конспекты занятий по математике
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Кулиева Севиндж Садатгулу кызы

конспекты занятий по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatieno5_i_no6.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие « В осеннем лесу»                                      

(Развитие элементарных математических представлении+ ознакомление с окружающим миром +двигательная активность)

Цели:

Обучающие:

1.Обучать проведению мыслительных операций, анализа и синтеза

2.Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; о повадках диких      

   животных средней полосы;

3. Закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10 и знания  

    натурального ряда чисел;

 4. Формировать навыки прибавления и вычитания единицы, навыки  измерения длины, навыки ориентирования на листе бумаги;

   

Развивающие:

  1, Развивать   логическое мышление, внимание, память, речь.

   2.Развивать  творческое воображение;

           

Воспитательные:

 1.Пробуждать у детей познавательный интерес;

  2.  Формировать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Материалы: Игрушка Лесовичок, наборы картинок на тему «Осенний лес», «Дикие животные», конверт с письмом от Лесовичка, план дороги к лесу на листе формата А2, листы белой бумаги для выкладывания плана, наборы геометрических фигур,  наборы числовых карточек (от 1 до 10) по количеству детей, карта для путешествия по лесу.

Ход занятия:

 Часть 1. Задание на развитие памяти.

Дети сидят на ковре, перед ними конверты с геометрическими формами и листы бумаги для их выкладывания.

Воспитатель: Сегодня ребята я хочу поговорить с вами о том, что происходит осенью в лесу, о том, как готовятся к зиме лесные звери. Для этого я предлагаю вам отправиться в осенний лес в гости к одному моему другу. Его зовут Лесовичок. Только вчера я получила от него письмо. Оно адресовано не только мне, но и вам. Послушайте, о чем он пишет: «Дорогие ребята! Пишет вам маленький Лесовичок. Я живу в лесу, слежу за порядком в нем. Если вам интересно как живет большой лес, приходите ко мне в гости. Дорога к моему лесу простая. Посылаю вам план как добраться до моей лесной полянки и подсказки, они помогут вам соорентироваться в дороге».

 Вот что еще пишет Лесовичок. Он объясняет дорогу к своему дому: «Вы выезжаете из города мимо больших домов, затем проезжаете мимо синего озеро, мимо круглой клумбы с красными астрами, мимо желтой булочной, мимо прямоугольного поля. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам и красной рябинке. До встречи ваш друг Лесовичок». Воспитатель: Ну что хотите побывать в лесу? Тогда посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить.

Воспитатель показывает детям план в течении 30-40сек. После чего предлагает восстановить этот план по памяти на листах белой бумаги. (включить рисунок плана).

Часть 2. Закрепление знаний чисел первого десятка.

Физкультминутка в лесу.

 Мы шли, шли, шли                                          Шаги на месте

Земляничку нашли                                            

Сели, поели,                                                      Приседают ,касаясь пола руками

Опять пошли.                                                    Шаги на месте.

Мы шли, шли

Наконец куда надо пришли.

А пришли мы на лесную опушку.                  Подходят к столам и садятся.

Воспитатель: мы добрались до лесной опушки. Вот перед вами осенний лес (показывает иллюстрации с изображением осеннего леса). Прежде чем войти в него давайте вспомним правила поведения в лесу. (Воспитатель побуждает детей к разговору, задает им вопросы-подсказки). Какие одежду мы одеваем для прогулки в лесу? Как нужно ходить по лесу? Почему опасно сходить с протоптанных лесных тропинок? Можно ли рвать, а тем более пробовать на Воспитатель: Лесовичок вкус незнакомые растения?

нарисовал карту и дал нам подсказки как от лесной опушки добраться до его избушки. Для работы с планом нам понадобятся карточки с числами от 1 до 10. Пожалуйста, разложите их на ваших столах в ряд в порядке возрастания от 1 до 10.

(Вставить фотографию с планом).

Воспитатель: Когда мы гуляем по лесу, мы видим очень много разных деревьев.

