кружок "Посидим подумаем" старший возраст
материал по математике (старшая группа) по теме

Кабацкая Елена Анатольевна

Перспективный план кружка на развитие логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kru.rab_.logika_starshaya_gruppa.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Советский район

                       Кружковая работа

 «Посидим подумаем»

                                                                     Старшая группа

                                                                                                          Воспитатель :Кабацкая Елена Анатольевна                      

                                                                                       Новосибирск

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.

Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.

Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи-фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.

Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.

Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.

Безусловно, развитие логического мышления детей является важным показателем общего уровня интеллектуальной подготовки ребенка. К концу дошкольного возраста у детей формируются элементы логического мышления с опорой на понятия. Именно в старшем дошкольном возрасте родители и педагоги должны обращать внимание на формирование у детей логических приемов (операций) умственной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения строить простейшие умозаключения на основе причинно-следственных связей.

Логическое мышление старшего дошкольника характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие; при этом ребенок в состоянии продумать план действий, а затем выполнить соответствующее действие. Поэтому, говоря о старшем дошкольном возрасте, правильно говорить понятийно-логическое мышление.

Важным моментом, который определяет успешное формирование понятийно-логического мышления у детей является обучение детей элементарным операциям логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация.

Анализ  логический прием, метод исследования, разложения предмета на составные части, каждая из которых затем отдельно исследуется для того, чтобы выделенные элементы соединить с помощью синтеза в целое, обогащенное новыми знаниями.

Синтез  логический прием, предусматривающий соединение в целое отдельных частей, свойств на основании обогащения знаний в процессе анализа.

Сериация   построение упорядоченных рядов по степени интенсивности определенного признака (размер, цвет, количество элементов и т. д) или в определенной последовательности.

Сравнение  логический прием умственных действий, заключается в выявлении сходства и различий между признаками объектов (предметов, явлений, групп предметов).

Классификация  это логический прием умственных действий, который предполагает разделение множества объектов на группы, классы по каким-то признакам, которые выступают основой для классификации.

Обобщение  характеристика познавательных процессов, что заключается в выявлении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов. Это процесс умственного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным признакам.

Цель: содействовать развитию элементов логического мышления.

Задачи: 

1. Совершенствовать способность выделять признаки и свойства окружающих предметов. Создавать ситуации, побуждающие детей выделять существенные признаки и свойства; отличительные признаки и свойства.

2. Развивать операцию обобщения на основе выделения общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимания соотношение более общего и более частного понятий.

3. Совершенствовать умение производить классификацию по 1 и 2 заданным, а также произвольно выбранным самим ребенком признакам (разбитие множества на подмножества).

4. Закреплять понимание простейших понятий, в том числе основных геометрических фигур. Формировать умение привести пример объекта по заданному перечислению его признаков.

5. Закрепить понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда (сериация).

6. Учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании.

7. Создавать ситуации, в которых дети могут учиться строить простейшие доказательства и рассуждения.

8.  Упражнять детей в составлении рассказов по последовательным сюжетным картинкам с целью восстановления в уме цепочки взаимосвязанных событий.

Литература:

1. «600 игровых задач для развития логического мышления детей» - Зак А. З.

2. «Давайте поиграем» - под ред. А. А. Столяра.

3Папка дошкольника «ориентировка в пространстве»        

4. «Математика и логика для дошкольников» - Тихомирова Л. Ф.

5. «Лучшие задачки»Черенкова

6. «Умные игры умные дети» О.Антонова

7. « Лучшие задачки».Е.Черенков

8 «Ступеньки творчества» Е.Юзбекова

9. Картотека игр для развития логического мышления

месяц

                                    тема

                               Литература

Сентябрь

Ориентировка в пространстве

Папка дошкольника

Игра «кто кем был»

 «Умные игры»О. Антонова 25

Скрепки,

игры для развития логического мышления

«Умные игры»  Антонова 33

Картотека

Игра с счётными палочками

Альбом

Октябрь

Русские народные загадки

«Развивающие игры для школьников» Васильева 86

«занимательные уроки»

Папка «Думай, решай, считай»

«Танграм»

«Ступеньки творчества» Юзбекова 20

Игры с палочками Кюизенера

Ноябрь

«Кто самый-самый»

«Лучшие задачки»Черенкова 71

Игра с одним обручем

Давай поиграем» Столяр 45

«Правила движения»

«Давай поиграем» Столяр13

«Задачи в стихах»

Лучшие задачки Черенкова 125

Декабрь

Серия игр «Заполни квадрат»

Юзбеков 69 «Ступеньки творчества»

«Назови одним словом»

«Лучшие задачки « Черенкова 80

«Продолжи ряд предметов»

Лучшие задачки 87

«Мыслим логически»

Лучшие задачки» Черенкова 129

Январь

«Волшебный круг»

Юзбеков 34 «Ступеньки творчества»

«занимательные уроки»

Папка

Ферваль

«Лабиринт»

Юзбекова 84

«Считаем до 10»

Папка

Игры с палочками Кюизенера

Папка

Задачи-сказки

Лучшие задачки 38

Март

«Один –много»

Умные игры 83

Блики Дьенеша

Игры на развитие логического мышления

Картотека игр

Рисунки -небылицы

Картинки на экране

Апрель

«Задачи в стихах»

Лучшие задачки 151

«Лабиринт»

Ступеньки творчества Юзбекова 86

«Занимательные уроки»

Папка «Думай, решай, считай»

«Считаем до 10»

Папка

Май

Игра «Как можно узнать»

Картотека игр

Игры для развития логического мышления

картотека

Логические задачки

Картотека игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...