Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений "Паровозик из математической страны"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

БОЛДИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Цель: познакомить детей с составом числа 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boldina.sostav_chisla_4.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Конспект открытого занятия

по формированию элементарных

математических представлений

«Паровозик из математической страны»

                           Подготовительная к школе группа

Воспитатель:

Болдина Елена Сергеевна

г.о.Электрогорск

31.10.2018г.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие» (развитие речи), «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (предметное рисование).

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская.

Цель: Познакомить детей с составом числа 4.

Задачи:

Образовательные:

1. Научить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;

2. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10;

3. Уточнить приемы деления квадрата на 2 и 4 равные части; правильно обозначать части целого (половина, одна вторая, одна четвертая);

3. Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, ромб, овал, прямоугольник).

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (располагать фигуры в определенной последовательности);

2. Развивать умение ориентироваться во времени (последовательно определять и называть дни недели);

3. Развивать зрительную память, внимание, логическое мышление;

Воспитательные:

1. Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно;

2. Воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

умеет составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа, владеет навыками порядкового счёта в пределах 10, умеет делить квадрат на 2,4 равные части, обладает знаниями о геометрических фигурах, ориентируется на листе бумаги, определяет и называет дни недели.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: паровозик с вагончиками из цветной бумаги, 6 кругов двух цветов; лист цветной бумаги квадратной формы, ножницы; плоскостные геометрические фигуры на магните; мячик;

- раздаточный: паровозики с одним вагончиком из цветной бумаги на каждого ребенка, 6 кругов двух цветов на каждого ребенка; лист цветной бумаги квадратной формы, ножницы; карточки с паровозиками и геометрическими фигурами в вагончиках на каждого ребенка, цветные карандаши.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу приходил почтальон и принес письмо для ребят подготовительной группы. В нем жители страны математических знаний обратились к нам с просьбой о помощи. Как вы думаете, а кто живет в стране математических знаний?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, вот как раз геометрические фигуры и просят нас помочь им, они отправились в путешествие, но их паровозик в пути остановился, и они не могут вернуться домой. Ребята, поможем фигурам вернуться в страну математических знаний?

Ответы детей.

(Дети подходят к магнитной доске, на которой прикреплен паровозик с вагончиками)

Воспитатель: А вот как раз и их паровозик. Чтобы паровозик отправился в путь, пассажирам нужно правильно занять свои места. Какой у него номер? (4) Сколько у него вагончиков?

Ответы детей.

Воспитатель: В каждом вагончике путешествуют 4 пассажира. В первом вагончике слева 3 пассажира, а справа один (приклеивается круг другого цвета).

- Сколько получилось всего пассажиров в первом вагончике? (4)

- Сколько фигур слева?

- Сколько фигур справа?

- Как составили число 4? (3+1)

- Сколько пассажиров во втором вагончике слева? (2)

- Сколько не хватает пассажиров справа? (2)

- Сколько получилось всего пассажиров во втором вагончике? (4)

- Как составили число 4? (2+2)

- Сколько путешествует фигур в третьем вагончике слева?(1)

- Сколько не хватает фигур справа? (3)

- Сколько получилось всего фигур в третьем вагончике? (4)

- Как составили число 4? (1+3)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам каждому попробовать стать машинистом такого паровозика и самостоятельно рассадить пассажиров по вагончикам?

Ответы детей.

(Дети садятся за столы) 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах? Посмотрите у вас на столах тоже лежат карточки с вагончиками и геометрические фигуры. Послушайте внимательно задание. Вам нужно разместить геометрические фигуры в вагончике так, чтобы всего в вагончике было 4 пассажира.

Воспитатель: Мирон расскажи, как ты разместил пассажиров в своем вагончике? Сколько всего у тебя геометрических фигур в вагончике? Сколько слева, сколько справа? Как ты составил число 4?

(Я составил число 4 из двух кружочков слева и из двух кружочков справа, 2 и 2 это число 4

Воспитатель: Расскажите, как вы составили число 4?

(1-2 ребенка рассказывают свой состав числа 4.)

Ответы детей: 

Воспитатель: Молодцы, теперь паровозик может отправляться в путь, и геометрические фигуры смогут вернуться домой. Только ребята, пока фигуры путешествовали, они нашли новых друзей, хотели пригласить их вместе путешествовать. А вагончиков для всех не хватит. Ка мы можем помочь?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поможем и сделаем еще вагончики для новых друзей.

Воспитатель: Но перед этим, давайте разомнемся немного.