Физкультминутка «Осень»:

Березы косы расплели,                                Покачивание головой

Руками клены хлопали.                               Поднимают руки в стороны

Ветра холодные пришли                             Махи руками над головой

И тополи затопали.                                      Одновременно с махами руками, топают ногам

Дубы, огромные, всегда,                             Тянутся вверх, встают на цыпочки

Как будто меньше стали.                            Приседают, колени вместе, руки на коленях

Лишь елочка пригожая                               Вращение туловища вокруг вертикальной оси,

К зиме похорошела.                                     руки двигаются свободно вслед за туловищем. 

Воспитатель: Мы с вами немного увлеклись, заигрались, а нас ведь ждет карта Лесовичка и подсказка. Нам нужно добраться до дороги. А вот какие подсказки прислал нам Лесовичок: « От лесной опушки идите по той тропинке, длина которой 5 метров».

Предлагаю вам решить примеры, записанные на карте и найти нужную тропинку. (Дети решают примеры 3- 1 и 4+1, показывая ответ числовыми карточками, и выбирают нужную дорогу). По какой же дорожке вы пойдете? По правой или по левой? По левой. Тогда мы подойдем к клену с красными листьями.

От клена ведет одна дорожка – к ели. Найдем расстояние до него. Лесовичок пишет, что длина дорожки меньше 5, но больше 3. Что это за число? (Дети показывают ответ карточкой). Правильно 4. Идем к ели.

От ели ведут две дорожки – к желтой осине и красной рябине. Лесовичок пишет, что дальше нужно идти по дорожке, длина которой равна числу, которое следует за числом 5.

(Дети решают примеры 3+1 и 5+1, показывая ответ числовыми карточками, и выбирают нужную дорогу). Длина нужной дороги равна 6, значит, мы пойдем к осине.

От осины к домику Лесовичка ведет одна дорога, но мы должны узнать ее Часть 3. «Домик Лесовичка».

длину, решив пример 6-1.  (Дети показывают ответ карточкой).

Воспитатель: Теперь, ребята, мы оказались на полянке, где стоит несколько домиков. Справа от дороги мы видим  домик. Он расположен под корнями упавшего дерева. В нем живет зверь, который в народе называют «хозяином»:

Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,

А когда придет весна, пробуждается от сна.

Кто это? Конечно же, медведь. Как раз он и начинает готовить себе берлогу для зимней спячки. Кто покажет его домик? (Дети открывают окошко нужного домика, там картинка с изображением медведя).

В крайнем домике, с левой стороны полянки живет вот какой зверь:

Прыг – скок, прыг – скок,

Длинно ушко, серый бок.

Вы быстро угадали, что это заяц. А в загадке есть неточность, потому что осенью наш зайка уже не серый. Он начинает постепенно белеть, меняя свою летнюю серую шубку на зимнюю – белую. (Вызывает ребенка, чтобы он показал домик зайца, дети открывают окошко нужного домика, там картинка с изображением зайца).

Физкультминутка «Зайка» на ковре:

Ну-ка зайка поскачи, поскачи,                  Выполняют движения по тексту.

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к елочке беги

И скорей назад скачи.                                Рассаживаются за столы.

Воспитатель: А про кого эта загадка?  

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый. краса. А зовут ее …..?       (Лиса).

Лисий дом находится слева от домика медведя и справа от домика зайца. Перед домом тропинка, а за домом растет большой дуб. Покажите ее домик. Может кто-нибудь из вас рассказать что-нибудь интересное про лисичку, как она готовится к зиме? (Выслушивает рассказы детей). Она отращивает себе более густую и теплую шерстку, чем была у нее летом. Даже на подошвах лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу как в валенках. А вот припасов она на зиму никогда не делает. Да и зачем они ей, лиса охотится круглый год.

Рядом с домиком зайца, слева от дуба поселился мешок с иголками. Так в шутку называют кого? (Ежа). (Приглашает одного из детей показать домик ежа). Действительно здесь живет еж. А вы знаете, как еж готовится к зиме? (Ответы детей). Ежик, как и медведь всю зиму спит в своей норе, поэтому забот у него осенью много: утеплить норку, да накопить побольше жира под кожей, чтоб зимой не чувствовать голода.

