Главные вкладки

    Конспект Занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Комнатные растения»
    методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

    Патрушева Елена Александровна

    Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл komnatnye_rasteniyavystuplenie.docx40.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

    «ЦРР № 3 «Петушок» г.о. Стрежевой Томской области (МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)

    636782, Томская область, г. Стрежевой, 3 мкр., дом 327 (корпус 2)

    Конспект выступления о

    занятии по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    «Комнатные растения»

    Разработала:

    воспитатель 1 квалификационной категории

    Патрушева Елена Александровна

    г. Стрежевой, 2018 г.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

    «ЦРР № 3 «Петушок» г.о. Стрежевой Томской области (МДОУ «ЦРР № 3 «Петушок»)

    636782, Томская область, г. Стрежевой, 3 мкр., дом 327 (корпус 2)

    Конспект

    Занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    «Комнатные растения»

    Разработала:

    воспитатель 1 квалификационной категории

    Патрушева Елена Александровна

    г. Стрежевой, 2018 г.

     «…корни величайших достижений логической,

        математической и научной мысли можно найти

    в простых действиях, которые выполняют

    маленькие дети над физическими объектами в своем мире».

    Г.Гарднер

    Пояснительная записка

    Формирование элементарных математических представлений детей с тяжелыми нарушениями речи имеет огромное значение для их познавательного развития. Начальные математические знания детей формируются комплексно, на основе широкого использования разнообразных видов детской деятельности. Занятия по развитию математических представлений организуются в процессе предметно-практической и игровой деятельности.

    Именно в этом возрасте у ребенка формируются сенсорные эталоны – понятия  о внешних  свойствах предметов (форме, цвете, величине, направлении нормы звукопроизношении. На первой ступени обучения дошкольников с ТНР много внимания уделяется дидактическим играм и игровым упражнениям с математическим содержанием: играм с водой, песком и другими природными материалами (плодами, крупой), бумагой, предметами, объемными и плоскостными моделями предметов. Эти игры и упражнения используются педагогом в процессе формирования предметного, предикативного, адъективного словаря импрессивной и экспрессивной речи детей, в ходе занятий по развитию слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия при восприятии и воспроизведении ритмических структур, а также в процессе формирования произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Счетный материал, природный и рукотворный, активно применяется на занятиях по развитию двигательных способностей кистей рук и совершенствованию межанализаторного взаимодействия зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

    Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

    Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

    Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

    Данное занятие направлено не только на развитие математических представлений, но и на развитие коммуникативности, развитие детских рефлексивных способностей самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также на развитие творческого воображения, зрительно-двигательной координации у детей нашей группы с ТНР, что будет способствовать формированию и развитию гармоничной личности ребенка с хорошими адаптивными способностями, т.е. ребенок будет максимально социализирован.

    Цель: формирование и развитие элементарных математических преставлений и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством создания нестандартных условий организации и проведения образовательной ситуации (далее – ОС).

    Обучающие задачи: 

    • Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть», «ноль»).
    • Ознакомление с операцией удаления части из множества.
    • Подготовка к усвоению сущности арифметического действия вычитания.
    • Соотнесение понятий «числа» и «цифры».
    • Совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа.
    • Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов.
    • Совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе соотношения.
    • Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий.
    • Развитие умения ориентироваться в пространстве.
    • Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные).
    • Пробудить интерес к цветочным растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность.

    Коррекционно- развивающие задачи:

    • Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, чувство цвета и композиции, тонкой моторики.

    Воспитательные задачи: 

    • Воспитание самостоятельности, активности, произвольности, навыков сотрудничества, воспитывать художественный вкус и чувство любви к прекрасному.

    Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, творческо-продуктивная, игровая.

