Статья "Реализация интеграции логико-математического и речевого развития дошкольников"
статья по математике на тему

Петренко Людмила Григорьевна

Существуют различные формы и средства деятельности по формированию у дошкольников основ математической культуры. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Реализация идеи интеграции логико-математического и речевого развития дошкольников»

Математика является универсальным и мощным методом познания. Одно из самых точных высказываний, определяющих ее место в системе наук, принадлежит физику

Н. Бору: «Математика – это больше, чем наука, это – язык». Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать. Упражнение в математике способствует приобретению рациональных качеств мысли и ее выражения: порядок, точность, ясность, сжатость; требует воображения и интуиции.

Под «математическим образованием» периода дошкольного детства следует понимать процесс обучения математике и воспитание математической культуры, направленный на подготовку детей к применению необходимых знаний и умений в процессе жизнедеятельности.

Существуют различные формы и средства деятельности по формированию у дошкольников основ математической культуры. Одним из таких средств является ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора, которое содействует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка. Для занятий с дошкольниками отбираются произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. Рассказывание художественных произведений, прежде всего в стихотворной форме, должно сопровождать деятельность воспитателя на различных занятиях, в режимные моменты: во время прогулок, воспитания навыков самообслуживания и т.д.

Интеграция (лат. integraio — восстановление, восполнение; целый) понимается как сочетание и взаимообогащение некоторого содержания за счет качественных изменений связей между содержательными разделами; состояние связывания отдельных дифференцированных частей и функциональных систем в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Переход от предметного обучения на специальных занятиях к развитию интегративных качеств ребенка в течение всего времени пребывания детей в детском саду во всех видах детской деятельности, обеспечение полноценного проживания детства – главный отличительный признак современных подходов к формированию математических представлений дошкольников. Формирование математических представлений сегодня – это не обучение математике в привычном нам «школьном» понимании, а развитие и совершенствование детского познания, в котором математические понятия, способы действий с математическими объектами являются средствами познания, средствами обобщения, обозначения и хранения информации о многих сторонах мира. Эти стороны – количественные, порядковые, временные, пространственные отношения, отношения логического следования в мире вещей и людей. Первоначально эта информация в опыте действий детей с предметами обозначается средствами родного языка, передаваемыми детям взрослыми. Постепенно она обобщается и тогда становится возможным обозначать ее математическими средствами, а действия с соответствующими объектами – действиями с математическими объектами.

Можно утверждать, что формирование математических представлений есть определенный сегмент развития речи ребенка. Математические представления формируются в процессе всей жизнедеятельности детей, во всех видах их деятельности, а не только и не столько в специально отведенное для занятий время. Началом и основой формирования математических представлений является опыт чувственного познания мира в младенчестве и в раннем возрасте, сопровождаемый словесной, мимической и жестовой речью взрослых, опыт понимания некоторых слов из обращенной к ним речи взрослых, постепенное включение соответствующих жестов, слов, коротких предложений в речь детей. Вот, например, как эта позиция подтверждена в Примерной основной образовательной программе «От рождения до школы»: «Развитие речи от 1 года до 1 года 6 месяцев». Развивать умение понимать слова, обозначающие контрастные размеры (большой, маленький), формы (кубик, кирпичик, шар, призма); «От 1 года 6 месяцев до 2 лет». Понимание речи, называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).

Формирование математических представлений у дошкольников – это погружение ребенка в ситуации познания количественных, порядковых, пространственных, временных и иных отношений. Это ситуации подготовки к рождению математического знания, которое вырастает, выделяется из познания мира в целом, первоначально оформляясь как некоторая область родного языка, чтобы в дальнейшем, в значительной части уже в школе, получить возможность перевода на язык математики – язык математических символов, способов кодирования и преобразования информации на этом языке.

Интеграция логико-математического и речевого развития основана единстве решаемых в дошкольном возрасте задач. Развитие классификации, сериации, сравнения, анализа осуществляется в процессе игр с логическими блоками, веществами, наборами геометрических фигур; в ходе выкладывания силуэтов, выделения отличий и сходства геометрических фигур и т. п. В процессе развития речи активно используются упражнения и игры, предусматривающие данные операции и действия в ходе установления родо-видовых отношений (транспорт, одежда, овощи, фрукты и т. п.) и последовательностей событий, составления рассказов, что обеспечивает сенсорное и интеллектуальное развитие детей.

Используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т. п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников.

Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена); истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены» и т. п.). Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т. п.). В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И. Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.

Используется интеграция на уровне речевого творчества:

—сочинение историй, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета; предусматривается применение счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета;

—сочинение математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение) и представить их в образной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство  развития логического мышления у дошкольников»...

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельностиРечевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельностиРечевое общение в дошкольном возрасте ос...

ТЕМА: «Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников, в процессе организации игровой деятельности.»

Под математическим развитием дошкольников, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и ...

Мастер-класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...

Мастер – класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер - класс для воспитателей "Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников"...

Мастер-класс. Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников

Мастер – класс «Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников»Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе актив...