Физкультминутка «Ежик»  около столов:

Ежик топал по тропинке                                Ходьба на месте

И грибочек нес на спинке.

Ежик топал не спеша

Тихо листьями шурша.

Справа от дуба, за домиком медведя находится домик другого зверя:

Кто в лесу разбойник серый? Кто зубами щелк да щелк?

Вы конечно догадались: это злющий страшный …          

Правильно, волк. Его еще называют «санитаром леса». К зиме он тоже, как лиса, отращивает себе густую шерсть. Такую густую, что может даже на снегу спать и ему не бывает холодно.

За дубом в верхнем левом углу полянки живет еще один зверек:

Маленький шарик под лавкой шарит. Кто это? (Мышка).

Ее домик – нора, маленькая, простая, с тайными ходами. Мыши делают на зиму запасы. Они запасаются зернами разных злаков.

Физкультминутка «Вышли мыши» около столов :

Вышли мыши как-то раз                            Ходьба на месте

Посмотреть который час.                   Повороты влево, вправо, руки         сложены в бинокль

Раз, два, три, четыре                                    Хлопки над головой в ладоши

Мышки дернули за гири                             Руки вверх и приседание с опусканием рук

Вдруг раздался страшный звон                  Хлопки перед собой

Убежали мышки вон!                                  Бег на месте.

В верхнем правом углу полянки за домом волка живет еще один зверек:

Твердый серенький орех разгрызает без помех.

Словно огненная стрелка прыгнула на ветку…        (Белка).

Как белка готовится к зиме? (Выслушивает ответы детей).Белка, как и заяц, к зиме меняет  шубку – с рыжей на серую. В серой шубке ее не заметить среди голых веток деревьев. Таким образом белка маскируется от своих врагов. У нее дупло большое, теплое. В одном уголке лежат сушеные грибы, а в другом яблоки, в третьем – орехи.

Ну вот, какие животные живут на поляне мы узнали, узнали как они готовятся к зиме, а домик Лесовичка так и не нашли и в гостях у него не побывали. Давайте отыщем домик Лесовичка. Он находится между домиком мыши и домиком белки, а перед ним растет большой дуб. (Дети находят домик, оттуда появляется игрушка - Лесовичок).

Заключительная часть. Лесовичок: Загадки вы мои отгадали, про животных послушали. А про сегодняшнее путешествие скажу вот что: по лесу шли тихо, осторожно, покой его не нарушали. Это хорошо, правильно. А дорогу к лесу не сразу все запомнили, некоторые из вас были немножко невнимателен (называет детей), зато по карте прошли без ошибок, потому что примеры все решили без ошибок, правильно.  

А сейчас, ребята, я с вами прощаюсь! Приходите ко мне в гости зимой, и мы с вами погуляем по зимнему лесу. До свидания!


Интегрированное занятие  

«В зимнем лесу»

(развитие элементарных математических представлений через ознакомление с окружающим миром).

 

подготовительная группа

Разработала и провела:

воспитатель Кулиева С.С.

Дата проведения:

        

Москва


Интегрированное занятие « В зимнем лесу»                                      

(Развитие элементарных математических представлении+ ознакомление с окружающим миром +двигательная активность)

Цели:

Обучающие:

1.Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;

2 .Закреплять навыки счета до 10 и знания натурального ряда чисел,

3 .Формировать навыки деления числа 7 на два меньших, знания о составе числа из двух чисел;

 

Воспитательные

 1.Воспитывать  навыки самостоятельной и коллективной работы         –

Развивающие: 

1.Развивать внимание и память, мыслительные операции анализа и синтеза, речь

2.Развивать   быстроту реакции, познавательный интерес

,

Материалы: Игрушка Лесовичок, набор картинок «Зимний лес», «Дикие животные», четыре карты-плана на листе бумаги формата А2, цветные круги красного, синего, желтого, зеленого цвета для маркировки команд, по 4 круга черного и коричневого цвета диаметром 10 см, 20 кругов серого цвета диаметром 3 см, 4 таблицы (7строк, 7столбцов) для записи числа 7, наборы числовых карточек от 1 до 20 на каждую команду, силуэты варежек красного, синего, желтого, зеленого цвета с различными узорами, по паре одинаковых на каждого ребенка, конверт с письмом от Лесовичка.