    Форма проведения ОС: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

    Используемые методы и приемы:

    1. Наглядный метод – использование дидактического и раздаточного материала.
    2. Словесные методы и приемы:
    • Объяснение.
    • Припоминание.
    • Проблемная ситуация.
    • Активизации самостоятельного мышления детей через наводящие вопросы.
    • Обеспечения эмоциональности, активизация интереса детей посредством яркого эмоционального реагирования педагога на процесс развития игровой ситуации.
    1. Практические методы:
    • Постановка задания.
    • Планирование выполнения задания.
    • Оперативное стимулирование.
    • Контроль и регулирование процесса занятия косвенными и прямыми (в случае необходимости) методами воздействия на процесс выполнения задания.
    • Анализ результатов игровой и творческо-продуктивной деятельности – рефлексия воспитанников.
    1. Игровой метод:
    • Творческие задания и продуктивная самостоятельная деятельность воспитанников.

    Интеграция образовательных областей:

    • Познавательное развитие.
    • Речевое развитие.
    • Социально-коммуникативное развитие.
    • Художественно-эстетическое развитие.
    • Физическое развитие.

    Элементы используемых педагогических технологий:

    • Здоровьесберегающей.
    • Игровой.
    • Технологии деятельностного подхода.
    • Технологии индивидуализации обучения.
    • Технологии проблемного обучения.
    • Атр-технологий: музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия.

    Оборудование: 

    • Магнитная доска и магнитики,
    • Магнитофон,
    • Живые комнатные цветы в горшках – 3-6 шт.,
    • Набор объемных геометрических фигур разных цветов и размеров – 1 комплект,
    • Рабочее поле – таблица с цветами – 1 шт.,
    • Карточки на подставках с изображением комнатных растений – 7 шт.,
    • Карточки с изображениями фиалок разных цветов – 9 шт.,
    • Картинки с изображением листьев комнатных растений – 24 шт.,
    • Картонные полоски-мерки – 48 шт. – 12 комплектов по 4-ре различных длины каждой мерки,
    • Листы бумаги и наборы цветных карандашей – по количеству детей,
    • Музыкальная композиция «Вальс цветов», автор П.И. Чайковский,
    • Двусторонний скотч,
    • Песочные часы на 3 мин.

    Предварительная работа.

    • Ознакомление с операцией удаления части из множества,
    • Подготовка к усвоению сущности арифметического действия вычитания в игровой и совместной деятельности,
    • Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки различных объектов, сравнивать их по величине, по наличию или отсутствию основных компонентов, по отличительным признакам и т.д.
    • Совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе соотношения.
    • Совершенствование умения ориентации в пространстве относительно своего тела, относительно заданного объекта, ориентация на плоскости.
    • Рассматривание картин и иллюстраций различных художников по теме «Цветы»,
    • Рассматривание и изучение живых комнатных растений в группе.


    Технологическая карта занятия

    Этапы

    занятия

    Деятельность

    педагога

    Деятельность обучающегося

    Результаты

    Вводная

    часть

    (организа

    ционный

    и мотиваци

    онный момент)

    Вход в О.С..

     30 с.

    1,5м.

    4м.

    Мы с вами как одна дружная семья. Давайте сядем в круг, возьмемся за руки и передадим друг другу улыбку

    Выполняют просьбу педагога Игра «Подари улыбку»

    Организация      направленного внимания.

    Замечательно. Ребята, я сейчас испытала такую радость и тепло, что даже не могу передать словами. Скажите, а какое у вас сейчас настроение?

    И у меня тоже, потому, что ласково светит солнышко, на окнах растут наши цветочки, такие красивые, они так радуют глаз. Как можно назвать те растения, которые круглый год растут под присмотром человека?

    Правильно, молодцы! Давайте вместе порадуемся весне, теплу и солнышку. Представьте сейчас, что вы семена, а я сейчас буду заботливым садовником, который эти семена вырастит. Я говорю о том, что происходит, а вы показывайте действием. Все понятно?

    Молодцы, какие красивые выросли растения! Ребята, а как вы думаете, о чем же на занятии пойдет речь?

