Подходы к интеграции математики в различных видах деятельности дошкольников».
презентация по математике на тему

Миняева Елена Владимировна

«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний…»

Л. А. Венгер

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentacija-k-dokladu_tdtbt_fileminimizer.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель: Миняева Елена Владимировна МДБОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида». Тема: «По д ходы к интеграции математики в раз личных вид ах деятельности дошкольников». «Математика для дошкольников в различных видах деятельности».

Слайд 2

«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний…» Л. А. Венгер

Слайд 3

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию.

Слайд 4

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей

Слайд 5

Что такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Должна охватывать все виды деятельности. Позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. Рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной.

Слайд 7

Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются: • продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия; • рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка; • активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

Слайд 8

Где встречается математика? Образовательная область «Физическое развитие» Двигательная деятельность. Что делаем? Сравниваем предметы по величине и форме; Определяем левую и правую сторону; Ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела; Используют плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки; Используют карточки с изображением времен года и частей суток; Используют считалочки (количественный и порядковый счет) ; Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д) ; Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, перенесенных предметов (в эстафетах) ; Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг» , «Найди себе пару» , «Классы» , «Сделай фигуру» , «Эстафеты парами» , «Чья команда забросит больше мячей в корзину» ; Проводим физкультурно-математические досуги «В стане Геометрии» . Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают

Слайд 11

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Вид деятельности : «Восприятие художественной литературы и фольклора» Что делаем? • Широко используем такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки. • Используем стихотворные формы художественной литературы. • Читаем сказки и рассказы способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.

Слайд 14

Вид деятельности : «Изобразительная» Что делаем? Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры» , «Разноцветная мозаика» , «Тематические рисунки» и т. п. Вечерами можно играть с нарисованными картинками. Разложите листочки с рисунками на столе и закрепите математические понятия с помощью заданий и вопросов. Задания и вопросы могут быть следующего содержания: - Пересчитай картинки слева направо. - Сколько всего картинок ты насчитал? - Посчитай картинки в обратном порядке. - Какая картинка вторая по счёту, а какая восьмая?

Слайд 16

Вид деятельности : «Музыкальная» Что делаем? • При освоении ритма танца осваиваем счет. • Развиваем пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки» , «встать парами» , «выполняем движения под музыку в такт : раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др. • Используем математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки о временных отношениях : сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных отношениях : метре, сантиметре, и т. д .

Слайд 18

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Вид деятельности : «Игровая» Что делаем? • Используем настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат : «Лиса и гуси» , «Мельница» , «Волки и овцы» ; головоломки (на палочках и механические) ; логические задачи и кубики, лабиринты. • Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. • Знаком детей с миром геометрических фигур с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся : «Формы» , «Геометрическая мозаика» , «Целое из частей» , «Бусы» , «Разложи в коробку» . • Для закрепления понятия «Величина» используем серии картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера» , «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого». • Такие игры как «Сколько не хватает?» , «Весёлый счёт» , «Мои первые цифры» , «Считаем и читаем» , «Я умею считать» помогают в игровой форме учить детей решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, сравнивать количество предметов, умения читать.

Слайд 22

Вид деятельности : «Самообслуживание и элементарный бытовой труд» Что делаем? • При сервировке стола детям необходимо учесть количество человек, сидящих за этим столом. • При уборке игрушек соотносим их размер, цвет, форму в соответствии с ящиком, коробкой и т. п., куда они убираются. • В процессе трудовых поручений закрепляем количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. • Возможна разработка и реализация проектов по темам «Математический огород» , «Математика на грядке» , «Большие и маленькие в природе» .

Слайд 24

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» Вид деятельности : «Коммуникативная» Что делаем? • Разыгрываем ситуации для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет» , «Путешествие» и др. • Пересказываем по схемам-опорам, либо драматизация эпизодов сказок сматематическим содержанием: «Три медведя» , «Два жадных медвежонка» , «Жихарка» , «Цветик-семицветик» . • Сочиняем сказки по известным мотивам, например : «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения. • Составляем описательные рассказы по картине. • Заучиваем стихотворение С. Маршака «Веселый счет» , учим считалки, потешки, загадки, пальчиковые игры на закрепление счёта.

Слайд 26

Образовательная область «Познавательное развитие» Вид деятельности : «Познавательно - исследовательская» Что делаем? • Измеряем сыпучие и жидкие материалы. «В какую бутылку быстрее нальется вода?» Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды. Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших) . • Измеряем длину или ширину заданных предметов, используя разные предметы-мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки. Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы. • Используем занимательные проблемные ситуации. «Размотай ленту» дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод : ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.

Слайд 29

Вид деятельности : «Конструктивная» Что делаем? В конструктивной деятельности необходимы и количественные, и пространственные представления детей, и знание геометрических фигур: для строительства нужно 10 кирпичиков, 5 кубиков, 2 призмы - 2 кирпичика поставить углом, справа и слева от них по 3 кирпичика и 2 кирпичика прямо, кубы необходимы для капитанского мостика и пр. Ребёнок играет с игрушками, которые можно посчитать разными интересными способами. Например, считаем глазами. Пусть ребенок сядет себе на руки. Выложите перед ним любое количество игрушек, скажем, пять, и дайте минуту-другую на них посмотреть. Трогать игрушки нельзя, нельзя считать вслух и даже шептать. Работают только глазки: « Большие и маленькие дома на нашей улице» В течение дня можно считать ушами. Ребенок сидит на руках, молча, с закрытыми глазами. Воспитатель несколько раз хлопает в ладоши, пусть сосчитает, сколько. Считаем «языком». Мелко нарежьте яблоко и несколько кусочков положите ребенку в ротик. Пусть посчитает, сколько кусочков вы положили. Считаем всем телом. Малыш закрывает глаза, затыкает ушки пальчиками, а воспитатель несколько раз дотрагивается до его плеча. Сколько раз? ребенок должен сосчитать.

Слайд 31

ВЫВОДЫ : Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть каждую возрастную группу и соотнести ее с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры в различных видах деятельности дошкольника. Из опыта работы.

Интерес к развивающим играм поддерживается внесением новых эле­ментов в упражнения, а также при­влечением детей к творчеству. Ребята становятся соавторами создателей игр. Решать творческие задач...

Игры-путешествия, как эффективное средство интеграции различных видов деятельности дошкольников на занятиях познавательного цикла.

Развитие ребенка дошкольного возраста и особенно ребенка с общим недоразвитием речи во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Это игр...

Выступление на тему: «Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»

Выступление на тему:«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»...

Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...

Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...

Консультация для воспитателей "Математика в различных видах деятельности"

консультация для воспитателей "Математика в различных видах деятельности"...