Ход занятия.

Часть 1. Беседа: «Почему к нам приходит зима».

Дети сидят полукругом на ковре. Перед каждым лежит варежка.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я пришла в детский сад очень рано. Вы все хорошо помните березку, которая растет у нас на участке? И знаете, что я увидела на ее ветвях? Вот этот странный конверт, на нем написан адрес: «В Детский сад № 2020, детям группы № 2». Хотите прочитаем его вместе?

Зачитывает письмо: «Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Лесовичок. Помните, мы с вами встречались в осеннем лесу. Сейчас в лес пришла зима. Очень много в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать вам много интересного и чудесного, что есть в моем лесу».

Воспитатель: Ну что же, примем приглашение Лесовичка? Тогда давайте для начала вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы? (Проводит с детьми короткую беседу: Почему наступает зима? Почему зимой идет снег?).

Дети называют приметы зимы: дни короткие, рано темнеет, на улице холодно, стоят морозы, выпадает снег, у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные спят, прекратился рост растений, деревья стоят голые, без листьев.

Воспитатель: Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а зимой – снег. Вы очень любите ловить снег руками и рассматривать снежинки.

Физкультминутка «С неба падают снежинки».

С неба падают снежинки,                                       Поднимают руки над головой

Как на сказочной картинке.                                    Медленно опускают вниз.
Будем их ловить руками,                                        
Делают хватательные дви  И покажем дома маме.                                             словно ловят снежинки.                                 

Часть 2. «Сборы в дорогу».

Воспитатель: Собираясь в дорогу, мы должны подумать о том, как правильно одеться на прогулку в лес, какие предметы одежды нам понадобятся.

Среди предметов, называемых детьми, воспитатель уделяет особое внимание варежкам.

Воспитатель: Поговорим подробнее о варежках. (Вывешивает на доске варежки с разными узорами по количеству детей). Проводится игра «Найди пару». После этого дети делятся  на 4 команды, в зависимости от цвета узора варежек. К столу, на котором лежит синий круг, подходят те дети, у которых синие варежки, к столу с красным кругом – с красные варежки, и т.д. Дети рассаживаются за столами и придумывают название своей команде.

Часть 3. «Путешествие по карте».

Воспитатель: А вот и первое задание для наших команд. Давайте, ребята, вспомним деревья, которые вы знаете. (Дети называют деревья). А теперь мы поиграем в игру «Елочки- дубочки». По моей команде вы будете превращаться то в елочки, то в дубочки. Поднимать руки, если называю дубочек и опускать, если – елочка. Я буду следить за правильным и быстрым выполнением задания и отмечать фишками.

Проводится игра «Елочки-дубочки».

Воспитатель: Добраться до домика Лесовичка мы можем по карте. Он оставил для нас 4 фрагмента одной большой карты. На них нарисованы деревья. Каждое дерево имеет свой порядковый номер от 1 до 20. Нужно проложить маршрут от дерева к дереву по порядку. Затем один из вас расскажет, мимо каких деревьев проходит ваш маршрут. В том случае если маршрут проходит точно и все деревья названы правильно, карта команды становится частью большой карты, на которой мы увидим домик Лесовичка.

Каждой команде предлагается карта формата А3. Начало маршрута на каждой карте отмечено кружком, цвет которого соответствует названию команды. На каждой части карты по 5 различных деревьев. Каждое имеет какой-то отличительный признак. Например: на дубе остались желуди, на рябине ягоды и т.п. Дети должны назвать признаки по которым они определили деревья. За правильно и быстро выполненное задание команды получают фишки.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем.

Проводится физкультминутка «Наша елка»:

Наша елка велика,                                       Разводят руки в стороны

Наша елка высока.                                       Поднимают руки вверх

Выше мамы, выше папы,                            Встают на носочки, тянутся

Достает до потолка.                                     Подпрыгивают

Будем весело плясать,                                 Пружинка, руки на поясе.

Будем песни распевать.