    Сейчас вы выберете себе карточки. Посмотрите на них внимательно. У кого на карточках комнатные растения, те будут выполнять мои задания. Понятно? А те, у кого на карточках нет комнатных растений, будут внимательным жюри. И будут следить правильно ли ваши товарищи выполняют задания. Согласны? У кого на карточке белая фиалка: тот поставит картинку на большой   желтый куб. У кого на карточке фикус, поставит его между двумя зелеными шарами. У кого на карточке колеус, от поставит его на большой желтый конус. У кого на карточке герань, тот поставит ее перед синим кубиком.

    Ребята давайте вместе проверим, насколько вы внимательны. Члены жюри, какой цветок стоит в центре? Какие цветы стоят слева? А где стоит фикус? Замечательно! А как вы думаете, вы справились с этим заданием? Молодцы! Все верно.

    Ответы детей- хорошее, радостное.

    Дети- комнатные растения

    Дети выполняют упражнения «Семена» - психологический этюд. Я помогаю Никите в случае необходимости

    О комнатных растениях. (В случае затруднений использую наводящие вопросы)

    Я помогаю Никите в случае необходимости

    О комнатных растениях. (В случае затруднений использую наводящие вопросы)

    Дети внимательно проверяют своих товарищей. Отвечают на вопросы педагога. (Обращаю внимание на Никиту) спрашиваю его о том, что на его карточке. Можно поставить его картинку или нет? Почему?

    Создание положительного настроения. Снятие нервно- психического напряжения.

    Настрой на образовательную ситуацию. Выяснена тема, воспитанники готовы к усвоению знаний.

    Снятие напряжения, побуждение детей к игровой ситуации

    Привлечение направленного внимания

    Участие детей в диалоге.

    Закрепление умения ориентироваться в пространстве

    Привлекаю внимание детей всей группы, активизирую с помощью вопросов и наглядного материала. Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно заданного объекта и условий.

     Закрепление навыка ответов полным предложением.

    А Никита повторяет правильный ответ

     3м.

    2м.

    3м.

    2м.

    3м.

    1м.

    1м.

    Ребята, вы уже знаете, что весна это- время года, когда лучше всего пересаживать комнатные растения. Посмотрите, я приготовила комнатные растения для пересадки. Как называются эти цветы?

    Сколько фиалок я приготовила для пересадки? Сосчитайте их. Посмотрите ребята, мои фиалки все разного цвета. Никита, помоги мне назови цвета фиалки. Молодец Никита, Алиса сосчитай, сколько белых фиалок?

    Егор, а сколько голубых фиалок?

    Ваня, сколько розовых фиалок? Что можно сказать о количестве белых, голубых и розовых фиалок? Их количество разное или одинаковое? (убираю изображение белых фиалок) Что теперь можно сказать об общем количестве фиалок? Их стало больше или меньше?

    Дети смотрят на педагога и называют комнатные растения.

    (Никита называет цвета)

    (белые фиалки считает Алиса, считает все остальные проверяют) молодец, правильно.

    (Егор считает голубые фиалки, все остальные проверяют)

    (Ваня считает розовые фиалки, все остальные проверяют

    Дети – внимательно наблюдают за деятельностью педагога и отвечают на вопросы

    Знакомство детей с операцией удаления части из множества на наглядном примере. Закрепление понятия «уменьшения группы предметов». Закрепление понятия цифры «ноль».

    Почему их стало меньше? Сколько всего фиалок осталось? Сосчитайте. Правильно, было девять фиалок, три я убрала, осталось шесть. Какой вывод можно сделать? Если из группы предметов убрать одну часть, группа уменьшится или увеличится?

    (Воспитатель убирает еще три розовые фиалки) Что теперь можно сказать о количестве фиалок? Посчитайте сколько фиалок осталось? (Воспитатель убирает еще три фиалки) Что теперь вы можете сказать о количестве фиалок? Какой цифрой это можно обозначить? Молодцы ребята! Понравилось это задание? Продолжаем играть.

    Дети считают сколько фиалок осталось, отвечают на вопросы педагога.

