Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений на основе дидактических игр и упражнений с применением ИКТ в средней группе №1 «Сказочная страна геометрических фигур»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Безладная Наталья Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений на основе дидактических игр и упражнений с применением ИКТ в средней группе №1 «Сказочная страна геометрических фигур»

Воспитатель: Безладная Н. Д.

      Цель: продолжать формировать и расширять элементарные математические

способности у детей через игровую деятельность. 

 Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП»:

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) независимо от их размера, цвета.

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Продолжать учить детей считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету».

Развивать математические способности детей, логическое мышление, память, сообразительность, внимание, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать  самостоятельность, интерес к математике.

Задачи ОО в интеграции:

ОО «Развитие речи»:

Учить правильно и четко произносить названия геометрических фигур.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными связными предложениями.

Упражнять в использовании в речи порядковых числительных, слова «узкая», «широкая».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать умения анализировать свою деятельность и деятельность других детей, взаимодействие с воспитателем.

Развивать эмоциональную сферу детей в игровой деятельности.

 Воспитывать чувство товарищества, уважение друг к другу (во время ответов - не подсказывать и не перебивать).

Воспитывать бережное отношение к математическому раздаточному материалу.

ОО «Физическое развитие»:

Способствовать повышению умственной работоспособности, предупреждению утомления посредством динамической паузы, подвижной игры.

Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, конструктивная.

Предшествующая работа: дидактические игры и упражнения на развитие математических способностей, беседы с детьми.

Демонстрационный материал и оборудование: мультимедийная установка для показа презентации, предметные картинки, геометрические фигуры большого размера и разного цвета, 4 шпагата.

Раздаточный материал для детей: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (по одной фигуре для ребенка), наборы счетных палочек (по одному набору для ребенка), цветные шнурки по количеству детей, индивидуальные рабочие тетради по математике.

Ход организованной образовательной деятельности.

Вводная часть.Организационный момент                                                                                -Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Давайте улыбнемся нашим гостям, подарим им свои улыбки и хорошее настроение.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся с вами в волшебную страну геометрических фигур.

А попадём мы в неё на волшебном «ковре-самолёте». Рассаживайтесь на нем удобно, мы отправляемся (дети вместе с воспитателем садятся на ковёр)

Наш ковёр по небу мчится.

Что же с нами приключится?

Попадём на нём мы в сказку,

А в какую? Где подсказка?

- Я предлагаю вам послушать интересную сказку, которую еще никто не слышал. Слушайте внимательно.

Основная часть.

- В некотором Математическом царстве, Геометрическом государстве жили геометрические фигуры. А какие геометрические фигуры там жили, вы, ребята, должны отгадать. Посмотрите на экран, если  правильно отгадаете загадку, то вы увидите отгадку. Будьте внимательны.

1.Математические загадки:

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник)

                    ***

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг)

                     ***

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат)

                  ***

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

Воспитатель: - Молодцы, все загадки отгадали.

- Жили геометрические фигуры дружно, не тужили и любили играть в разные игры. И для нас с вами они приготовили игру.

2.Игровое упражнение«Найди похожее».

Воспитатель показывает карточки с предметами, а дети должны определить, на какие геометрические фигуры они похожи: тарелка-круг, платочек – квадрат и т. д.

3.Подвижная игра «Найди свой домик»

На полу лежат круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат – к квадрату и т. д.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит обосновать свой выбор.

Игра повторяется 2-3 раза. Воспитатель каждый раз меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами.

Воспитатель: - Как замечательно мы поиграли! Все вы были внимательными и правильно выполняли правила игры. Молодцы!                                                                                        Давайте восстановим свое дыхание и выполним                                                                               4.Дыхательное упражнение : «Вырасти большой».
Встать прямо, ноги вместе.                                                                                                Поднять руки вверх, хорошо потянуться.                                                                             Подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х»( повторить 4–5 раз).

Но сказка наша продолжается. Однажды приключилась с геометрическими фигурами беда. Пролетал над царством государством злой волшебник, увидел, как весело играют геометрические фигуры, и решил забрать одну из них. И знаете, ребята, кого он забрал? У этой фигуры три стороны и три угла. Как называется эта фигура? (Ответы детей)

Остались круг, квадрат, прямоугольник одни. Погоревали друзья, да делать нечего, надо идти друга из беды выручать.

- Ребята, а  мы сможем помочь геометрическим фигурам? (ответ детей). Тогда отправляемся в путь (на полу из шпагатов выложены дорожки разной ширины).

5.Игровое упражнение «Пройди по дорожкам»

- Мы подошли к двум дорожкам: к широкой и узкой. Девочки пойдут по широкой дорожке, мальчики – по узкой.

