Проект по ФЭМП в средней группе "Величина в природе"
проект по математике (средняя группа) на тему

Калашникова Людмила Михайловна

занятия математикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_matematike_v_sredney_gruppe.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольной учреждение детский сад №22 «Журавлик»

Педагогический проект

 по формированию элементарных математических представлений

на тему: « Величина в природе»

Проект разработала воспитатель

 средней группы

Калашникова Л.М.

г. Сафоново

Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: игровой

По количеству участников: групповой

По возрасту детей: средний дошкольный возраст

По времени проведения: среднесрочный (3 месяца)

По характеру контактов: дети-воспитатели-родители

Участники проекта: дети  средней группы, родители, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: среднесрочный (три месяца).

Проблема: Средний уровень организации работы по формированию у детей элементарных математических представлений через ознакомление с природой.

Актуальность проекта:

– Использование практической деятельности как действенного способа формирования у детей элементарных математических представлений.

– Реализация процесса познания через интересные формы разных видов детской деятельности

– Приобщение родителей к организации пространственной и эмоционально-положительной среды, формирование позиции сотрудничества

– Возможность проявления детьми знаний через продуктивную деятельность

– Развитие интереса к математике.

Цель:

Формирование у детей элементарных представлений о величине предметов посредством ознакомления с объектами живой и неживой природы.

Задачи:

- Формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

- При сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом)

- обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.

Реализацию  проекта осуществили в три этапа:

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Перспективное планирование проекта.

Месяц

Тема

Содержание совместной деятельности с детьми

Работа с родителями

«Длинный – короткий»

Изучение материала по данному вопросу. Составление плана мероприятий по реализации проекта.

Организация наблюдений в природном уголке:

  • Посадка семян бобов и фасоли, сравнение бороздок по длине
  • Посадка черенков традесканции, сравнение их по длине
  • Сортировка детьми опор для всходов (длинные – короткие)
  • Наблюдение за растениями в уголке природы (длинные и короткие стебли, листья)

Работа с природным материалом: сравнение по длине еловых и сосновых шишек.

Дидактические игры: «Чьи лапки (ушки, хвостик) длиннее?», «Выложи дорожку для матрешки»; «Посади птичку», «Накорми зверят», «Ну-ка, спрячь!»; «Чудесный мешочек»; «Что изменилось?»; «Отгадай-ка!»

Подвижные игры: «Длинные ноги идут по дороге»

Игровые упражнения: «Подарок для куклы Кати» (выкладывание бусин (плодов каштана) на веревочки разной длины); «Продолжи ряд»

На прогулке:

  • Сравнение по длине веточек
  • Выкладывание одной длинной ветки из трех коротких
  • Наблюдение и сравнение по длине сосулек
  • Сравнение дорожек. Рисование дорожек на снегу (длинных, коротких) и их сравнение

Трудовая деятельность на прогулке: помощь детей в уборке снега с дорожек разной длины.

Активизация в речи детей слов: «длинный, «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые», «равные».

Чтение художественной литературы: И. Бунин «Льет дождь, холодный, словно лед»; Г. Сапгир «Жираф и мороженое»

Просмотр мультфильмов «Слоненок»; «Почему у пони длинная челка»

Родительское собрание на тему: «Необходимость правильного и своевременного формирования у детей элементарных математических представлений через ознакомление с природой».

Рекомендация для родителей «Занимательный обед» (знакомство детей с длиной овощей и фруктов).

Участие родителей в подборе посадочного материала и наглядного природного материала.

Январь

«Широкий

 – узкий»

Организация наблюдений в природном

уголке: наблюдение за комнатными растениями (кливия, хлорофитум, фикус), сравнение листьев комнатных растений по ширине

Работа с природным материалом: сравнение морских камешков, ракушек

Дидактические игры: «Спрячем мышку в норку»; «Прокатим мячик в ворота»; «Найди такой же»; «Отгадай-ка!».

Подвижные игры: «Попрыгунчики», «Хоровод».

Игровые упражнения: «Чья дорожка шире?» (выкладывание из камней дорожек различной ширины)

На прогулке: перешагивание через дорожки, определение их ширины

Трудовая деятельность на прогулке: помощь детей в уборке снега с дорожек с помощью лопаток разной ширины

Активизация в речи детей слов: «широкий», «узкий», «шире», «ýже».

Чтение художественной литературы: Г. Сапгир «Отчего и почему»; р.н.с. «Лиса и журавль»; «Пузырь, соломинка и лапоть»; «Лиса и кувшин».

Рекомендация

для родителей «Играем вместе с детьми»

Участие родителей в подборе литературно-поэтических произведений по теме.

Разучивание с детьми считалок и потешек.

