Индивидуальная работа на во время НОД по ФЭМП
консультация по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Сикорская Инна Сергеевна

Значение индивидуальной работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы по ФЭМП20.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»

Сообщение

Индивидуальная работа с детьми

во время НОД по формированию элементарных математических представлений

Подготовила

Воспитатель МБДОУ ЦРР № 58 «Белочка»

Сикорская И. С.

Г. МЫТИЩИ

2017г.

Процесс формирования у детей элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в процессе систематически проводимой работы на занятиях и вне их, которая направлена на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. Именно при помощи дидактического и раздаточного материала воспитатель может организовать познавательную деятельность детей через индивидуальную работу с ними.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, сравнениях, зависимостях ("равно", "больше", "меньше", "целое и часть"),в зависимостях между величинами, в зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными. Это позволяет поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создает предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.

У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление

самостоятельно их приобретать. Стремясь к этому, воспитатель использует приемы как коллективного занятия, так и индивидуальную работу на занятии и вне его.

Особенность развития психики детей старшего дошкольного возраста в том, что они легче усваивают материал, проводя самостоятельные научные изыскания, пропуская исследования через свои руки, изучая мир «на ощупь». Самостоятельная работа и индивидуальная работа на занятии в некотором роде синонимы. Давая возможность детям самостоятельно измерить, сконструировать, сравнить, воспитатель видит успехи и затруднения каждого ребенка, спеша на помощь и торопясь на похвалу. Найдя ключик к душе каждого малыша, педагогу не составит труда правильно стимулировать познавательную деятельность детей и вовремя помочь в преодолении трудностей.

Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.

Работа по развитию математических представлений в основном осуществляется на занятиях. Как следует строить их, чтобы обеспечить прочное усвоение детьми знаний?

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Особую роль в приобретении знаний, исследовательской работе, усвоении материала играет индивидуальная и самостоятельная работа на занятии. Благодаря ей устанавливается тесная взаимосвязь воспитателя с каждым ребенком, что позволяет наиболее точно оценить уровень понимания, усвоения материала и необходимость работы с отдельными детьми вне занятий.

Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.

В зависимости от сложности нового материала воспитатель может использовать самостоятельную индивидуальную работу в начале занятия (на 3-5-й минуте) с целью исследования и последующего вывода, в середине занятия (на 6-15-й минуте) для приобретения необходимых навыков, либо в конце занятия (на 15-25-й минуте) для закрепления нового материала или повторения ранее пройденного.

Использование на занятиях приема индивидуальной работы стимулирует развитие интеллектуальных способностей детей. Если детям предложена мыслительная операция, при помощи которой необходимо сделать вывод, перед ребенком ставят вопрос: почему он так думает? Обоснование собственного вывода - один из самых сложных моментов в обучении. К образному мышлению детей подключается логическое мышление и речь.

Возьмем, к примеру, приемы сопоставления совокупностей предметов. Сравнивая совокупности предметов (выявляя отношения равенства и неравенства), дети осваивают способы практического сопоставления их элементов. Опять на помощь приходит индивидуальная самостоятельная работа на занятии. Педагог рисует на доске 6 кружков, а справа - 5 овалов. Детям предлагается выложить такие же множества фигур у себя на столе, используя раздаточный материал. Заметим, что количество фигур не зависит от их цвета и размера. Задается вопрос: «Каких фигур больше (меньше) и почему? Как проверить? А если не считать?» Кому-либо из детей предлагается каждый кружок соединить в пару с овалом у доски. (Остальные дети делают то же, но на своих столах.) Ребенок выясняет, что 1 кружок оказался лишним, значит, их больше, чем других фигур. «Как можно по-другому сформулировать этот вывод, используя слово «меньше»? Другой ребенок объясняет, что 1 овала не хватило, значит, их меньше, чем кружков. «Что надо сделать, чтобы фигур стало поровну?»

При изучении темы «Деление предметов на части» дети учатся видеть части в целом предмете, выявляют отношение целого и части, уясняют понятия «равные части», «неравные части». Раздав детям полоски бумаги разной длины и ширины, фигуры разной формы и величины, можно дать задание: разделить на две (четыре) равные части. Либо по рядам: 1-й ряд делит на 2 равные части; 2-й ряд делит на 4 равные части; 3-й ряд делит на 3 неравные части. Воспитатель помогает. Затем результаты обсуждаются.

При изучении темы «Порядковый счет» в качестве игрового индивидуального упражнения можно использовать игру «Веселые клеточки», которая состоит из игрового поля (на каждого ребенка) с 10-ю клеточками и набора картинок. Воспитатель диктует задания, дети самостоятельно выполняют: «В 4-ю клеточку положите матрешку, во 2-ю положите квадратик и т.д.» Когда поле заполнено, педагог задает вопросы: «Что расположено в 10-й клеточке?» И т.д., обращаясь поименно к каждому ребенку. Подобную игру можно провести, раскрашивая клеточки в тетради.

В интересной форме закрепить знания прямой и обратной последовательности чисел позволяют упражнения с лесенкой. Дети

шагают по ступенькам лесенки то вверх, то вниз, считая либо количество ступенек, которые они уже прошли, либо то число ступенек, которое им еще осталось пройти, т. Е. Ведут счет то в прямом, то в обратном порядке. Для упражнения детей в прямом и обратном счете можно использовать линейку в качестве числового отрезка. Упражнения с числовой лесенкой позволяют закрепить знания о связях и отношениях не только между смежными числами, но и между остальными числами в ряду. Кроме того, они помогают осознать значение слов «предыдущее» и «следующее» число, соседи числа.

