Главные вкладки

    Познавательно – творческий проект по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур».
    проект по математике (средняя группа)

    Дзюба Наталия Геннадьевна

    Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов. Создать условия для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе реализации проекта: «В стране геометрических фигур».

    Задачи проекта:

    1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
    2. Совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам:  цвет, форма, величина.
    3. Формировать у детей умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности.
    4.  Развивать внимание, речь, память, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности.
    5. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, парах.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Познавательно – творческий проект по ФЭМП в средней группе

     «В стране геометрических фигур».

           

    Вид проекта: краткосрочный, групповой.

    Продолжительность проекта: апрель 2019 год.

    Форма проведения проекта: совместная деятельность воспитателя с детьми,  работа с родителями.

    Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

    Цель проекта: 

    Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов. Создать условия для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе реализации проекта: «В стране геометрических фигур».

    Задачи проекта:

    1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
    2. Совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам:  цвет, форма, величина.
    3. Формировать у детей умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности.
    4.  Развивать внимание, речь, память, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности.
    5. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, парах.  

    Актуальность проекта:

    Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. В детстве накапливаются определённые знания и представления о разнообразных свойствах предметов, которые нас окружают. Дети сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью. В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии формируются представления о геометрических фигурах,  о форме предметов  на сенсорной основе.  При этом для математического развития ребёнка  важным является использование полученных знаний и навыков в игровой, продуктивной, познавательной деятельности. Это делает сложившиеся представления полезными и понятными ребёнку. Поэтому актуально получение знаний о геометрических фигурах через проектную деятельность.

    Проблемный вопрос:

    У детей среднего дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о  геометрических фигурах, не сформировано умение сравнивать их, находить  в окружающей обстановке.

    Основные формы реализации проекта:

    Интегрированные занятия

    Беседы

    Рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по теме

    Чтение художественной литературы

    Сюжетно – развивающие игры

    Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

    Слушание и разучивание фольклорных произведений.

    Продуктивная деятельность детей.

    Предполагаемый результат проекта:

    В результате реализации проекта дети смогут систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, развить умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами, а также развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.

    Продукт проекта: 

    Цикл занятий, способствующий обобщению  и закреплению представлений о геометрических фигурах и телах. 

    Продуктивная деятельность детей. 

    Коллаж  «Мир геометрических фигур».

    «Книга геометрических загадок».

    Спортивно – математический досуг «Юные помощники».

    Взаимодействие  с родителями: 

    Познакомить родителей с идеей проекта «В стране геометрических фигур». Познакомить с методами и приемами ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами.

    Консультация для родителей: «Весёлая математика для больших и маленьких».

    Цель: Познакомить с развивающими возможностями. Обсудить варианты участия родителей в проекте.

    Консультация для родителей «Дидактические игры на развитие элементарных математических представлений».

    Цель: Познакомить родителей с категориями дидактических игр, методиками их проведения, игровыми сюжетами, как целевой основой деятельности детей.

    Консультация для родителей «Значение настольных игр в развитии ребенка».  

    Памятка для родителей «Математика – это интересно». Советы родителям по организации занятий с детьми дома.

    Совместная творческая работа родителей и детей по созданию развивающих пособий.

    Картотека подвижных и дидактических игр для родителей.

    Создание  «Книги геометрических загадок».

    Обеспечение проекта:

    Наглядно - дидактические пособия.

    Специальная методическая литература.

    Геометрические фигуры различных форм и цветов.

    Трафареты для свободного рисования «геометрические фигуры».

    Геометрический конструктор различных цветов из дерева и др. материалов.

    Мелкий счетный раздаточный материал: счетные палочки, геометрические фигуры.

    Развивающие  игры:

    «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото », «Подбери по форме», «Найди свой домик», «Цвет и форма»,  «Орнамент», «Логические таблицы».

    Содержание проекта:

    1. Подготовительный этап.

    Сбор информации, материалов для реализации проекта, подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования.

    Подбор материала для подготовки к занятиям: физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры.

    Беседы с родителями о проведении познавательного проекта.

    Оформление родительского уголка: размещение наглядных пособий,  консультаций, рекомендаций по теме проекта.

    Разработка конспектов НОД, сценария итогового спортивно – математического досуга,

    1. Основной этап.

    работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение познавательных занятий по соответствующим темам,

    продуктивная деятельность детей (аппликация, конструирование, рисование, лепка),

    проведение разнообразных игр, разучивание физкультминуток;

    оформление коллажа «мир геометрических фигур, организация выставки творческих работ.

    1. Завершающий этап.

    Создание  «Книги геометрических загадок»;

    Коллаж «Мир геометрических фигур»;

    Выставка детских творческих работ для родителей;

    Итоговый спортивно – математический досуг «Юные помощники».

    Планирование работы по реализации проекта

    «В стране геометрических фигур».

    Познавательная деятельность:

    Беседы:

     «Кругом все круглое».  

    Цель: Закреплять представление о геометрической фигуре круг и геометрическом теле шар.

    «В стране квадратов».

    Цель: Закреплять представление о геометрической фигуре квадрат и геометрическом теле куб.

    «Геометрические фигуры».

    Цель: Расширять представления о многообразии геометрических фигур, их отличительных особенностях.  

    «Что из чего?»

    Цель: Закреплять знание геометрических фигур. Учить видеть геометрические фигуры, лежащие в основе различных строений, предметах.

    «Объемные фигуры».

    Цель: Учить понимать, в чем отличия плоских и объемных фигур, учить соотносить их друг с другом.

    «Различие между квадратом и прямоугольником».

    Цель: Учить понимать, в чем сходство и отличия между квадратом и прямоугольником.

    НОД «Новые друзья».

    Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, находить предметы – заместители в пространстве.

    НОД «Приключения геометрических фигур».

    Цель: Обогащать представления о геометрических фигурах, учить применять освоенные знания и умения: сравнивать предметы по форме и величине. Развивать образное мышление.  

    НОД «Волшебный прямоугольник».

    Цель:  Актуализировать в речи и уточнить, понятия, связанные с названиями  геометрических фигур, формой и величиной предметов. Учить использовать прилагательные в сравнительной форме, согласовывать их с существительными. Учить анализировать изображение, сравнивать, строить рассуждение.

    НОД «В стране геометрии».

    Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, учить применять знания о фигурах. Учить находить предметы похожие на геометрические фигуры в окружающем мире.

    Спортивно – математический досуг «Юные помощники».

    Продуктивная деятельность:

    НОД «Сказочная картина из геометрических фигур».

    Цель: Формировать  умение ориентироваться на поверхности листа бумаги.

    Закреплять знание геометрических фигур и цветов.

    Развивать умение разрезать полоску бумаги на квадраты. Учить составлять картину из геометрических фигур.

    НОД «Превращения круга».

    Цель: Учить рисовать различные предметы круглой формы.  Продолжать учить рисовать цветными карандашами, аккуратно выполнять штриховку. Развивать воображение.

    НОД «Раз квадратик, два квадратик».

    Цель: Учить разрезать полоску бумаги на квадраты.  Составлять предмет из квадратов. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать фантазию, воображение.

    НОД «Космический корабль».

    Цель: Развивать умение детей рисовать ракету, составляя рисунок их геометрических фигур, передавая пропорции и форму частей. Формировать умение детей самостоятельно дополнять композицию необходимыми деталями, изображая звезды, планеты, кометы.

    НОД  «Ракета летит к звездам».

    Цель: Развивать умение детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три части, три треугольника. Развивать комбинаторные способности, совершенствовать обрывную технику: изображать «хвосты» кометы и огонь из сопла ракеты.

    Самостоятельная художественная деятельность детей.

    Коммуникативная деятельность: 

    Чтение художественной литературы: «Три поросёнка», «Два жадных медвежонка», «Три медведя». 

    Заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».

    Заучивание считалок, стихов о геометрических фигурах. 

    Отгадывание загадок о геометрических фигурах.

    Игровая деятельность:

    Дидактические игры:

    «Найди геометрическую фигуру», «Найди свой домик»,  «Лото с геометрическими фигурами»,  «Сложи круг, квадрат»,  «Покажи одинаковые предметы», «Цвет и форма», «Чудесный мешочек»,  «Построим фигуру»,  «На что похоже»,  «Волшебные круги»,  «Подбери пару», «Собери бусы»,  «Найди предмет такой же формы», «Сложи квадрат», «Какую фигуру забыл нарисовать художник», «Построим фигуру», «Найди лишнюю фигуру».