Часть 4. «Разговор с Лесовичком» - развитие пространственных представлений.

Воспитатель: Мы  вами добрались до избушки Лесовичка, но его самого что-то не видно. Наверное, ходит где-то по лесу, смотрит за порядком. Посмотрите, какое интересное окошко у избушки Лесовичка, оно составлено из разноцветных стеклышек. Какой формы эти стекла? Правильно, треугольной. А вы сможете сосчитать, сколько здесь треугольников?

При оценке выполнения задания, учитывается самостоятельность детей, количество найденных треугольников, умение прислушиваться к мнению друг друга.

Появляется Лесовичок: Здравствуйте ребята! Я рад, что вы так быстро добрались до моего дома и нашли нужные тропинки. (Показывает на иллюстрации зимнего леса). Не правда ли лес очень сильно изменился? Жизнь растений в нем замерла. Зимой они прекращают рост и спят укрытые теплым одеялом. А вы знаете, деревья тоже могут пострадать от холода, как люди и животные. Без снежного наряда они наверняка погибли бы, поэтому я прошу вас ходить в лесу осторожно и ни в коем случае не разгребать снег у стволов деревьев и не стряхивать его с веток. Можете продолжить свое путешествие. До свидания!

Воспитатель: Отправляемся дальше.

Часть 5. «Расселение волчат» - составление числа 7 из двух меньших чисел.

Физкультминутка.

А вокруг лежат сугробы,                                   Поднимают руки в стороны,

Снегом замело дороги.                                      машут руками из стороны в стороны.

Не завязнуть в поле чтобы,                               Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

Поднимаем выше ноги.

Вот волчица в поле скачет,                               Прыжки на месте.

Словно мягкий серый мячик,

Ну а мы идем, идем,                                           Ходьба на месте.

К ней приходим прямо в дом.

Воспитатель: Вот под этой елкой живет волчье семейство: папа...(волк), мама…(волчица), дети…(волчата). У волчицы родилось 7 волчат. В одной норе им стало тесно, тогда папа волк вырыл еще одну нору – логово. Как вы думаете каким образом можно расселить 7 волчат в двух норках?

На ваших столах по два круга, черный и коричневый – это норы, и  семь серых кружков – это волчата. Для каждой команды также приготовлены таблица и цифры. Когда будете размещать волчат норах, отмечайте это с помощью цифр. Верхняя строка в таблице – черная нора, нижняя – коричневая. Например, если в первой норе поселится 1 волчонок, то в другой их останется…6.

Дети выполняют задание. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания каждой командой.

Воспитатель: Так мы можем разделить не только волчат, но и любые другие 7 предметов. Число 7 можно разделить на 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1. Посмотрите внимательно на эту таблицу и запомните, как можно разделить число 7 на два меньших числа. Но любое число можно не только разделить, но и составить. Число 7 можно составить из чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3, 5 и 2, 6 и 1.

Физкультминутка «На зарядку дружно встали».

Мы уже сидеть устали,                                                Поднимаются. 

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо,                               Повороты корпуса в стороны.

Поворот на лево плавный.

Поднимаем мы колени,                                                По очереди поднимают ноги,

Занимаемся без лени.                                                   согнутые в коленях.

Наклоняемся до пола,                                                  Наклоны вперед, вправо, влево.

Нагибаемся поглубже,

Вправо, влево – три наклона,

Повторяем снова дружно.

От души мы потянулись,                                             Потягивания, руки вверх.

И на место вновь вернулись.                                      Садятся на места.

Часть 6. «Четвертый лишний» - классификация и обобщение предметов.

Каждой команде дается карточка с изображением животных или птиц. Дети должны назвать лишнее животное и обосновать свой ответ.

Карточки: волк – лиса – медведь – лось;

                  лиса – синица – заяц – еж;

                  белка – волк – заяц – белый медведь;

                  заяц – волк – лиса – медведь.

Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Вы сегодня научились прокладывать маршрут по карте, правильно себя  вести в зимнем лесу, расселять 7 волчат по двум норам.

По количеству фишек, набранных каждой командой, оценивается работа каждой команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....