Консультация «Палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша»
консультация по математике на тему

Пегина Ольга Александровна

Во всем мире известен дидактический материал, разработанный Бельгийским учителем начальной школы Джордж Кюизинером для развития у детей математических способностей.

    Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация «Палочки Кюизенера и

логические блоки Дьенеша»

Подготовила и провела:  

воспитатель МКДОУ ЦРР –

 детский сад №21 г. Россошь

 Пегина О.А. 

Палочками Кюизенера. (слайд №1)

    Во всем мире известен дидактический материал, разработанный Бельгийским учителем начальной школы Джордж Кюизинером для развития у детей математических способностей. (слайд №2)

    Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

(слайд №3) 

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, цвета, размера, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

 Можно организовать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера:

1.Вне занятий - наличие наборов палочек или полосок в предметно-развивающей среде группы (уголок занимательной математики).

2.В совместной или самостоятельной игровой деятельности.

3.На занятиях, обеспечивающих наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности.

(слайд №4)

Палочки Кюизенера можно использовать  с младших групп как игровой  материал (как кубики, палочки, конструктор).  Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины .

        (слайд №5)

   В старших группах используем как математическое пособие.

   Уже в средней группе с помощью палочек учим детей сравнению, пространственному отношению, по образцу делать несложные рисунки (дорожки, заборы, домики)

   В старших группах знакомим с числовой последовательностью, составом числа, с помощью палочек рисовать более сложные рисунки, развивая фантазию, выполнять логические задачки.

    (слайд №6)

Игры  и занятия с  палочками Кюизенера

1. Знакомимся  с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

(слайд №7 - №8)

3. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

4. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.  

(слайд №9)

5. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера  (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

6. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

(слайд №10)

   Задания для воспитателей: 

1. Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.

2. Покажите палочку, чтобы она была не желтой.

3. Найдите две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.

4. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

Логические блоки Дьенеша.  (слайд №1)

    Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Играя с блоками  Дьенеша дети знакомятся с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями , ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму).

 (слайд №2) 

    Набор блоков состоит из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).

   В наборе блоков нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

   (слайд №3)

  • Играя с блоками Дьенеша, ребенок научится решать логические задачи на разбиение по свойствам. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, сортировать по двум или одному общему свойству. Знакомится с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий", "такой же","не такой". Учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по нескольким признакам.

(слайд №4)

Знакомство  с логическими блоками Дьенеша

   Знакомство с блоками можно начать с младших групп. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними.

Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • отделить от общей кучки, например, все круги, или все синие фигуры, или только синие круги и т.д.
  • Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  подобным образом группируем фигуры по размеру,  форме, толщине.
  • Попросите ребенка  определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.
     (слайд №5)
  • Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня и т.д. (слайд №6
  • Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.  (слайд №7)

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).  (слайд №8)

  • Детям постарше уже можно предложить выстроить цепочку из фигурок с одним или двумя общими свойствами. Например, начинаем с красного большого круга, далее кладется такой же круг только синий, далее - синий большой квадрат, далее - синий маленький квадрат и т.д.

  • Дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все жёлтые. На первых порах вызывает затруднение, куда положить жёлтые и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.  (слайд №9)
  • Затем можно закодировать свойства кубиков (блоков) опознавательными знаками, и предложить расшифровать картинку, подобрав нужные кубики.

Задания для воспитателей:

1. Найдите в наборе все маленькие фигуры.

2. Покажите красный, маленький, тонкий квадрат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....

Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....

Презентация "Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша"

Современная концепция образования основывается на принципе ребенок – маленький исследователь, ребенок – маленький первооткрыватель. Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в сист...

"Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша во второй младшей группе"

Занимательные игры с палочками Кюизенера: "Чудесный мешочек", дидактическая игра "Найди мне", " К нам гости пришли", "Кто быстрее", игра "Отгадай загадку, выбери отгатку"....

Занимательная математика с применением палочек Кюизенера и блоками Дьенеша

Применение в работе по математике палочки Кюизенера и блоков Дьенеша очень благоприятно влияет на познавательный процесс, занятия уже не такие скучные, детям легче научиться не только считать с их пом...

Консультация для родителей «Развитие умственных способностей с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера. Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше-м...