Физкультминутка Раз-два-три-четыре-пять

Чтоб получше нам размяться

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд,

А потом наоборот.

(Наклоны вперёд и назад.)

Вот ещё одно заданье –

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Раз-два-три-четыре-пять

(Приседания.)

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых.

(Ходьба на месте.)

 (Воспитатель приглашает детей за столы)

(У детей листы бумаги квадратной формы. Воспитатель выкладывает на доску квадрат из цветной бумаги).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете из чего можно смастерить вагончик?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю смастерить из бумаги. Ребята, на какую фигуру похож этот лист бумаги?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на свои квадраты и скажите, как можно разделить его на равные прямоугольники.

Ответы детей. (Сложить лист бумаги пополам, совместить противоположные стороны и углы, сделать сгиб и разрезать по нему.)

Воспитатель: Давайте разделим квадрат на две равные части.

(Дети берут ножницы и делят квадрат на прямоугольники).

Воспитатель: Сколько частей получилось? Они одинаковые по величине? Как это проверить? (Наложением одной части на другую.) Как можно назвать каждую часть?

Ответы детей.

Воспитатель: Что больше: целое или половина? Что меньше: половина или целое? Что можно сказать о величине половины и одной второй?

Ответы детей.

Воспитатель: Как разделить квадрат  на 4 равные части?

Ответы детей.

(Дети делят каждую половину листа еще пополам так, чтобы получились квадраты).

Воспитатель: Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна четвертая или целое?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы, сколько вагончиков у вас получилось. Я думаю, теперь места хватит для всех друзей. Давайте присоединим наши вагончики к паровозику.

Воспитатель: Ребята, узнаем, сколько стало вагончиков у паровозика. Давайте их посчитаем слева направо. (2-3 ребенка).

Воспитатель: Мы сейчас считали вагончики слева направо, а если мы посчитаем их в обратном направлении: справа налево, их количество изменится? Давайте проверим. (1-2 ребенка)

- Ваня, который по счету красный вагончик?

- Какого цвета вагончик стоит между 5 и 7? (6)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, паровозик готов отправиться в путь. Ой, подождите, некоторые вагончики пустые, несколько пассажиров опаздывают. Как помочь? Как узнать, каких фигур не хватает в вагончиках? Давайте посмотрим, в какой последовательности расположены фигуры в вагончиках.

(Воспитатель вместе с детьми выявляет закономерность в расположении геометрических фигур)

Воспитатель: Ребята, давайте дорисуем недостающие фигуры, чтобы паровозик смог отправиться в обратный путь.

(Дети за столами дорисовывают и закрашивают геометрические фигуры. Затем воспитатель вызывает к доске 1 ребенка для проверки, и еще 3-4 ребенка отвечают с места). 

Воспитатель: Молодцы. Ребята, как вы думаете, а почему некоторые геометрические фигуры опоздали на свой паровозик?

Ответы детей.

Воспитатель: Я думаю, они забыли, какой сегодня день недели, и что паровозик отправляется в путь именно в среду. Давайте все вместе им напомним дни недели.

(Воспитатель с мячом выходит на ковер)

Воспитатель: Я буду бросать вам мячик, и задавать вопрос.

- Злата, какой сегодня день недели?

- Платон, сколько всего дней в неделе?

- Тимоша, какой день недели идет после четверга?

- Соня, про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

- Вера, какие дни недели  называются «выходные дни»?

– Мы улетаем на воздушном шаре в понедельник, а приземляемся через два дня на третий. Какой это будет день недели? (Среда.)

Воспитатель: Молодцы. Ну вот, ребята, теперь геометрические фигуры никогда не будут опаздывать.

Рефлексия.

Воспитатель:   Что нового вы узнали сегодня? С какой цифрой мы познакомились? Как можно составить число 4? Как можно поделить квадрат на равные части? Что нужно сделать, чтобы получилась ¼ квадрата? Какие дни недели называются «рабочими» («выходными»)?

Какие задания вам было выполнять легко, а какие  трудно?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за хорошие ответы, за любознательность и смекалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических знаний во второй младшей группе «Путешествие в страну математики »

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических знаний  во второй младшей группе...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие по Стране Математики».

Тип занятия: интеллектуально-развивающее.Цель: Систематизация и закрепление полученных знаний детей по математике....

конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений « Игра – путешествие в страну Математика»

Развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности....

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с элементами дидактических игр в старшей группе. Тема: «Страна « Математика»

Программное содержание: формировать элементарные математические представления;совершенствовать знания о геометрических фигурах...