    Воспитатель помогает  Никите найти цифру ноль и прикрепить ее на доске назвав ее

    Развитие слухового

    внимания,

    закрепление порядкового счета

    формирование умения согласовывать числительное с существительным

    А сейчас давайте проверим, умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю поиграть в игру «Вот такие!» Я буду называть разные части комнатных растений или само комнатное растение, а вы будете изображать их и говорить фразу: «Вот такие» Запомнили задание? Встаньте в широкий круг, чтобы не мешать друг другу. Приготовились. Иголки кактуса?  Высокая пальма?  Цветы глоксинии? Стебли аспарагуса? Молодцы ребята! Понравилось вам это задание?

    Дети выполняют двигательные упражнения под музыку «Вальс цветов» встав в широкий круг. Показывают иголки кактуса растопыривая широко пальцы и приседая, встают на носки и вытягиваются изображая пальму, изображают фонарики, наклоняются опускают руки.

    Подхожу к Никите и Алисе, помогаю им при необходимости.

         

    Развитие общей моторики, творческого воображения, снятие напряжения,

    эмоциональная и

    физическая разрядка.                        Стимулирование

    образных движений в соответствии

    с текстом.  

    А теперь присядьте за столы. Я предлагаю вам сравнить листья различных растений по длине с помощью мерок, которые лежат у вас на столах. Разбейтесь на пары. Каждая пара будет измерять листья того растения, которое стоит у вас на столе. Вопросы есть? Тогда приступаем. Все закончили? Первая пара, листья какого растения вы мерили? Что у вас получилось? Какой мерке соответствует длинна листа вашего растения? Вторая пара, листья какого растения вы мерили? Что у вас получилось? Что получилось у третьей пары? Четвертая пара вы готовы? Пятая пара, теперь ваша очередь. Очень хорошо ребята, трудно вам было подобрать мерку для листьев? А теперь проведем эксперимент – сравним и выясним у какой же пары комнатное растение с самыми длинными листьями или с самыми короткими. Для этого нам понадобится лист с рисунками. Сейчас каждая пара приклеит свою мерку над соответствующим изображением того комнатного растения, которое они исследовали. Начнем выполнять это задание Отлично получилось ребята! А теперь посмотрите и ответьте мне на вопрос, листья какого растения самые длинные? Отвечаем подняв руку. Правильно, а у какого растения самые короткие? Молодцы! Скажите, а одинаковой длинны листья у наших растений имеются? Назовите эти растения.

    Дети садятся за столы, слушаю педагога, измеряют листья растений. (Педагог помогает Никите и Егору правильно измерить листья их растения)

     Дети подходят к магнитной доске, на которой выставлен рисунок находят свое комнатное растение и приклеивают на двусторонний скотч свои мерки. Отвечают на вопросы педагога после выполнения задания.

    Совершенствование умения измерять длину различными мерками, сравнивать величины на основе измерения. Развитие зрительной памяти. Закрепление в речи прилагательных сравнительных форм: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий. Закрепление умения работать в парах.

    Ребята вы устали? Значит мы продолжаем знакомиться с комнатными растениями. Я хочу познакомить вас с новым стихотворением, которое написала детский поэт Е. Благинина называется оно «Огонек». Присаживайтесь на ковер послушайте. (воспитатель читает стихотворение) Ребята, вам понравилось стихотворение, о чем оно? Как вы думаете, какие чувства испытывает девочка по отношению к своему цветочку? Есть у цветочка имя или название? Сегодня я предлагаю вам, нарисовать такой цветочек, которого нет в нашей группе, в нашем саду, это будет такой цветочек который вы сами придумаете и сами назовете. Эти цветы могут быть сказочными, необычными. И когда вы их нарисуете, я думаю, что в нашей группе станет еще красивее и радостнее. Согласны. Тогда приступаем

    Дети присаживаются на ковер вместе с педагогом, слушают стихотворение, отвечают на вопросы педагога после прочтения

    Развитие эмоционально-чувственного восприятия художественного слова. Развитие толерантности. Воспитание художественного вкуса и чувства любви к прекрасному. Создание атмосферы спокойствия и расслабленности.