Игра «Угадай число» с индивидуальным набором карточек с цифрами от 1 до 9, так же, позволяет успешно закреплять знания детей по данной теме.

К приходу в школу дети должны различать и правильно называть следующие геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, четырехугольник, шар, куб, цилиндр, уметь находить в предметах известные им формы.

Для закрепления и уточнения знаний дают различного рода задания на воспроизведение фигур. Дети вырезывают плоские фигуры из бумаги, лепят объемные из пластилина, преобразуют фигуры, получают из них другие. Широко используют упражнения в зарисовке фигур.

Выделить свойства, элементы фигур, определить их количество и пр. Позволяет использование приемов наложения, приложения, обрисовки. Важно, чтобы дети самостоятельно выделяли признаки отличия и сходства между фигурами, а роль воспитателя сводилась бы к уточнению выводов. «Геометрические фигуры и формы» - благодатная тема для индивидуальной и самостоятельной работы на занятии.

Большое внимание по-прежнему отводят упражнениям в группировке фигур по разным признакам: цвету, форме, размеру и количеству углов. При индивидуальной работе с наборами фигур и тел задания варьируют: "Отберите из группы все фигуры синего цвета. Есть ли среди них прямоугольники? Назовите форму остальных фигур. Выделите все квадраты. Какого они цвета, размера? Разложите их по порядку, начиная с самого маленького. Отберите все маленькие фигуры. Какой формы фигуры вошли в вашу группу? Есть ли среди них четырехугольники? Назовите, какого они цвета. Сколько их?"

Вначале воспитатель помогает детям выделить признаки фигур, а позднее они самостоятельно решают, по каким признакам можно

сгруппировать фигуры, сколько групп получится, сколько фигур попадет в ту или иную группу, то есть предварительно планируют действия, а затем их производят.

К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: "налево - направо", "вперед - назад" и тому подобное. Прекрасным примером индивидуальной самостоятельной работы при изучении этой темы может являться рисование по клеточкам или игра «Художники- волшебники». Из исходной точки проводится непрерывная линия под диктовку воспитателя: две клеточки вправо, три клеточки вниз, одна - влево и т.д., пока не получится картинка. Упражнение достойно внимания педагогов, поскольку оно развивает ориентировку на плоскости, на листе в клетку, мелкую моторику пальцев, внимание, усидчивость, навык прямого устного счета, побуждает интерес к результату.

Нельзя умолчать о роли дидактических игр в развитии математических способностей детей на занятиях.

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, стихи, загадки и конечно же дидактические игры.

Знакомя детей с цифрами, я использую игры: «Слепи цифру из пластилина», «Превращалки» со счетными палочками (на закрепление знания цифр и развитие логического и пространственного мышления), «Математическое домино», «Найди пару» (на соответствие числа и цифры), «Найди свое место» (на закрепление порядкового счета), «Художники-волшебники» (рисуем цифру - веселого человечка). Последнее время детям очень нравится дидактический материал под названием «Игры Воскобовича». Дети с большим удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр и цветов.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игры: «Все фигурки - в домики», «Засели домик», «Подбери заплатку», «Геометрический ребус», «Волшебное письмо», «Сложи узор», «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя. Изучая цифры и числа первого десятка, играем в игру «Назови соседей числа», «Угадай число», «Засели домики».

Чтобы детям было интересней решать примеры на сложение и вычитание, мы решили превратить сухое решение примеров в развивающую игру «Оживи картинку». Даю детям картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету. Это задание дети очень любят и выполняют с особым удовольствием.

Для развития внимания и зрительной памяти я много лет использую игру «Внимание» с картинками, а затем с геометрическими фигурами и символами. Также, играем в игры «Что изменилось?» и «Запоминайка».

Для развития логического мышления использую такие игры: «Колумбово яйцо», «Танграм». Дети выкладывают изображения предметов  как по образцу, так и по памяти.

Для развития наглядно - символьного мышления использую игры «Путешествие по волшебному лесу» и «Найди пиратский клад».

В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план «Индивидуальная работа по формированию ФЭМП c детьми дошкольного возраста»

календарно-тематическое  планирование  на год по теме  «Индивидуальная работа по формированию ФЭМП c детьми  дошкольного возраста»...

перспективное планирование индивидуальной работы по ФЭМП.

описание планирования индивидуальной работы по ФЭМП....

Планирование дидактических игр в индивидуальной работе по ФЭМП

Планирование дидактических игр в индивидуальной работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект индивидуальной работы по ФЭМП

Создание условий для формированиюя математических представлений...

Карта для индивидуальной работы "Закрепление числа и цифры 10" (ФЭМП)

Авторская разработка. Карта для индивидуальной работы  "Закрепление числа и цифры 10" (ФЭМП)...

Карты задания для индивидуальной работы дошкольника по теме "Весна" (образовательная область ФЭМП)

Карты задания для индивидуальной работы дошкольника по теме "Весна" (образовательная область ФЭМП)...

Индивидуальная работа по ФЭМП

Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его математического развития и ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения п...