Выступление на тему: «Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»
консультация на тему

Малова Анастасия Владимировна

Выступление на тему:

«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davayte_otvetim_na_odin_vopros.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»

Подготовила:

Малова А.В.

Москва 2013

Давайте ответим на один простой вопрос? Что вызывает самый большой интерес у ребенка-дошкольника? Конечно же это игрушки. Но все мы прекрасно знаем, что игрушки бывают разные, сегодня это довольно острая проблема. На рынок поступает огромное множество различных игрушек, но много не всегда хорошо. Ведь так сложно из этого «стога сена» найти ту самую «иголку», которая будет  удовлетворять всем потребностям ребенка дошкольника: она должна быть экологически безопасной, эстетичной, развивающей, а самое главное она должна дарить радость ребенку, будить в нем положительные эмоции. Тут нам на помощь придет народная игрушка. Это уникальный инструмент воспитания и развития ребенка.

Восемь лет назад в нашей группе появился музей народной игрушки, с тех пор он постоянно пополняется, дополняется, совершенствуется. И кто бы мог подумать, что современные дети, избалованные техническими игрушками будут так искренне радоваться  нашим старым добрым народным игрушкам. Тогда нам пришла в голову идея, если игра это ведущий вид деятельности ребенка и  ребенок знакомится с миром через нее и через игрушки, а что если  большинство игрушек в нашей группе будет стилизовано под народную игрушку?  Были приобретены различные игрушки – это всяческие театры-матрешки, деревянные пирамидки, вкладыши по русским народным сказкам, это не говоря уже о довольно обширном музее. На экране вы видите фотографии нашего музея и игрушек.                

Мы стали наблюдать  и всячески внедрять народную игрушку в жизнь. Как оказалось она способна разнообразить любой вид деятельности ребенка дошкольника, а если говорить о младших дошкольниках, то народная игрушка может и должна стать главным помощником воспитателя , а главное родителей.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Народная игрушка обогащает такие виды деятельности как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение художественной литературы и это только самые яркие примеры.

Если говорить о познавательно-исследовательской деятельности,

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, — погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха — патриархи погремушек. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов. В разных районах России погремушки звали по-разному: шаркун, шаркунок, побрякушка, грематушка. Уже само название подсказывает, как звучит первый "инструмент" -шуршит ли, гремит, позвякивает... они исподволь вводят ребенка в мир ряда звуков и геометрических пространственных форм.

Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяет сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки выставляются перед ребенком на столе,: это уточки, это птицы, это рыбы, это горшки, а это посуда, это позволяет сформировать обобщающие понятия.

Выявление, выделение одного представителя (элемента) множества легко решается старинной игрой в бирюльки. В деревянной плошке много маленьких игрушек: ведерко, кувшинчик, чашечка и т.д. Бирюльки высыпаются на стол, и ребенок должен собрать их в плошку, составляя множество из элементов.

По подолу няньки расставлены фигурки детей. Поставим их отдельно. Имеем множество детей и множество, состоящее из одного элемента — няньки. Составим, как было, т.е. объединим множества. Нянька с детьми — это объединение двух множеств. Дети — дополнение к няньке до основного множества — всей скульптурной композиции. Та же ситуация воспроизводится в дымковской игрушке, те же няньки с детьми: ярмарочные прилавки с самоваром, пирогами, блинами, калачами; карусели...

Еще одна гениальная игрушка Богородская — "бьющие молотком по наковальне кузнецы", "клюющие курочки" и др.

Двигая одну палочку относительно другой, малыш производит ритмичные движения. Игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка. К таким игрушкам относятся взмахивающие крылышками бабочки на колесиках, конь-качалка и сабля (ею машут), шарик из опилок на длинной резинке. Шарик, кроме того, обеспечивает сенсорное восприятие формы, а сложенные крылья бабочки формируют представления о красоте симметричных форм и их совмещении, совпадении при наложении.

Если говорить про продуктивную деятельность ребенка, то тут никому не надо объяснять значение и ценность народных игрушек. Ознакомление с народной игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ничего кроме как народная игрушка не способно познакомить ребенка с многообразием цветов, оттенков, ритма рисунка. Ведь мы знакомим детей с народными промыслами, а если это будут не просто картинки, и не просто игрушки - демонстрационный материал, если у детей будет постоянная возможность трогать их, играть с ними, соприкасаться с этим чудесным древним искусством, то им и изображать, творить будет легче, интересней, это будет вызывать положительные эмоции, а не страх перед неизвестными сложными элементами.

Чтение художественной литературы, наш дорогой и любимый всеми фольклор, куда приятней читать, рассказывать и петь сопровождая нашу речь показом игрушек. А если использовать сказки-матрешки, то мы охватим сразу столько задач и областей. Это и театрализованная деятельность, ведь не секрет что ребенку очень сложно взять на себя роль и проиграть ее перед всеми, а используя матрешку-игрушку, он психологически защищает себя от неудачи  и ему не страшно, ведь это не он, это матрешка. Это и развитие речи, матрешка облегчит запоминание рассказа, внешний вид персонажа позволит перенять на себя его основные черты, тембр голоса. Развивается ассоциативное мышление.

В игровой деятельности народные игрушки активно используются детьми в режиссерских играх, театрализованных играх, это уникальный дидактический материал.

Как сюрпризный момент народную игрушку можно включить в любой вид деятельности.

Невозможно не оценить пользу народной игрушки, а также необходимость ее внедрения во все виды деятельности ребенка. Ребенок, который знаком с народной игрушкой, знаком с историей своего народа, а следовательно это патриотичный, нравственно-развитый и социально-адаптированный ребенок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение старших дошкольников к хакасской народной культуре в различных видах деятельности

О приобщение дтей старшего возраста к хакасской культуре через разные виды деятельности...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "...

Использование Оригами в различных видах деятельности дошкольников (часть 1)

Презентационный материал предназначена как для педагогов, так для родителей, желающих научить детей искусству оригами....

Использование Оригами в различных видах деятельности дошкольников (часть 2)

Презентационный материал для педагогов и родителей, желающих научить детей искусству оригами...

"Платковые куклы". Использование платковых кукол в различных видах деятельности дошкольников.

Цель:Развитие личностных качеств ребёнка, его творчества; воспитание интереса к платковым куклам и желания их использовать в различных видах деятельности.Задачи:• стимулировать активность и ...