Проект по ФЭМП в средней группе "Величина в природе"
проект по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольной учреждение детский сад №22 «Журавлик»
Педагогический проект
по формированию элементарных математических представлений
на тему: « Величина в природе»
Проект разработала воспитатель
средней группы
Калашникова Л.М.
г. Сафоново
Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: игровой
По количеству участников: групповой
По возрасту детей: средний дошкольный возраст
По времени проведения: среднесрочный (3 месяца)
По характеру контактов: дети-воспитатели-родители
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: среднесрочный (три месяца).
Проблема: Средний уровень организации работы по формированию у детей элементарных математических представлений через ознакомление с природой.
Актуальность проекта:
– Использование практической деятельности как действенного способа формирования у детей элементарных математических представлений.
– Реализация процесса познания через интересные формы разных видов детской деятельности
– Приобщение родителей к организации пространственной и эмоционально-положительной среды, формирование позиции сотрудничества
– Возможность проявления детьми знаний через продуктивную деятельность
– Развитие интереса к математике.
Цель:
Формирование у детей элементарных представлений о величине предметов посредством ознакомления с объектами живой и неживой природы.
Задачи:
- Формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;
- При сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом)
- обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.
Реализацию проекта осуществили в три этапа:
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Перспективное планирование проекта.
Месяц | Тема | Содержание совместной деятельности с детьми | Работа с родителями |
«Длинный – короткий» | Изучение материала по данному вопросу. Составление плана мероприятий по реализации проекта. Организация наблюдений в природном уголке:
Работа с природным материалом: сравнение по длине еловых и сосновых шишек. Дидактические игры: «Чьи лапки (ушки, хвостик) длиннее?», «Выложи дорожку для матрешки»; «Посади птичку», «Накорми зверят», «Ну-ка, спрячь!»; «Чудесный мешочек»; «Что изменилось?»; «Отгадай-ка!» Подвижные игры: «Длинные ноги идут по дороге» Игровые упражнения: «Подарок для куклы Кати» (выкладывание бусин (плодов каштана) на веревочки разной длины); «Продолжи ряд» На прогулке:
Трудовая деятельность на прогулке: помощь детей в уборке снега с дорожек разной длины. Активизация в речи детей слов: «длинный, «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые», «равные». Чтение художественной литературы: И. Бунин «Льет дождь, холодный, словно лед»; Г. Сапгир «Жираф и мороженое» Просмотр мультфильмов «Слоненок»; «Почему у пони длинная челка» | Родительское собрание на тему: «Необходимость правильного и своевременного формирования у детей элементарных математических представлений через ознакомление с природой». Рекомендация для родителей «Занимательный обед» (знакомство детей с длиной овощей и фруктов). Участие родителей в подборе посадочного материала и наглядного природного материала. | |
Январь | «Широкий – узкий» | Организация наблюдений в природном уголке: наблюдение за комнатными растениями (кливия, хлорофитум, фикус), сравнение листьев комнатных растений по ширине Работа с природным материалом: сравнение морских камешков, ракушек Дидактические игры: «Спрячем мышку в норку»; «Прокатим мячик в ворота»; «Найди такой же»; «Отгадай-ка!». Подвижные игры: «Попрыгунчики», «Хоровод». Игровые упражнения: «Чья дорожка шире?» (выкладывание из камней дорожек различной ширины) На прогулке: перешагивание через дорожки, определение их ширины Трудовая деятельность на прогулке: помощь детей в уборке снега с дорожек с помощью лопаток разной ширины Активизация в речи детей слов: «широкий», «узкий», «шире», «ýже». Чтение художественной литературы: Г. Сапгир «Отчего и почему»; р.н.с. «Лиса и журавль»; «Пузырь, соломинка и лапоть»; «Лиса и кувшин». | Рекомендация для родителей «Играем вместе с детьми» Участие родителей в подборе литературно-поэтических произведений по теме. Разучивание с детьми считалок и потешек. |
Февраль | «Высокий – низкий», «Большой – маленький» | Организация наблюдений в природном уголке:
Дидактические игры: «Строим башню»; «Продолжи ряд»; «Чудесный мешочек»; «Подбери метелки снеговикам»; «Кто самый высокий?»; «От большого к маленькому» Подвижные игры: «Выше ноги от земли», «Паук и мухи» Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге» На прогулке:
Активизация в речи детей слов: «высокий», «низкий», «большой», «маленький», «выше», «ниже», «больше», «меньше» Чтение художественной литературы: р.н.с. «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» Просмотр мультфильма: «Самый маленький гном» | Рекомендация для родителей «Большой и маленький» (знакомство детей с величиной овощей и фруктов) Создание коллективного панно из природного материала «На морском дне» |
2 этап – основной (практический).
- Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о величине предметов.
3 этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Составление коллекции природного материала (шишки, веточки, семена растений, плоды каштана, камешки)
- Приобретение и изготовление дидактического материала для занятий и игр с детьми
Перед началом проекта родителям сообщается тема и дается домашнее задание:
- рекомендации на совместные прогулки: наблюдения, сравнения, повторение, закрепление.
- чтение детям р.н. сказок и заучивание стихов.
- предлагается примерный список литературы и Интернет-ресурсов в помощь родителям:
- Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: методическое пособие к рабочей тетради. – М.: Сфера, 2013
- Д.Н. Колдина. Чудесные наклейки: Веселая геометрия. – М.:Мозаика-Синтез, 2008
- http://baby-scool.narod.ru/zanyatiya/3_4/matematika/
http://www.razvitierebenka.com/p/3-4.html#.UydiC_niWNI
http://adalin.mospsy.ru/bel.shtml
http://www.mamac.ru/interest/artikle?id=387
http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/uroki-matematiki-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta/matematicheskie-igry-dlja-detei-3-4-let.html
http://www.razvitierebenka.net/index/matematika_dlja_detej_1_2_let/0-194
http://steshka.ru/razvitie-rebenka-3-4-goda
http://www.inteltoys.ru/articles/cat2/article119.html
http://kem-detki.ru/2011/12/09/razvivayushhie-plakaty-matematika-dlya-detej-3-4-let/
Содержание работы в процессе реализации проекта.
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Театрализация
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- Образовательная деятельность:
- ФЭМП
- Формирование целостной картины мира
- Наблюдения:
- На прогулке
- В уголке природы
- Труд.
- Коммуникация
- Музыка
- Работа с родителями
Конкретные ожидаемые результаты.
- У детей разовьется восприятие окружающего мира
- Сформируется умение анализировать предметы по определенным признакам (величина, цвет)
- Проект поможет детям применять полученные знания и умения на практике, свяжет обучение с окружающей жизнью.
Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Новика В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.
3. Помораева И. А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
4. Шалаева Г.П. Геометрические фигуры. Маленький гений / Шалаева Г.П. – М.: Филол.о-во «Слово»: ООО «Издательство «Эксмо»», 2003.
5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ФЭМП в средней группе: «В стране геометрических фигур».
Математические игры учат детей обдумывать свои действия, планировать, проявлять настойчивость для достижения целей, а также применять творческий подход....
Проект по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур»
Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В стране геометрических фигур»...
Проект по ФЭМП в средней группе "Занимательная математика"
Познавательный проект по формированию математических представлений в группе среднего дошкольного возраста "Занимательная математика"...
Познавательно – творческий проект по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур».
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов. Создать условия для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе реализации проекта: «В стране геометриче...
Краткосрочный проект по ФЭМП в средней группе "Занимательная математика"
Название проекта: «Занимательная математика»Цель проекта: Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей среднего возраста, познавательной активн...
Проект по ФЭМП в средней группе: «В стране геометрических фигур».
Проек по ФЭМП " В стране геометрических фигур"...
Познавательно-творческий проект по ФЭМП в средней группе "В стране геометрических фигур"
Проект создан с целью создания условий для более эффективного усвоения воспитанниками представлений о геометрических фигурах....