систематизация знаний и представлений у детей о грибах, их многообразии....

КОНСПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ФГОС НА ТЕМУ: « НАШ ДРУГ ЦАРИЦА МАТЕМАТИКА » Воспитатель: Иванова М.И. В подготовительной группе (6-7 лет)

Виды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, продуктивное, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-эстетическое.Цель: воспитывать любовь к математике; чувст...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в прошлое книги».

Цель. Познакомить детей с историей создания книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; познакомить и вызвать интерес к творческой...

«В мире животных». Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной группе

Цагикян А.Г. Тема: «В мире животных». Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи.Воспитательные задачи: воспитывать ин...

«В гостях у сказки» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие», подготовительная группа

Обобщить знания детей о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев...

Конспект НОД в образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Наша страна - Россия»

                                       Занятие знакомит с понятиями как  Родина, Ро...