 (Дети идут по дорожкам и садятся за столы).Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием . А сейчас мы немного отдохнем,выполним зарядку для глазок.6. Зрительная гимнастика:                                                                                                         Вы, реснички, усталость снимите (закрыть- открыть глаза)                                                    Глазки нам хорошо освежите (зажмурить глаза)                                                                    Глазки мы открываем и до пяти считаем                                                                                1,2,3,4,5 можно глазки открывать                                                                                                                                                                                                                  

Воспитатель: - Сказка наша продолжается. Шли, шли геометрические фигуры, и пришли в царство государство, где жил злой волшебник. Узнал злой волшебник, что геометрические фигуры пришли в его царство, рассердился и приказал им выполнить следующие задания.

7.Работа в тетрадях (стр. 9, задание а)).

Воспитатель: рассмотрите картинку в тетради и скажите:

«Как узнать, сколько гномиков на картинке? (Дети считают гномиков вслух.) Сколько гномиков?   У каждого гномика есть шарик? Сколько шариков? (Дети считают шары.) По сколько гномиков и шариков? Чем отличаются гномики друг от друга?»

Воспитатель: посчитайте гномиков по порядку: «Который по счету гномик в желтом костюмчике? Какого цвета костюмчик у пятого гномика? Расскажите, в каком порядке идут гномики (важно, чтобы дети правильно называли порядковые числительные).

Расскажите, какого цвета шарики у гномиков? Отвечать лучше так: «У первого гномика желтый шарик, у второго…)

8.Динамическая пауза «Веселый счет»

(Дети выполняют движения согласно тексту)

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться – разогнуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

И пойдем опять гулять.

Воспитатель: - Злой волшебник, приказал выполнить ещё одно задание.                                  Но сначала мы разомнем свои пальчики.                                            9.Пальчиковая игра «Дружба»                                                                                                Дружат в нашей группе                                                                                                             Девочки и мальчики (пальцы рук соединяют в замок несколько раз) Мы с тобой подружим                                                                                                              Маленькие пальчики.                                                                                                                        Раз, два, три, четыре, пять                                                                                                      Начинаем мы считать.(пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом)                                     Раз, два, три, четыре, пять                                                                                                                  Мы закончили считать (руки вниз, встряхивают кистями)  

10.Игровые задания «Выложи из счетных палочек геометрические фигуры».

 Выложите из счетных палочек геометрическую фигуру, у которой четыре стороны, четыре угла (квадрат).

Выложите из счетных палочек геометрическую фигуру, у которой три стороны и три угла (треугольник).

Выложите из счетных палочек геометрическую фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

Можем мы из счетных палочек выложить круг? (ответы детей) Что же нам поможет выложить круг? (ответ – шнурок)

Воспитатель следит за выполнением заданий, оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.

Воспитатель: - Молодцы, вы справились и с этим заданием.

 - Узнал злой волшебник, что геометрические фигуры, выполнили его задание, и отпустил треугольник. Вмиг треугольник оказался со своими друзьями и все вместе они вернулись в свое Геометрическое государство.

А наша сказка подошла к концу.

Теперь нам надо возвращаться из нашего путешествия (дети становятся на «ковёр-самолёт»)

Скажем все вместе: «Раз, два, три, четыре, пять! Возвратились в детский сад!»

11.Заключительная часть.Рефлексия

Вопросы детям:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку?

- Кому мы помогали в нашей сказке?

- В какие игры вы играли?

- Какие задания вы выполняли?

- Что вам больше всего понравилось?

-Вы были внимательными, сообразительными, правильно думали и мыслили. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарно-математических представлений на тему «Знакомство с порядковым значением числа 4» для детей среднего дошкольного возраста (с применением ИКТ)

Программное содержание:упражнять в счёте до 4, учить порядковому счёту до 4; познакомить с порядковым значением,учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»; &laqu...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному (формирование элементарных математических представлений) и художественно-эстетическому развитию (конструирование) «В гостях у Степашки» для средней группы

Цель: Обобщить знания, полученные у детей в течении года.Задачи:Образовательные:-закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5; -повторять известные геометрические фигуры и их признаки;-зак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию формирование элементарных математических представлений на тему: «Ознакомление с числом 10 и цифрой 10» детей средней группы.

Формировать умения считать до 10, ознакомление с образованием числа 10. Закрепление знаний детей о геометрических фигурах.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19568737","attributes":{"al...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Конспект НООД по формированию элементарных математических представлений на основе сюжета русской народной сказки «Рукавичка» в старшей группе.

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе сюжета русской народной сказки &l...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Конспект занятияпо формированию элементарных математических представленийс использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»«МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ БОЛЬШОГО ГОРОДА&raqu...