    Сюжетно – ролевые игры: 

    «Детский сад», «Магазин», «Поликлиника»,  «День рождение куклы Кати».

    Подвижные игры: 

    Ловишки», «Найди, где спрятано», «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели».

    Методическая литература:

    1. Калиниченко А. В., «Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. Ребёнок в детском саду». М.,2007г., №3.
    2. «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», журнал «Управление ДОУ».  
    3. Репина Г. А., «Математическое развитие дошкольников», М.ТЦ Сфера 2008.
    4. Шевелев В.., «Математика для дошкольников»., 2005.
    5. Колесникова Рабочая тетрадь по математике для детей 4 – 5 лет.
    6. Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебнометодическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб.: Детство-пресс, 2003 г.
    7. Пономарева – Позина Формирование элементарных математических представлений: средняя группа. - Мозаика - Синтез Москва, 2015 г.
    8.  Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва,

    2013.

    1.  Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие.

    - М.: Айрис-пресс, 2005.

    1.  Глаголева, Л.В. Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. –М.:

    Просвещение, 2010.

    1. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для

    педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006.

    1. ЛеушинаА.М.Теория и методика формирования элементарных

    математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К.

    Велби, 2009.

    1. Развивающие методические игры-занятия В ДОУ. Практическое

    пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сос. Стасова Л.П. –

    Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.

    1. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях

    для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.

    1. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников

    математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009

    Критерии уровня познавательной активности и сформированности знаний в процессе реализации проекта  «В стране геометрических фигур».

    Для выявления познавательной активности и сформированности знаний выделены следующие критерии и признаки:

    -  овладение элементарными базовыми знаниями о геометрических фигурах.

    -  умение проявлять заботу об  игрушках.

    -  развитие речи, мышления, кругозора, коммуникативных качеств, нравственно – эстетических норм.

    Уровни:

    Высокий: владеет элементарными базовыми знаниями о геометрических фигурах: называет фигуру, умеет определять цвет, называет отличительные признаки. Умеет находить предметы определенной геометрической формы в окружающем пространстве. Умеет рассуждать и объяснять, имеет обширный словарный запас.

    Средний:  владеет знаниями о геометрических фигурах,  умеет определять цвет, называет отличительные признаки с помощью наводящих вопросов  педагога. Отвечает на вопросы воспитателя без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов.

    Низкий:  имеет поверхностные знания о геометрических фигурах: называет фигуру, затрудняется в назывании отличительных признаков, затрудняется  отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов.

    Мониторинг уровня познавательной активности и сформированности знаний в процессе реализации проекта «В стране геометрических фигур».

    В ходе реализации проекта  «В стране геометрических фигур» в совместной работе дети активно и дружно работали, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.

    Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры. У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений. Получены системные знания о геометрических фигурах. Анализ результатов показал, что произошли значительные изменения в развитии познавательной активности детей в процессе реализации проекта.  

    Наглядно полученные данные представлены в диаграмме.

    Уровень  познавательной активности и сформированности знаний на начало проекта «В стране геометрических фигур».

    Уровень

    Количество человек

    %

    Низкий

    18

    64%

    Средний

    8

    29%

    Высокий

    2

    7%

    Уровень  познавательной активности и сформированности знаний на конец проекта «В стране геометрических фигур».

    Уровень

    Количество человек

    %

    Низкий

    3

    11%

    Средний

    12

    43%

    Высокий

    13

    46%


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Краткосрочный, творческо-информационный проект с воспитанниками средней группы "В стране геометрических фигур"

    Краткосрочный, творческо-информационный проект с воспитанниками средней группы "В стране геометрических фигур"...

    Познавательно-творческий прект по ФЭМП в средней группе "В стране геометрических фигур"

    Познавательно-творческий проект по формированию элементарных  математических представлений средней группы  Тема: "В королевстве геометрических фигур»...

    Проект по ФЭМП в средней группе: «В стране геометрических фигур».

    Математические игры учат детей обдумывать свои действия, планировать, проявлять настойчивость для достижения целей, а также применять творческий подход....

    Проект по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур»

    Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «В стране геометрических фигур»...

    Конспект ОД по ФЭМП в средней группе «В стране геометрических фигур»

    упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник...

    Проект по ФЭМП в средней группе: «В стране геометрических фигур».

    Проек по ФЭМП " В стране геометрических фигур"...