    Проходите к столам, садитесь. Подумайте, какой цветочек вам хотелось бы нарисовать? С какими лепестками? Какой формы? Как вы расположите его на своем листе? Для того, чтобы нарисовать цветочек, времени у вас, три минуты. Следить за временем вам помогут эти песочные часы. Возьмите карандаш и начинайте рисовать наш цветочек. Егор и Никита, вам нужна помощь? Вы придумали какой цветочек будете рисовать? И какие карандаши возьмете? Если у вас будут затруднения поднимите руку. Ребята наше время подошло к концу, заканчивайте рисовать. Те, кто еще не успел закончить свой рисунок или захочет что-то дорисовать, мы с вами сделаем это по окончании нашего занятия. А теперь давайте полюбуемся на наши работы.

    Творческо -продуктивная деятельность «Фантазийный цветок» Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» дети рисуют работы сидя за столами. В процессе работы они могут обратиться за помощью к воспитателю. За минуту до окончания назначенного времени, воспитатель предупреждает, что осталась 1 минута.

    Когда дети заканчивают работу, их рисунки выставляют на магнитную доску.

     Индивидуальная работа: Алиса, Денис, Прохор, Егор – правильно держать карандаш

    Развитие творческого воображения и фантазии. Закрепление знаний. Закрепление знаний о частях растений. Пробуждение интереса к цветам и растениям. Развитие мелкой моторики в процессе рисования. Чувство цвета и композиции. Развитие ориентироваться на временные рамки в процессе деятельности. Снятие нервно- психического напряжения с помощью применения музыкотерапии

    Какие у вас необычно- красивые цветочки получились. Вы молодцы, давайте себе похлопаем. Никита тебе понравился цветочек который ты нарисовал? Егор, а ты придумал название своему цветочку? Какое? Посмотрите какой замечательный комнатный сад у  нас получился! Какие чувства вы испытываете глядя на него?

    Дети стоят полукругом возле магнитной доски, рассматривают рисунки друг друга, любуются, делятся своими впечатлениями.

    Развитие коммуникативности, связной речи, положительных эмоций.

    А теперь, присядьте на ковер, закройте глазки и представьте, что в руке вы держите тот самый, ваш сказочный цветочек. Подуйте на него тихонечко, только щеки не надувайте. Обращаю внимание на то, как выполняют задание Егор и Никита.

    Дети садятся на ковер, и выполняют дыхательную гимнастику вместе с педагогом. Педагог следит за правильностью выполнения.

    Создание ситуации спокойного выхода из образовательной ситуации с сохранением психического равновесия и снятия утомления, в случае его возникновения.

    Откройте глазки. Вот мы и опять в группе! Ребята, вам понравилось сегодня занятие? Чем оно понравилось больше всего? Что нового вы узнали?  Что было для вас трудным? Чем бы вы хотели заняться в следующий раз?

    Ответы детей на вопросы педагога

    Припоминание всех этапов ОС. Выражение собственного отношения каждого ребенка к отдельным заданиям развитие рефлексивных умений, самооценки своей деятельности.


    Список литературы:

    1. Благинина Е.А. Огонек Стихи ООО» Издательский дом «Оникс 21 век», 2003.
    2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа». (художественно–эстетическое развитие): учебно- методическое пособие. –М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.  
    3.        2.Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (4-5 5до6 лет)». – СП.б: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.

    Патрушева Е.А.                                                                                                                                        Страница


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)

    Календарно-тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)...

    Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

    Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"

    Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

    Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

    Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

    Занятие по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: "Рыбы:

    Данное занятие помогает показать дошкольникам , что множество можно поделить на части;уУстановить зависимость между множеством и его частью; подготовить к пониманию арифметического действия сложения: ...

    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

    Занятие направлено на обучение делению целого на части, закрепление порядкового счёта, знаний о геометрических фигурах, ориентировку на листе бумаги, закрепление знаний о днях недели....