ТЕМА: «Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников, в процессе организации игровой деятельности.»
консультация

Арутюнян Наира Васильевна

Под математическим развитием дошкольников, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_matem.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                      Детский сад №11 «Березка»

                              КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

                                             

ТЕМА: «Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников, в процессе организации игровой деятельности.»

                                                                                           Провела воспитатель:

                                                                                           Арутюнян Н.В.

                                               г. Гусиноозерск

                                                         2017 г.

Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников, в процессе организации игровой деятельности.

     

 В системе образования ведущие позиции занимает интеграция. Согласно (фгос) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая работа в программах нового поколения  в частности «От рождения до школы»,строится на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,  спецификой и возможностями образовательных областей.

Опираясь на анализ научной литературы,  выделили несколько видов интеграции: межпредметная интеграция (междисциплинарная);  внутрипредметная интеграция (внутридисциплинарная); интеграция дидактических принципов; взаимодействие методов и приемов  воспитания и организации непосредственной образовательной деятельности детей (методическая интеграция);  интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой); внедрение интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области .

Остановлюсь на интеграции математического и речевого развития дошкольников, которая происходит на уровне интеграции основных направлений.

Под математическим развитием дошкольников, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.

     А.В. Белошистая под математическим развитием ребенка предлагает понимать «целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности»  С точки зрения Е. И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций»  В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие», которое является тождественным.

       Математическое развитие дошкольников может быть интегрировано с такими направлениями как социальное развитие, экономическое, речевое, физическое, художественно-эстетическое (междисциплинарная интеграция), а также может осуществляться и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике (внутридисциплинарная интеграция). В частности,  выделяют следующие  направления: логико-математическое и экономическое развитие дошкольников, логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений дошкольникам, логико-математическое и речевое развитие дошкольников, логико-математическое и физическое развитие дошкольников, логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников, логико-математическое и социально-личностное развитие дошкольников .

Математические представления являются средством математического развития, и их формирование представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

       Одним из показателей математического развития дошкольников являются особенности развития речи (усвоение математической терминологии). В рамках познавательно-речевого развития в ОО «Познание» закладываются основы формирования элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, таким образом можно сказать, что осуществляется математическое развитие дошкольников.

Анализ научной литературы показал, что процесс математического развития дошкольников осуществляется под руководством педагога в непосредственно образовательной деятельности, направленной на ознакомление детей с различными математическими представлениями  с использованием разнообразных средств (дидактические игры; упражнения с демонстративным и раздаточным материалом; малые фольклорные жанры и др.), которые также способствуют речевому развитию.

           В рамках познавательно-речевого развития закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическая речь, логико-математическое мышление, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям.

Вопросы развития речи дошкольников рассматривались учеными в разных аспектах и направлениях: в процессе ознакомления детей с природой, в процессе трудового воспитания , в процессе продуктивных видов деятельности и  математического развития на основе ознакомления с художественной литературой. Исследователи подчеркивали, что в процессе работы у детей происходило обогащение и активизация словаря, формировались умения, необходимые для развития таких качеств связной речи, как логичность, последовательность, четкость.

Интеграция может также планироваться и реализовываться в разных видах детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой).

       Игра является, в свою очередь, интегрирующим фактором. Остановимся подробно на одном из направлении – интеграции в логико-математическом и речевом развитии дошкольников, которая основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Язык математики в большей степени, чем язык других учебных предметов, обладает такими качествами, как «однозначность, недвусмысленность терминов и выражений, четкость   правил, компактность и емкость фразеологических оборотов, использование стандартных словесных форм . Перечисленные качества математического языка, позволяют  формировать такие компоненты речевой культуры, как  точность  языка, адекватное выражение мысли, экономичность, информативность  речи, ее последовательность, логичность, четкость формы. Математика является точной наукой, в которой много специальных терминов, используемых дошкольниками в речи.

Математический язык, в отличие от естественного, является искусственным, и в нем значение и смысл каждого слова совпадают. Грамотная математическая речь выражается в правильном употреблении математических терминов, в знании, где и когда можно применить эти термины и специальные математические выражения, а также в развитии всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) и на их основе развития связной речи.  Выработка такой именно речи представляет трудности и должна служить предметом повседневной и неослабленной заботы педагога.

Так, в процессе формирования  математических представлений  у старших дошкольников  педагог развивает умения конструировать  простые высказывания по поводу выполненного действия (что сделал, для чего, что узнал при этом), проявления  положительных эмоций, речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками.

Соответствие речевой динамики возрастным особенностям, является важным фактором комфортного самочувствия ребенка в образовательном процессе. Так, словарный объем, используемый воспитателем, шире объема, который предусмотрен для усвоения детьми; новые слова сначала становятся частью пассивного (т.е. понимаемого правильно) словаря ребенка и лишь через год – активного; варьирование характера вопросов к детям в соответствии с целями обучения и возрастными возможностями детей.