Февраль

«Высокий – низкий», «Большой – маленький»

Организация наблюдений в природном уголке:

  • Наблюдение за всходами (лук, чеснок, фасоль, боб), сравнение их по высоте
  • Сравнение по высоте и величине цветочных горшков
  • Сравнение комнатных растений по высоте (фикус, фиалка, герань)

Дидактические игры: «Строим башню»; «Продолжи ряд»; «Чудесный мешочек»; «Подбери метелки снеговикам»; «Кто самый высокий?»; «От большого к маленькому»

Подвижные игры: «Выше ноги от земли», «Паук и мухи»

Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»

На прогулке:

  • Сравнение деревьев по высоте
  • Наблюдение за птицами и облаками
  • Катание с ледяных горок (высоких, низких)
  • Постройка снеговиков

  • (сравнение их по высоте, сравнение снежных шаров по размеру)
  • Постройка заборчика из веточек и снега
  • Сравнение расположения кормушек по высоте во время подкормки птиц

Активизация в речи детей слов: «высокий», «низкий», «большой», «маленький», «выше», «ниже», «больше», «меньше»

Чтение художественной литературы: р.н.с. «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь»

Просмотр мультфильма: «Самый маленький гном»

Рекомендация для родителей «Большой и маленький» (знакомство детей с величиной овощей и фруктов)

Создание коллективного панно из природного материала «На морском дне»

2 этап – основной (практический).

  • Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о величине предметов.

3 этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Составление коллекции природного материала (шишки, веточки, семена растений, плоды каштана, камешки)
  • Приобретение и изготовление дидактического материала для занятий и игр с детьми

Перед началом проекта родителям сообщается тема и дается домашнее задание:

  1. рекомендации на совместные прогулки: наблюдения, сравнения, повторение, закрепление.
  2. чтение детям р.н. сказок и заучивание стихов.
  3. предлагается примерный список литературы и Интернет-ресурсов в помощь родителям:
  • Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: методическое пособие к рабочей тетради. – М.: Сфера, 2013
  • Д.Н. Колдина. Чудесные наклейки: Веселая геометрия. – М.:Мозаика-Синтез, 2008
  • http://baby-scool.narod.ru/zanyatiya/3_4/matematika/

http://www.razvitierebenka.com/p/3-4.html#.UydiC_niWNI

http://adalin.mospsy.ru/bel.shtml

http://www.mamac.ru/interest/artikle?id=387

http://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/uroki-matematiki-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta/matematicheskie-igry-dlja-detei-3-4-let.html

http://www.razvitierebenka.net/index/matematika_dlja_detej_1_2_let/0-194

http://steshka.ru/razvitie-rebenka-3-4-goda

http://www.inteltoys.ru/articles/cat2/article119.html

http://kem-detki.ru/2011/12/09/razvivayushhie-plakaty-matematika-dlya-detej-3-4-let/

Содержание работы в процессе реализации проекта.

  1. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Театрализация
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
  1. Образовательная деятельность:
  • ФЭМП
  • Формирование целостной картины мира
  1. Наблюдения:
  • На прогулке
  • В уголке природы
  1. Труд.
  2. Коммуникация
  3. Музыка
  4. Работа с родителями

Конкретные ожидаемые результаты.

  • У детей разовьется восприятие окружающего мира
  • Сформируется умение анализировать предметы по определенным признакам (величина, цвет)
  • Проект поможет детям применять полученные знания и умения на практике, свяжет обучение с окружающей жизнью.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2. Новика В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.

3. Помораева И. А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.  Планы занятий. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

4. Шалаева Г.П. Геометрические фигуры. Маленький гений / Шалаева Г.П. – М.: Филол.о-во «Слово»: ООО «Издательство «Эксмо»», 2003.

5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ФЭМП в средней группе: «В стране геометрических фигур».

Математические игры учат детей обдумывать свои действия, планировать, проявлять настойчивость для достижения целей, а также применять творческий подход....

Проект по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур»

Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В стране геометрических фигур»...

Проект по ФЭМП в средней группе "Занимательная математика"

Познавательный проект по формированию математических представлений в  группе среднего дошкольного возраста "Занимательная математика"...

Познавательно – творческий проект по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур».

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов. Создать условия для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе реализации проекта: «В стране геометриче...

Краткосрочный проект по ФЭМП в средней группе "Занимательная математика"

Название проекта: «Занимательная математика»Цель проекта: Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей среднего возраста, познавательной активн...

Проект по ФЭМП в средней группе: «В стране геометрических фигур».

Проек по ФЭМП " В стране геометрических фигур"...

Познавательно-творческий проект по ФЭМП в средней группе "В стране геометрических фигур"

Проект создан с целью создания условий для более эффективного усвоения воспитанниками представлений о геометрических фигурах....