В словарной работе специфическое значение для усвоения учебного материала имеет обогащение словаря детей терминами, обслуживающих математику. В свою очередь по содержанию их можно разделить на следующие группы: названия чисел) и словесных обозначений понятий, связанных с числом ( цифра,.); названия арифметических действий, их компонентов и результатов (сложение, вычитание, слагаемое, сумма и т.д.); словесное обозначение понятий, связанных со структурой задачи и примеров (пример, задача, условие, вопрос задачи и т.д.); К словам, обслуживающим математику, также относится речевой материал, насыщающий условия арифметических задач.

В процессе развития математических представлений и речи активно используются дидактические игры и упражнения, литературные средства (сказки, стихи, малые фольклорные жанры и др.), то есть осуществляется интеграция художественного слова и математического содержания.

Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, способствует развитию всех компонентов речи ребенка, в том числе и математической речи. В дидактических играх все ее участники обязательно соблюдают объективные правила, игра с правилами имеет окончание, определяемое выигрышем одного из участников, фиксирующим начало нового игрового цикла.

Использование дидактических игр, в том числе словесных, в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Лексические игры «Назови скорей», «Запомни изученное слово», «Цепочка слов», «Наоборот» и др. используются для расширения и пополнения активного словаря ребенка, дифференциации слов, обозначающих пространственно-временные представления. Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов, которые воспитатель называет один раз:

круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимания на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу. В играх с правилами продумываются различные варианты.

Грамматические словесные игры «Концовка», «Дополни предложение» и др. необходимы для правильного построения предложений и совершенствования логико-грамматических конструкций.  Игра «Концовка» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы), например: «Если сосна выше, чем березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы ... (тоньше ствола дуба и т.д. Для развития устной речи используются дидактические игры «Когда это бывает?», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Составь загадку», «Чудесный мешочек», «Где мы побывали, что мы повидали» и др.  Например, организуя игру «Составь загадку», с целью  увеличения словарного запаса детей, развития умения описывать предмет, выделяя его характерные свойства. Здесь используется интеграция на уровне речевого творчества. То есть дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.

Особо хочется сказать о речевых ошибках,  к которым не следует привлекать внимание детей, а нужно корректно их исправлять, не передразнивая и не высмеивая дошкольника, потому что это может спровоцировать снижение речевой активности, замкнутость, отрицательное отношение к обучению в целом. Анализ происхождения речевых ошибок показал, что чаще всего это отсутствие в активном словаре терминов или  неточное, ошибочное их употребление; некорректное построение предложений, высказываний, рассуждений; однословность или, наоборот, многословие и др.

           Таким образом, математика предоставляет вдумчивому педагогу большие возможности для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом. Реализация интеграции в логико-математическом развитии дошкольника успешно осуществляется не только в повседневных видах детской деятельности, занятиях, но и в познавательно-игровой деятельности, направленной на систематизацию, уточнение представлений, знаний и умений, расширение области их применения. Такая деятельность реализуется в дидактических играх с математическим содержанием.

Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, дидактическая игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математических представлений

у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.

      Успешное логико-математическое развитие ребенка не может обойтись без развития речи, в том числе и математической, так как непосредственно образовательная математическая деятельность сопровождается речью педагога и воспитанника. Дети должны правильно отвечать на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения и математические понятия, уметь правильно объяснить правила игры и т.д.

Литература

1.Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования (математика): Автореф.  дис. ... докт. пед. наук. – М., 2003.

2.Варфоломеева С. В. Усиление общеобразовательной функции обучения математике на основе использования ее взаимосвязи с языковыми дисциплинами: Автореф.  дис. ... канд. пед. наук. – М., 1988.

3.Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4.Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников.  – М.: Просвещение, 2000.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие связной речи дошкольников в процессе организации игровой деятельности"

Планирование, организация и проведение педагогического совета в ДОУ....

Совместная деятельность ДОУ и семьи в процессе организации игровой деятельности дошкольников

Знакомство родителей с практическим опытом организации игровой деятельности в детском саду...

«Развитие математических способностей детей второй младшей группы в процессе организации игровой деятельности»

В 2013 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В связи с этим все дошкольные образовательные учреждения обязаны строить свою организованную об...

Сообщение из опыта работы «Речевое развитие дошкольников по средствам театральной игровой деятельности»

Цель: речевое развитие дошкольников, по средствам театральной деятельности.      Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Им...

Презентация. Тема:«Речевое развитие дошкольников в процессе игровой деятельности»

Цель:Изучение и анализ эффективности использования игр в развитии речи дошкольниковЗадачи:-развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры;-формировать все компоненты устной речи: грамматический...

Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"

Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"...